Как полвека тому херсонцы ходили в кино
Зачем посещать кинотеатр, если у вас в квартире «телевизионная коробка передач» транслирует добрых два десятка государственных и частных каналов? Может быть, гораздо приятней и дешевле, сидя в мягком кресле с бутылкой пива в одной руке и сигаретой в другой, созерцать происходящее на экране? Хотя вы видите то же, что и в не очень уютном кинозале, но шарм былого посещения кинотеатра не заменит ни телевизор, ни домашний кинотеатр. В этом и поныне уверены тысячи херсонцев.
«…В кинотеатре собираются вместе перед экраном 500, 1000 и даже более человек. Они смотрят картину в «коллективе». Существует такое понятие — «дыхание зала». Когда весь зал захвачен действом, событиями, судьбами людей, то образуется новый фактор воздействия — атмосфера зала, которая подчиняет, поглощает, объединяет разнородную человеческую массу». В этом уверен кинорежиссер Эльдар Рязанов.
Прошло лишь три с половиной месяца после освобождения Херсона от немецко-фашистких захватчиков, а «Наддніпрянська правда» уже сообщала: «На днях привезена из Киева киноаппаратура, которая установлена в кинотеатре им. Коминтерна». 27 мая 1944 года херсонцы смотрели фильм «Радуга». Впоследствии в прокате демонстрировали трофейные фильмы с субтитрами: «Индийская гробница», «Таинственный знак», «Железная маска», «Тарзан» (четыре серии), «Маленький Мук»…
Поход в кино тогда приравнивался к празднику. В то время был всего один выходной день — воскресенье. Потому уже с утра в семьях царила суета: надо было загодя приобрести билеты в кино, сходить на рынок, приготовить обед и ужин (с престижного сеанса на 20.00 возвращались не ранее 23 часов). Да и выйти из дому планировали пораньше. Приодеться, причесаться — целая масса приятных мелочей была связана с «парадным» выходом в город. Обычно приобретение билетов возлагали на главу семьи: ведь очереди были — будь здоров!
Если кинотеатр им. Коминтерна (полное наименование звучало так: «Первое комсомольское звуковое кино, Госкино Коминтерн») проектировал еще его хозяин И. А. Спектор как зрелищное предприятие, то кинотеатр «Спартак» некогда был молитвенным домом Главной синагоги Херсона. Построенная в 1840 году по проекту архитектора Карла Акройда синагога в 1930 году была переоборудована в Госкино «Спартак» на 580 мест. В 1960-е годы его снесли, а на этом месте построили здание исполкома Комсомольского района (улица Суворова, 29).
В конце 1950-х — начале 1960-х годов процветала спекуляция любым «дефицитом», в том числе и билетами на зрелищные представления: театр, кино, цирк. Стоимость билета «с рук» превышала номинальную в 2-3, а то и 4 раза. Преимущества имели льготники. Протянув в маленькое окошечко кассы какие-то «корочки», они получали без всяких ожиданий заветные голубые билетики. Вне очереди приобрести билеты на зрелищные мероприятия имели право Герои Советского Союза и Социалистического Труда, депутаты Верховного Совета СССР, моряки загранплавания.
Тот, кто, выстояв длиннющую очередь, добирался наконец-то до заветного окошка, получал долгожданные билеты: основные — с указанием ряда и мест, и дополнительные — на «продленку». Что такое «продленка»? Коммунистическая мораль коснулась и просмотра художественных фильмов. Идеологи считали, что показ художественных фильмов нужно сочетать с публичными лекциями и обязательным просмотром хроникально-документальных лент. Для прокатчиков это было не только идеологическим воспитанием трудящихся, но и пополнением кассы кинотеатра за счёт так называемых удлиненных киносеансов, в основном на 18.00-20.00 часов.
В фойе кинотеатра обычно было многолюдно. Как всегда, у буфета толпилась очередь: пиво, лимонад, мороженое, пирожное и конфеты — неизменные атрибуты посещения кинотеатра. Двери туалетов хлопали ежесекундно: их посещали скорее всего не по нужде, а чтобы покурить перед двухчасовым сеансом. Звучит третий звонок. Но по всему зрительному залу то здесь, то там все еще громко хлопают откидные сиденья деревянных кресел: это весь ряд вставал, чтобы пропустить на свои места опоздавших зрителей.
Наконец-то все расселись по своим местам. Экран засветился. Началось чудо под названием кино.