Глава III. Работа завода и верфи Вадона во время австрийско-немецкой оккупации
После наступившей оккупации Херсона австро-немецкими войсками на заводе и верфи Вадона, как и на целом ряде других предприятий города, работы фактически прекратились, в том числе, и потому, что рабочие саботажем выражали свой протест оккупантам. Только в мае 1918 года на вадоновской верфи под руководством австрийцев начали производиться некоторые судоремонтные работы. Ремонтировалась царская яхта «Ксения», поврежденная самими австрийцами в боях за Херсон, поскольку ее артиллерия активно участвовала в обороне города. По воспоминаниям старых рабочих завода имени Коминтерна, во время ремонта замки из орудий «Ксении» незаметно вынули и выбросили, а пружины из замковой части рабочие взяли себе «на граммофоны». Так, исподволь, артиллерию яхты практически полностью вывели из строя.
Во время ремонтных работ один из больших листов броневой обшивки «Ксении» был незаметно поврежден бригадой клепальщиков. Однако вскоре австрийцы заметили тяжелую клепку и всю бригаду приговорили к расстрелу. В ее состав входили И.Д. Гринев, работавший «на поддержке» — подручным, держащим заклепки, а также нагревальщик, клепальщик и другие. Старшим в бригаде являлся рабочий по кличке «Антон-немец». Австрийцы хотели демонстративно расстрелять клепальщиков как саботажников, в назидание остальным. В приказах, развешанных по всей территории верфи, большими буквами выделялись слова о том, что «саботаж карается расстрелом».
На заводе и на верфи австрийцы ввели чрезвычайное положение, надеясь этим воздействовать на персонал. Однако они не рассчитали, что реакцией рабочих станет коллективный протест. Н.И. Значенко, А.И. Зайченко, Афанасьев и другие судостроители объявили представителю оккупационных властей: если будут расстреляны их товарищи-клепальщики, то всякие работы на верфи вообще прекратятся. Под давлением столь решительного протеста австрийцам пришлось освободить арестованных. Уже ждавшие геройски встретить смерть, приговоренные к расстрелу клепальщики ценой сохранения своей жизни познали силу товарищеского отношения спаянного коллектива рабочих-вадоновцев.
Но и в дальнейшем судостроители продолжали саботировать проводившиеся на заводе и верфи мероприятия по ремонту военных судов для нужд немцев и австрийцев. Вскоре под натиском частей Красной Армии и в результате изменившейся международной обстановки иностранные части спешно покидали территорию Украины. В конце ноября 1918 года из-за прошедшей в Херсоне политической забастовки, которая не замедлила перерасти в восстание, ослабленные австро-немецкие части оставили город.
В 1919 году, когда на Херсон наступали части Белой гвардии и иностранные войска — англичане, французы, греки, — пробольшевистски настроенные рабочие-судостроители старались вложить и свою лепту в борьбу с ними, монтируя военные катера и суда. Им приходилось делать это под артиллерийским огнем, поскольку белогвардейские войска обстреливали Карантинный остров из дальнобойных орудий, установленных в районе Алешек. Тем не менее работы по размещению вооружений на судах не прекращались ни на день. По инициативе вадоновцев для этих целей строились специальные баржи с поднятыми носом и кормой, так называемые болиндеры, на которых устанавливали дальнобойные тяжелые орудия. Они также использовались и в качестве десантных барж, в частности, при форсировании Днепра частями Красной Армии под Каховкой. Херсонские судостроители довольно умело ставили орудия на пароходы и баржи других конструкций.