Над переправой
А. Я. КОВАЛЕНКО, Герой Советского Союза,
капитан в отставке, бывший штурман
авиационного полка ВВС Южного фронта
Я только закончил училище и начал службу в скоростном авиационном бомбардировочном полку, когда началась Великая Отечественная война. И в первый же ее день мне пришлось вступить в бой с врагом.
А в сентябре 1941-го я воевал на Херсонщине. Это было тяжелое время. Советские воины с жестокими оборонительными боями отходили на восток. Через единственную на Нижнем Днепре, у Берислава, переправу гитлеровцы перебрасывали войска и технику. Ее прикрывали фашистская авиация и артиллерия.
Девятка советских самолетов под командованием капитана Гаврильченко получила приказ ликвидировать переправу. В составе группы был и я, летавший на пикирующем бомбардировщике. На подходе к цели нас встретил плотный огонь зениток противника, в воздух поднялись его самолеты. Их было намного больше, чем нас.
«Мессершмитты» сбили восемь наших самолетов. Погибли 24 товарища… Моему экипажу все же удалось двумя стокилограммовыми фугасками ударить по переправе. — Вблизи Берислава образовалась «пробка» из живой силы и техники врага, над которой успешно потрудились наши летчики из штурмовой и бомбардировочной авиации. В это время был смертельно ранен стрелок-радист Федя Скворцов, прекрасный товарищ, верный друг, смелый и умный воин.
Вернувшись на аэродром, мы похоронили друга и поклялись мстить за него врагу до тех пор, пока последний фашист не будет изгнан с советской земли. Клятву свою мы выполнили: мстили за Федю Скворцова до конца войны, до полной нашей Победы. И пусть Федя погиб в 1941-м и не воевал в майском небе 1945-го, но в нашей Великой Победе есть и его доля, доля, оплаченная жизнью.
На смену Феде пришел новый стрелок-радист. С ним я принимал участие в уничтожении батарей дальнобойной артиллерии, которые вели огонь по нашим войскам, защищавшим подступы к Крыму на Перекопском перешейке.
В 1941 году, сражаясь с врагом в херсонском небе, многие летчики совершили героические подвиги. В их числе был и командир звена старший лейтенант Иван Леонтьевич Золин. 22 сентября он получил приказ вылететь на бомбежку переправы через Днепр в районе Берислав — Каховка. Ставя перед ним задачу, командир полка капитан Д. М. Юшко сказал:
— Помните, она должна быть уничтожена.
Утром звено Золина взяло курс на Берислав. Вот уже под крылом таврические степи. Вот и славная Каховка, воспетая Светловым… А за ней переправа — длинная линия понтонов через могучую реку.
Враг обнаружил наши самолеты. Несколько вражеских батарей открыли по ним огонь. Вот Золин умело сманеврировал, резко развернул самолет и повел звено в сторону Горностаевки. Обманный маневр удался. Гитлеровцы, видимо, решили, что советские самолеты ушли, и прекратили огонь. Бомбардировщики вышли на цель со стороны села Змиевки, северо-восточнее Берислава. И снова забили зенитки. Взрывы все ближе и ближе к советским самолетам. А внизу — переправа. Золин увидел на ней сплошной поток танков, артиллерии, автомашин. Бросившись в атаку, он нанес точный бомбовый удар. Нет больше ровной нитки, соединяющей два берега, нет переправы! Можно ложиться на обратный курс. Но Пе-2 вздрогнул и стал па-
дать. По крыльям поползли языки пламени. Кабина наполнилась гарью. И тогда стало ясно — надежды на спасение нет. Значит, для воина осталось только одно решение: сделать свою гибель гибелью врага. Но Золин не один. С ним штурман и стрелок-радист. Штурман М. М. Мироненко и стрелок-радист П. М. Кашдаков согласны с летчиком. Пусть последний в жизни, но удар по врагу! И командир направил пылающую машину на скопление боевой техники врага. Советские соколы до конца выполнили свой долг перед Родиной. За беспримерный подвиг Иван Леонтьевич Золин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Над переправой Берислав — Каховка был ранен Александр Цурцумия, отважный сын солнечной Грузии. Четыре его брата воевали на фронтах Великой Отечественной войны так же храбро, как и он, били фашистов. Уже 9 июля 1941 года Совинформбюро сообщало: «Эскадрилья бомбардировщиков Черноморского флота под командованием капитана Цурцумии обнаружила и атаковала корабли противника. Первые бомбы попали в два вражеских корабля. Корабли пошли ко дну».
А в конце августа — начале сентября 1941 года эскадрилья Цурцумии уже действовала в небе Херсонщины, наносила удары по врагу на Днепре — в районе Каховки и Берислава.
1 сентября 1941 года шесть Пе-2 под его командованием бомбили скопление автомашин и войск противника на временных переправах. Первым, скомандовав: «Делай, как я!», пошел в пике сам командир. Сбросив бомбы на цель, он передал: «Делай еще заход!».
Задание было выполнено, вражеская переправа была разбита.
Таким был Герой Советского Союза А. П. Цурцумия. Он говорил:
— Я познакомился с Херсонщиной в тяжелый первый год войны. И, конечно, не знал еще тогда, что после войны она станет для меня такой родной. Вот уже около четырех десятков лет я живу в этом южно-украинском крае, любуюсь им и радуюсь, что в счастье ее людей есть и частица моего ратного труда.