К установке новой витрины в музее
В херсонском Историко-археологическом музее, при художественном отделе, выставлена витрина с русскими Книжными знаками. Книжным знаком называется надпись, говорящая о принадлежности книги определенному лицу или библиотеке.
Надписи эти бывают или в виде оттисков штемпелей, или же в виде печатных ярлыков, которые наклеиваются на книгу или переплет.
Очень часто эти печатные надписи украшаются гербами или просто рисунками, соответствующими составу библиотек, знаком которых они служат, или же вкусам и интересам владельцев книг.
Благодаря этому Книжные знаки представляют интерес как в бытовом и психологическом отношениях, так и в декоративно-художественном. На Западе Книжный знак существует свыше 400 лет и отражает собой пути развития графических искусств, начиная с конца XV столетия.
В России Книжный знак существует более 200 лет и проник к нам, вероятно, со всем тем чужеземным, что при Петре I мы заимствовали от иностранцев. Хотя некоторые исследователи русского Книжного знака (Верещагин, Адарюков) и утверждают, что его прототипом являются так называемые «вкладные записи», т[о] е[сть] надписи на книгах, пожертвованных на вечные времена в церкви и монастыри, но вряд ли это так, ибо, как справедливо отмечает Сахаров, «вкладная запись» имела характер дарственный, ею владелец отчуждал книгу, а Книжный знак, наоборот, призван служить указателем собственника.
Самым старым русским Книжным знаком считается ярлык библиотеки князя Д.М.Голицына (1693-1768), относимый к 1700 годам, т[о] е[сть] ко времени, когда Голицын был в заграничной командировке или возвратился на родину, так как известно, что тогда он обладал уже значительной по тому времени библиотекой.
Появление первого геральдического (т[о] е[сть] «гербового») Книжного знака надо также отнести к началу XVIII столетия, так как наиболее старый из известных нам таких знаков принадлежал другому современнику Петра I, просвещеннейшему его сподвижнику гр[афу] Я.В.Брюсу.
Чисто же художественный Книжный знак появился у нас несколько позже — в конце XVIII столетия. Одним из первых знаков этой категории считается знак гр[афа] А.Безбородко.
До революции Книжный знак являлся роскошью господствующих классов, и только теперь, когда книга продвинута в широкие массы трудящихся, можно рассчитывать, что Книжный знак найдет себе дорогу и в рабочие библиотеки общественного пользования, и в личные библиотеки тех трудящихся, которые интересуются, любят и берегут книгу, так как хорошо исполненный экслибрис (Книжный знак) является лучшим ее украшением.
На это можно рассчитывать уже потому, что имеются попытки включить его в программу художественно-изобразительной работы в клубах (см.: Невский. Художественно-] изобразительная] раб[ота] в клубах. М., 1924).
По экслибрису у нас существует специальная литература, перечислять которую в рамках газетной статьи трудно, но все же надо сказать, что за последние годы она значительно обогатилась изданиями Петрополиса, Ленинградского общества Экслибристов, трудами профессора] Адарюкова и проч.
Основным же подсобным материалом в области изучения русского Книжного знака служит трехтомный труд У.Г.Иваска (описание русских книжных знаков) и труды Ленинградского общества Экслибристов (вып[уски] І-VIII).
1926