Забытые гастролёры старого Херсона (продолжение)
Чудеса левитации на городской сцене
Немного ранее уже известных нам знаменитых детей-актеров – Бобы и Володи Зубрицкого – в Херсоне с гастролями в Художественном театре миниатюр, располагавшемся на Витовской улице (ныне улица Горького) в доме С. М. Писаренко, с грандиозным успехом выступали в 1914 году американцы Зенон и Луиза Сименсы. Впрочем, принадлежность их к Новому Свету, пожалуй, можно было бы и оспорить. Скорее всего, это был сценический образ. Зато их высокопрофессиональные номера были совсем не похожи на привычные балаганные выступления залетных артистов.
Вообще фокусников и факиров разных мастей на подмостках зрелищных учреждений Херсона и в шатрах кочевавших цирковых трупп горожане видели довольно часто. Без номеров «чародейства и волшебства» не обходился ни один гастролировавший в Херсоне цирк. А их в тот период в наш город приезжало предостаточно: цирк Труцци, Вальшина, Годфруа, Лара, Девинье, Эрдтмана и многие другие. Мало того, факиров и магов демонстрировали в дополнение к киносеансам многочисленных кинотеатров-биоскопов. Анонсы в херсонских газетах и афиши гласили:
«Американский биоскоп. Сверх программы только несколько гастролей короля огня и факиров, знаменитого исследователя, всемирного парфебтибелиста японца Мун-Пер-Тима. Мун-Пер-Тим будет откусывать зубами раскаленное докрасна железо. Будет пить разогретое до 700 градусов теплоты расплавленное олово. Будет вбивать по желанию публики гвозди в шею, покажет японского змея, исполнит японское гусарское фехтование-молнию, исполнит знаменитые японские фокусы с разъяснениями, исполнит английские фокусы, корейские упражнения с яблоками. В один момент стулья взлетят в воздух. Смешение разных цветов песка и разделение снова по цветам. Предлагает 1000 франков тому, кто докажет, что он всего этого не делает. Посещение ученикам разрешено».
К слову, часто в прессе после очередных выступлений можно было найти разгромные, обличительные рецензии и даже обвинения в шарлатанстве и непрофессионализме всех этих «магов и чародеев»: «Силачу Ян Чин Хо можно посоветовать оставить эксперименты с кирпичами, ибо близко сидящим зрителям было видно, что кирпичи подпилены, и чтобы их разбить, не нужно быть факиром. Оркестр жидок и сбивчив настолько, что даже лошади удивлялись», – писала газета «Херсонский курьер» после выступлений китайского силача-факира, гастролировавшего в Херсоне с цирком Эрдтмана в 1908 году.
В то же время были и исключения: гастроли Зенона и Луизы Сименсов значительно отличались от привычной херсонцам халтуры. Различия начинались прямо с газетных анонсов: «Просим не смешивать с фокусничеством, а также с различными опытами прокалывания, с которыми мы ничего общего не имеем».
В программе гастролей, поразивших херсонцев, были: «Таинственный шар, свободно летающий по всему театру с дамой в гондоле. Погреб Мефистофеля и райский огненный фонтан, заколдованное озеро. Превращение некрасивых в красивых, бедных в богатых…».
И всё же главным в репертуаре Сименсов стал сценический иллюзионный номер левитации: «Небывалый опыт, бывший гвоздем всемирного съезда в Нью-Йорке, тайна Египта! Г. Сименс поставит два обыкновенных стула, положит обыкновенную доску, положит Луизу Сименс на доску и накроет простыней. Луиза Сименс поднимается высоко в воздух от доски и совершает путешествие. Тогда Сименс просит убедиться в действительности, что никакие механические приспособления не применялись, после чего Луиза Сименс на глазах у публики моментально исчезнет».
Пожалуй, здесь стоит дополнить, что впервые в мире подобный номер был продемонстрирован в 1896 году в США Александром Германом. В начале нового века номер левитации начинают демонстрировать в Европе. К 1914 году секретом левитации овладевает иллюзионист Российской империи Гордей Иванов, а также Зенон и Луиза Сименсы.
Обратив внимание на анонс херсонского выступления Сименсов в феврале 1914 года, можно поставить под сомнение утверждение энциклопедистов, что британский иллюзионист бельгийского происхождения Серве Леруа в паре с супругой-ассистенткой Тальмой первым в мире продемонстрировал в 1914 году новый вариант левитации, совмещенный с мгновенным исчезновением помощницы. Скорее всё же подготовка и первенство исполнения номера принадлежат чете Сименсов…
Готовя материал о давно забытых в Херсоне гастролёрах, автор этих строк обратился к разработчику сайта magicpedia.ru Андрею Федорову, с помощью которого удалось отыскать следы Луизы Сименс уже в СССР. В желчной, критической статье, напечатанной в «Кирсановской коммуне» в 1936 году, которая называлась «Халтура на рабочей сцене», сказано: «…Уже по афишам можно было судить о качестве выступлений Сименс. Это была дешевая, плоская реклама. Такую рекламу делали незадачливые фокусники на ярмарках заштатных городов царской России.
К счастью, только два вечера продолжались дешевые “фокусы” Луизы Сименс. Не было ни одного интересного номера – ни по технике исполнения, ни по своей оригинальности, а в афишах значится, что артистка является “единственной в мире иллюзионисткой”. Зритель уходил со спектаклей недовольным. Помимо неинтересных номеров Сименс давала явно вредные номера. Она спрашивает у зрителей: “Желаете ли быть богатыми?”. Голоса – “Желаем!”. В руках исполнительницы появляется какая-то машинка, и из белых кусочков бумаги она делает фальшивые деньги. Хорош путь быть “богатым”– делать фальшивые деньги! Не надо таких дешевых иллюзий, не надо таких “единственных в мире” на рабочей сцене».
И всё же, несмотря на подобные отзывы в провинциальной прессе, в Советской стране выпускали почтовые карточки с портретом Луизы Сименс и надписью: «Единственная в СССР женщина-иллюзионист»…