Как исправить ошибки для создания херсонского туризма
Когда речь идёт о туризме в Херсоне, у меня сразу возникает вопрос: Херсону 243 года, а у нас до сих пор нет чёткого, яркого, запоминающегося образа, брэнда, выраженного в каком-либо искусстве, который стал бы визитной карточкой нашего города и края. Ни в гончарных изделиях, ни в художественной росписи, дереве, керамике… Неужели у нас не было самобытных художников, скульпторов, резчиков по дереву и кости? Где же наши чеканщики и кузнецы? Почему в городе и области никто не занимается витражами? Всё это нам привозят, заполняя наши рынки игрушками и безделушками, пришедшими с Востока и несущими совершенно чуждую нам, славянам, культуру. А, ведь, приезжая к нам, туристы хотят купить сувениры, которые рассказывают о херсонском крае и херсонских традициях…
Да, кое-что у нас появилось – некоторые предприниматели выпускают тарелки и чашки с изображением Екатерины II и Потёмкина, а также гербами Херсона. Но всё это на примитивной основе. Хотя даже за это надо сказать этим ребятам спасибо. Возможно, со временем у них появится вкус, и они проникнутся не однобокой историей нашего края. Ведь скифы, сарматы – мы их называем варварами, но их посуда и ювелирные изделия, чеканка, литьё – это всё узнаваемо и неповторимо. Их изделиями заполнены все музеи мира, ими дорожат и любуются.
Сегодня появились на херсонском рынке изделия из лозы. Однако это плетение не всегда узнаваемо, в других регионах делают точно такие же поделки. А ведь с лозой работают хорошо, многие из наших мастеров влюблены в своё дело. Но им никто не помогает, не знакомит с теми изделиями, что когда-то, в конце 19 – начале 20-го века, делали наши народные умельцы.
Я не верю, что у нас, на Херсонщине, нет своих самобытных художников, архитекторов, которые не присматриваются к старому городу, к его уникальным особнякам, дизайну фасадов и разновидностям лепки. Однако новостройки повторяют американскую культуру и превращают наш город в безликий. И если не предпринять решительных действий по его спасению, а точнее – спасти то, что ещё осталось, то грош цена нашему городскому и областному руководству.
А где же наши художники, наши скульпторы, кузнецы, которые несут в свет всю гамму изумительных изделий предшественников? Почему никто не хочет развивать огромные клады наработанной и неповторимой техники письма, скульптуры, керамики, художественной росписи и резьбы по дереву? Ведь символика прошедших веков – это музыка, не повторяемая в других регионах. Не бездарны наши ремесленники, просто им не хватает знаний. Но таких основ в Херсоне и Херсонской области никто не преподаёт. А пора бы! Взяться за это дело, подобрать людей, которые это умеют, но не могут в одиночку поднять и передать накопленный опыт. Ведь этим людям надо что-то кушать. Никто не даёт за это ни помещений, ни разрешений на деятельность.
Мы живём одним днём, не думаем о том, что завтра приезжим и туристам мы не сможем продать то, что бы они с большим удовольствием увезли к себе домой, потому что такого больше нигде нет. Каждая вещь должна быть исторически связана с прошлым нашего края. При советской власти в бывших ПТУ были некоторые преподаватели-энтузиасты, которые пытались кое-что сделать в этом направлении. Но их руководство не поддерживало. А областное управление культуры делает вид, что это его не касается.
Были у нас, в Херсоне, интересные керамисты – муж и жена. Любая их работа представляла высочайший уровень. Эти шедевры свободно могли стоять в одном ряду с лучшими мировыми образцами, которые выделялись своей неповторимостью. Но никто их не понял, не поддержал. И они вынуждены были закрыть своё дело, не имея учеников, которые смогли бы продолжить его и развивать. Много разных умельцев в Херсоне и области загорались, как звёздочки, и сразу гасли, из-за отсутствия того же внимания и поддержки.
Ведь может областное управление культуры собирать то, что уже давно погибло и не проросло. А поддержать таких, неординарных, талантливых, людей – у них не хватает ни денег, ни циркуляров, ни желания. Ведь самородки не вписываются в их инструкции, а проявить инициативу руководство боится – а вдруг что-то будет не так.
