От дома трезвости до Дома офицеров
В 1894 году министр финансов России Сергей Витте ввел государственную монополию на продажу спиртных напитков. До этого вино и водку реализовывали купцы в частных магазинах
«Прекращение продажи вина за счет урожая, под заклад или в промен платья, посуды и других вещей возбуждает в крестьянах неподдельное чувство радости, и, осеняя себя крестным знамением, они выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния дореформенного кабака, разорявшего население», — писал Витте в своих воспоминаниях.
На самом же деле хитроумный министр этой реформой повернул финансовые потоки в русло государственной казны. Прибыль от торговли водкой стала наполнять не карманы купцов, а бюджет империи. А она была немаленькая: как подсчитали позже, миллион рублей в день (!!!).
Но была и оборотная сторона медали: доступность и сравнительно низкая цена водки породили волну пьянства и алкоголизма. Что говорить в целом о Российской империи, если в Херсоне, задолго до реформы, по данным статистики на 1857 год, при населении 36894 души в городе было 12 трактиров, 73 питейных дома (официальное наименование заведения) и 38 винных погребков! Правительство срочно принимает меры по борьбе с «зеленым змием». Для этого при министерстве финансов учреждаются губернские попечительства о народной трезвости. Из казны им выделяли средства на строительство в губернских городах Народных домов, где просветительскую деятельность о вреде злоупотребления спиртным совмещали со «здоровыми развлечениями». В Херсоне комиссия о пользах и нуждах при Городской думе отвела под возведение Народного дома пустырь на Базарной улице (ныне начало Перекопской улицы). В 1903 году строительство было закончено. Перед взором херсонцев предстало внушительных по тем временам размеров здание в стиле русского классицизма. Архитектурное своеобразие Народному дому придавали два фасадных портика, опирающиеся на колонны, соединенные уходящим от них на несколько метров корпусом. По плану были предусмотрены зрительный зал, библиотека-читальня, класс хорового пения, гимнастический зал (в 1970-е годы в нём устраивали платные танцы под магнитофонную музыку), столовая-чайная, амбулатория для лечения от алкоголизма и несколько подсобных помещений.
Наряду с антиалкогольной профилактической работой в Народном доме проводили зрелищные и просветительские мероприятия. Со временем антиалкогольная компания пошла на убыль. Здание получило новое наименование — Городская Аудитория. Хорошо освещенный естественным светом бывший гимнастический зал превратили в художественный салон. В 1907 году в нём экспонировали картины художников-футуристов братьев Давида и Владимира Бурлюков. Через два года футуристы в расширенном составе вновь «оккупировали» зал. Трудно сказать, были ли понятны идеи футуризма рядовым херсонцам. Но в мае 1911 года петербуржцы и москвичи сделали Херсон центром европейского футуризма. Они провели здесь «Международную художественную выставку», на которой были представлены работы четырнадцати художников. В том же году Городской Аудитории пришлось потесниться: в её стенах открыли Педагогический музей имени Н. И. Пирогова (известный хирург был к тому же талантливым педагогом). Хранитель музея К. А. Куринный рассказывал об экспонатах и демонстрировал школьные пособия по различным отраслям знаний. Музей посещало около 12 тысяч человек в год. Но самым популярным среди бедного люда был зрительный зал. Именно здесь для них устраивали развлечения. На его подмостках выступали не только самодеятельные музыканты, но и очень известные профессионалы. К примеру, пианист Иосиф Гофман (1913 г.). Здесь ставили украинские, еврейские, российские спектакли.
В феврале 1913 года на сцене дали пять спектаклей звезды театрального искусства М. Заньковецкая, Н. Садовский, А. Саксаганский. Цена билетов на эти спектакли, в сравнении с городским театром, была доступна рядовому херсонцу. А место на балконе мог занять любой «театрал», уплатив всего 10 копеек. Работники Аудитории эти места так и звали — «гривенники».
В годы Первой мировой войны в этом здании находился военный госпиталь. В советское время около восьми лет фасад здания украшала вывеска «Украинский народный театр». А с 1925 года до начала 1941 года это был Дом просвещения. При нем работала библиотека педагогического музея, химическая лаборатория и кабинеты: соцвоса (социалистическое воспитание), марксоведения, ленинизма, политпросвета, профдвижа (движение профессиональных союзов), украиноведения и ликбеза (ликвидация безграмотности). После Великой Отечественной войны в этом здании размещался Дом офицеров (долго среди херсонцев можно было слышать ДКА — Дом Красной Армии). Практически, Дом офицеров был гражданским клубом с кино- и танцзалами, кружками кройки и шитья, художественной самодеятельности. И только 23 февраля, 9 мая и в дни чествования отдельных родов войск здесь хозяйничали военные. В наши дни руины столь великолепного сооружения принадлежат областному Дворцу культуры (!). В следующем году его останкам исполнится 100 лет.