История Херсона на страницах газет
Прежде чем в 2006 году на полосах «Гривны» появились мои первые публикации из жизни старого Херсона, довелось мне не менее четверти века провести за исследованием материалов и документов в Государственном архиве Херсонской области, в библиотеке краеведческого музея и отделе краеведения научной библиотеки имени Олеся Гончара. С ними меня и сейчас связывает крепкая дружба. Кроме того, не раз приходилось обращаться в подобные учреждения и за пределами Украины
Невозможно переоценить важность и значимость хранящихся в этих учреждениях документов и материалов, прошедших через столетия. Ведь, пожалуй, никто не станет оспаривать истину, что без прошлого нет будущего. А какими мерками можно измерить удовлетворение и восторг скрупулезного исследователя, изучившего массу архивных бумаг и сделавшего пусть даже маленькое, незаметное неспециалистам открытие, проливающее свет на тот или иной исторический эпизод? Причем, поверьте, подобные открытия – совсем не редкость и в наше время. Словом, однажды любой случайный документ может стать ниточкой для раскрытия клубка тайн и загадок прошлого. И всё же, пожалуй, самыми интересными документами, позволяющими еще глубже прочувствовать ушедшую эпоху, ее дыхание, настроение и философию жизни прежних поколений являются старые газеты.
Вопреки привычным канонам
Обращаясь к херсонской истории, наверное, стоит отметить, что начиная с основания города и до появления в средине ХІХ века первой городской газеты «Херсонские губернские ведомости» этот временной отрезок был представлен в основном сухим языком официальных документов, несколько разбавленных мемуарами современников. И лишь с появлением газеты, в которой печатали текущую местную информацию, ситуация кардинально изменилась. Впрочем, по причине размещения в «Херсонских губернских ведомостях» в первую очередь актов, законов и прочих государственных документов при минимуме местного городского материала первая херсонская газета была относительно скучна. Хотя и в ней порой можно было отыскать некую информационную изюминку. Ну вот, скажем, в одном из номеров за 1871 год я нашел краткий рассказ о греке-судостроителе Джани Куфидаки, который вопреки всем местным канонам в 30-х годах ХІХ столетия устроил судоверфь на правом берегу реки Кошевой. Там, где, по утверждению многих, «мореходные суда с самого начала существования Херсона никогда не строились. Постройка здесь мореходных судов всеми херсонскими мастерами признаваема была положительно невозможной».
Как его ни отговаривали опытные специалисты-судостроители, Куфидаки всё же рискнул их ослушаться. Возможно, у него просто не было иного выбора, так как уже к этому времени все пригодные для устройства верфей территории городской земли были заняты другими предприятиями. В основном – лесопилками и шерстомойнями, открывавшими список основных предприятий города, на которых держалась его экономика. В то же время низкий левый берег реки Кошевой, где находились городские верфи, с апреля по июль обычно был затоплен весенними водами. То есть самое благоприятное для работы время пропадало у городских судостроителей попусту, так как высокая вода не давала возможности приступить к работам. Посему Куфидаки и начал строительство двух бригов – «Св. Герасим» для судовладельца Калите и «Св. Сергий» для Барбариго – на относительно свободном правом берегу Кошевой под защитой городской набережной, на том месте, куда не доставал разлив вешних вод. Причем, дабы разместиться на крохотном участке взятой в аренду городской земли, он и закладку судов осуществил не по принятым правилам – не кормой, а носом к воде. Работа спорилась, но всё лето отважный грек терпел насмешки «братьев по цеху», которые называли его сумасшедшим и утверждали, что в силу технических и топографических условий спуск на воду построенных судов состояться не сможет. Причем главным препятствием этому называли довольно высокую, тем более для спуска по низкой воде, набережную, находившуюся меж рекой и строившимися судами.