Живой пример – херсонские вышивальщицы, которым удалось, изучив досконально, при краеведческой музее, технику вышивок на Херсонщине прошлых лет, возродить её. Но снова дело заглохло, несмотря на то, что руководство музея сделало всё для его развития, дав возможность изучить и применить в жизнь это рукодельное искусство, несущее в себе пласт нашей истории и культуры. Этого оказалось мало, потому что на следующем этапе инициативу должно подхватить и развивать областное управление культуры… К сожалению, не подхватило.
Вот так же может произойти и с удивительным кузнецом, который в течение 25 лет изучал прошлые достижения кузнечного дела, превращая свои работы в неповторимое, выразительное и воздушное искусство. Важно, что этими работами он пропагандирует – наше, украинское искусство. Этого пока ещё нет, ни Украине, ни в России. Николай Литвинов создаёт шедевры, которые неразделимы с нашим краем. Его выставки поражают изяществом и продуманностью. Воссоздавая неповторимую палитру образов и линий, он сумел разработать 20 тысяч эскизов, которые смогли стать гордостью и называться херсонскими сувенирами. Его разработки не только по кузнечному и литейному, но и по гончарному делу, в росписи по дереву и вышивке.
Он больше четверти века капается в архивах музеев, изучая археологические находки. Но, к сожалению, всю эту титаническую работу ему некому передать. А было бы здорово – дать ему несколько мальчишек, которых он бы научил не только создавать, но и своими работами пропагандировать свой край, украшать и оттенять его изящными узорами. Николай Литвинов уже давно готов передать свой опыт, знания, мастерство, но его никто и никуда не приглашает. Ну почему?.. Жизнь скоротечна – жаль, если уйдёт весь этот накопленный материал в небытие, и всё исчезнет, и опять придётся всё заново изучать и повторять всё сначала. Ведь не каждый день рождаются такие самородки, как Литвинов. Но им в нашей культуре нет места.
Выход из этого положения только один – пора нашим депутатам помочь управлению культуры разобраться со всеми этими вопросами. Иначе задержавшаяся тоталитарная система всё загубит. Я прекрасно понимаю, что на те средства, которые выделялись и выделяются, сделать что-то нужное для развития искусства в Херсоне и области очень сложно. Но всё-таки, сейчас появились другие возможности и условия для развития, и их нужно полноценно использовать, как это было до революции. История наших меценатов показывает, как надо действовать, где брать деньги, не распылять их, а помогать местным умельцам, которые действительно подымут херсонскую культуру на престижный уровень. И тогда уже не будет, как было как раньше – когда настоящие художники не получают звания заслуженных и народных, а вместо них получают руководители управлений.
Мы надеемся, что откликнуться и объединятся наши предприниматели и талантливые художники, найдут между собой точки соприкосновения. И тогда останутся в выигрыше обе стороны, которые будут взаимно обогащаться, не только деньгами, но и воплощением исконных херсонских традиций, истории и культуры.
Пора давно перестраивать наше мышление. Отвергнуть междоусобицу, как снизу, так и сверху, чтобы она не разрушила всё созидаемое. А депутатам городского и областного советов определиться с законами, которые смогут урегулировать эту ситуацию, чтобы помочь людям бизнеса и людям творчества. Ведь умеют они найти любые способы, чтобы обойти законы, по которым они уничтожают архитектурные шедевры, такие как дом Суворова, первое адмиралтейство на Черноморском флоте, дом Фалеева.
Не пора ли остановиться и прекратить уничтожать наш Херсон? Наши дореволюционные архитекторы бережно относились к архитектуре города. Никому не позволяли даже за большие деньги переходить красную черту. А бывшие советские архитекторы разрешали застраивать центр города до самых обочин проезжей части. И теперь нашим херсонцам и школьникам приходится ходить по дорогам, а не по пешеходным дорожкам. Интересно, где теперь архитекторы смогут сделать велосипедные дорожки?
Сергей МАКАРОВ