Маde in Kherson. Сделано рядом
«Для предупреждения господ потребителей от возможности быть введенными в заблуждение подражаниями под мои коробки и цвет этикетов… прошу обращать внимание на фирму фабрики Б. Я. Гольцман. Гильзы под папиросы по заказу торговцев фабрика не вырабатывает. Продажа только в магазинах Б. Гольцмана.
Херсон, газета «ЮГъ», 21 января 1904 г.
В Херсоне подделки фабриковали в подвалах и строениях, находящихся рядом с теми же магазинами, где их и продавали. Закупив партию качественных меток производства Невской ниточной мануфактуры, умельцы точили новые катушки увеличенного диаметра. После перемотки на них ниток получались три катушки вместо двух заводских. И тут же сбывали через магазин Тотеша (сегодня – угол улиц Суворова и Октябрьской революции), владелец которого и не подозревал о подделке.
На Качельной (ныне – улица Сорокина) усердно паяли обычные жестяные банки для керосина а-ля бакинское «Товарищество бр. Нобель», только с двойным дном. Такая посудина, заполненная керосином, продавалась по объему в две четверти (4,1 литра). Хотя в действительности едва вмещала 3 литра.
В ювелирном магазине Крамеровых ютился небольшой отдел торговли античными золотыми монетами. Здесь вперемежку с подлинными экземплярами были и поддельные. Хозяин осторожничал. И если зашедший к нему Гошкевич (основатель Херсонского музея древностей, сейчас это краеведческий музей) интересовался подлинностью монеты, Крамеров дипломатично отвечал: «Виктор Иванович, вы же профессор в этом деле. А я кто?» Да что говорить о древних монетах, в которых мало кто из херсонцев разбирался! Умудрялись подделывать даже пребывавшие у всех на виду кинофильмы. В Херсонскую прокатную контору, которая находилась на углу нынешних улицы Горького и Спартаковского переулка, картины поступали от киевского филиала французской фирмы «Патэ и Гомон». Сотрудники конторы с помощью ножниц и клея из трех фильмокопий запросто делали четыре. Расчет комбинаторов был прост: кино немое – публика ничего не заметит. Правда, этот фокус мог пройти в небольших городках – Каховка, Голая Пристань, Алешки, Скадовск. Там было по одному иллюзиону, и зритель не мог сравнить подделку с полной копией.
Интересно, что некоторые производители товаров, которые никто не подделывал, использовали слухи о фальсификации как скрытую рекламу: ежели нашу продукцию подделывают, значит, она того стоит. В газете «Южная Русь» (1914 год) читаем: «Подделка голубого мыла А. М. Клопова достигла в последнее время такого предела, что мы сочли своей обязанностью обратиться к помощи наших покупателей. Обращайте строгое внимание на наши этикеты!» Что касается алкогольных напитков, то их подделывали и сто лет назад. Херсонская знать и купечество считали за честь украсить стол дорогостоящими винами с этикетками «Склада крымских Южнобережных вин садов Его Сиятельства графа М. С. Воронцова». Но по прошествии времени было объявлено, что «таковых вин отослано из Крыма не было, и все вина, называемые винами графа Воронцова, суть подложные».
Стоит отметить, что фальсификаторы прошлого столетия стремились подделать этикетку, марку изготовителя, но не качество продукта, которое порой превосходило оригинал.