Глава III. Работа завода в Тюмени
В конце августа-начале сентября 1941 года херсонцы прибыли в Тюмень. На базе двух небольших заводов — судостроительного и судоремонтного, существовавших там до войны, было необходимо в короткие сроки построить один новый большой судостроительный завод, который мог бы выполнять требования фронта. Перед инженерами и рабочими стояла очень трудная задача. Все строители жили в бараках, об удобствах даже не думали. Работали частично в лесу, где, невзирая на сильный мороз, обжигавший лицо и руки, приходилось возводить новые цехи завода. Херсонцы принимали активное участие в воскресниках по строительству нового предприятия.
Помимо них, в Тюмень несколько позже прибыли судостроители из Рыбинска, Москвы, Ленинграда и Керчи. Поначалу херсонцы находились все вместе, работая разнорабочими. Они же первыми начали в Тюмени строительство торпедных катеров. Затем их, как и эвакуированных из других мест, распределили согласно специальностям по цехам завода.
Всего на Тюменском судостроительном заводе в годы Великой Отечественной войны работало более 150 херсонцев. Многие из них показали настоящий трудовой героизм, помноженный на высокий уровень профессионализма, а также и рационализаторскую сметку, внеся в производственный цикл немало полезных изменений. Так, Василий Федорович Пашнин предложил усовершенствовать работы, связанные с газогенерацией и селитерными ванными- натриевой и калийной.
Подвижнический труд херсонцев был замечен и не раз во время войны отмечался различными поощрениями и наградами. Большой организаторский талант и умение самоотверженно трудиться проявил тогда воспитанник завода имени III Коминтерна Исидор Ильич Лезнов (позднее, в 1950-е годы, он работал директором Чистопольского судоремонтного завода в России). На строительстве Тюменского судозавода трудился и коминтерновец Анатолий Тимофеевич Андреев, начинавший свой путь на херсонском заводе в 1936 году конструктором. На новом месте он сначала работал старшим строителем, а с первых месяцев 1942 года — заместителем начальника механического цеха. Затем Андреев был назначен главным технологом нового предприятия, а в начале 1943-го — главным инженером.
В октябре 1942 года на завод пришла телеграмма за подписью Иосифа Сталина с приказом в кратчайший срок переоборудовать четыре торпедных катера под минометы системы «катюша», требовавшиеся Сталинградскому фронту. Для выполнения задания руководство выделило лучших специалистов, большинство из которых составили херсонцы. Над переоснащением кораблей трудились днем и ночью, без отдыха, применив ускоренный метод их перестройки, что позволило своевременно справиться с задачей. Сталинградский фронт получил катера с «катюшами».
Коминтерновцу, слесарю-монтажнику Ивану Федотовичу Карпенко поручили важное задание: доставить эти торпедные катера на фронт. Работая механиком по их сдаче, он успешно выполнил свою задачу: построенные херсонцами в Тюмени катера прибыли на место назначения в срок и приняли активное участие в разгроме немецких войск под Сталинградом.
Благодаря самоотверженному труду херсонских, ленинградских, московских, рыбинских, керченских и тюменских судостроителей в годы Великой Отечественной войны в Тюмени были построены десятки торпедных катеров, умело и бесстрашно защищавших СССР от немецких захватчиков на Черном и Балтийском морях. Они участвовали в боевых операциях при форсировании советскими войсками Днепра, Дуная и других водных рубежей, а также во время разгрома осенью 1945 года японских войск на Дальнем Востоке.
Первую партию торпедных катеров, построенных на новом Тюменском судостроительном заводе, направили во Владивосток в начале 1942 года. Ответственным сдатчиком этой группы кораблей из 8 единиц являлся коминтерновец В.Ф.Пашнин, справившийся со своим заданием: они были доставлены морякам-тихоокеанцам в назначенный срок и умело спущены на воду. По предложению Василия Федоровича в спуске участвовали и матросы экипажей катеров. Это значительно уменьшило сроки самого процесса и дало экономию средств государству. С марта 1942 по март 1943 года Пашнин находился в частях действующей армии, куда ушел добровольцем. В бою под Великими Луками он был ранен, потерял руку. Но и после войны Василий Федорович еще долго трудился на заводе имени III Коминтерна, успешно справляясь со своей работой.
Начиная со второй — сталинградской — партии торпедных катеров, отправленных на фронт в октябре 1942 года, и до самого времени, когда группа тюменских катеров в последние дни войны была доставлена через Владивосток в Порт-Артур, каждый раз их бессменно сопровождал и сдавал И.Ф.Карпенко. Третья партия таких катеров с установленными на них «катюшами» ушла из Тюмени в Поти в июне 1943 года. Там они долго не задержались и сразу же направлялись в Керченский пролив, где принимали участие в высадке десанта в Крыму, а также в других боевых действиях. Летом 1943-го Карпенко сопровождал и четвертую партию катеров, в Ленинград, а в конце того же года — и пятую, в Батуми.