К концу лета суда были готовы к спуску. После недолгих подготовительных работ 7 сентября начался спуск первого судна «Св. Сергий». Что и говорить, в ожидании неминуемой катастрофы с новеньким бригом правый берег реки заполнила масса херсонских обывателей, среди которых явно выделялись местные спецы-судостроители, отпускавшие в адрес Куфидаки язвительные шуточки и насмешки. Впрочем, хотя спуск на воду «Св. Сергия» растянулся на целых двое суток, вопреки всем ожиданиям он оказался не особо сложным и на редкость удачным: «Бриг двинулся с места, взошел на набережную, на мгновение повис передней своей половиной в воздухе, затем медленно наклонился, опустившись на брусья, быстро скользнул по горячему салу и сошел в воду. Зрители были в восторге и расточали похвалы смелому мастеру-греку, рабочие же с криками “ура!” подхватили его на руки и подбрасывали в воздух. Меж тем мастер, всё так же тихий, спокойный и невозмутимый, с добродушной улыбкой принимая поздравления своих земляков и знакомых, благодарил их за радушный привет», – так описывает это незаурядное событие на страницах газеты очевидец, присутствовавший на спуске. Спустя десять дней таким же образом удачно был спущен и второй бриг «Св. Герасим». Опыт мастера-судостроителя Куфидаки послужил тому, что спустя какое-то время херсонские судостроители, стесненные всё более расширившимися шерстомойным и лесопильным промыслами, которые потеснили даже городские верфи на Карантинном острове, оттяпав у них солидный клок земли, уже не боялись закладывать и строить новые суда на правом берегу реки Кошевой. Примечательно, что, по свидетельствам современников, многочисленные херсонские лесопилки, интенсивно перерабатывавшие лес, пришедший через днепровские пороги с верховьев Днепра, доставляли немало хлопот местному судоходству. Ведь тырса и прочие отходы производства, в огромных объемах сбрасываемые в воду предприятиями, создавали на реке труднопроходимые отмели.
Кроме рассказа о смелом мастере Куфидаки из того же повествования следует, что, видимо, сразу же после окончательного упразднения адмиралтейства в Херсоне в 1834 году местная власть поторопилась передать самые удобные для устройства верфей места адмиралтейского берега во владение частным лицам, игнорируя существенные проблемы городской верфи. В результате на адмиралтейском берегу вырос большой паровой лесопильный завод с мукомольно-крупчатым отделением, принадлежавший купцу Рабиновичу. А по соседству с ним – пристань, механические, судоремонтные и судостроительные мастерские бывшего кузнеца, а затем купца-предпринимателя, француза Жозефа Вадона и его сыновей. В то время как по причине высокой воды от таянья снегов в верховьях Днепра городская верфь практически бездействовала большую часть весны и до средины лета, частные предприятия работу не прекращали, увеличивая свой доход. Причем, судя по множеству подобных примеров, почти всегда лакомые кусочки городской земли очень скоро переходили в потомственное владение местной богатой элите. Так что если бы не грянувшая в октябре 1917 года социалистическая революция, вновь отобравшая в «общак» эти участки, то не пришлось бы ныне в очередной раз «дерибанить» городскую землю на берегах Днепра.
Реставрация по-херсонски…
Немало интересных сведений о нашем старом Херсоне можно найти и в иных периодических изданиях. Таких как, скажем, ежемесячный исторический журнал «Киевская старина», который издавался с 1881 года и печатался в киевской типографии Корчак-Новицкого, имевшего некоторое генеалогическое отношение к нашему Херсону. В одном из номеров журнала за 1891 год под заголовком «К вопросу о сохранении памятников исторических лиц» была опубликована статья о том, как в Херсоне проходила реставрация памятника князю Потемкину, столетие со дня смерти которого должны были отмечать 5 октября того же года. На одном из заседаний Херсонской городской думы из всегда скромного городского бюджета были выделены средства на реставрацию. К ней незамедлительно приступили, причем по-нашему, «по-херсонски», даже не советуясь со специалистами.
Впрочем, дадим слово очевидцу «реставрации памятника», отправившему гневное письмо в местную газету: «Сегодня мы видели, как эту миссию выполнял какой-то рабочий: сидя на корточках, он при помощи долота и молотка усердно скашивал, одно за другим, ребра гранитного пьедестала, на котором высится памятник. И снял таким образом гранита вершка на полтора – во всю длину ребер! На вопрос, кто распорядился так обезобразить памятник, рабочий наивно отвечал, что он исполняет приказ городской управы, которая велела ему именно так исправить пьедестал на том основании, что в одном из углов были отбиты куски гранита, а потому, мол, для ровности следует стесать все углы и рёбра». Да уж, ничего не скажешь! Далее автор отмечает: «Внешняя форма с точки зрения художественного выполнения деталей всегда отдается на усмотрение специалистам. Из этого ясно, что и всякое изменение существующего уже памятника едва ли может подлежать компетенции хозяйственного учреждения».
Словом, судя по тому, как ныне в современном Херсоне «реставрируют» большинство зданий, имеющих архитектурную или историческую ценность, вопрос о компетентности в этом деле нынешнего горсовета остается открытым. Ибо и мне приходилось не раз видеть, как наши местные горе-реставраторы вместо должного восстановления просто-напросто срубали лепные украшения или замазывали их раствором и шпаклевкой.
Теги: судостроение