Электротранспортный юбилей
В эти теплые июньские дни, а именно 10 июня 2015 года, херсонский электротранспорт празднует свой 55-летний юбилей
Конечно же, как и в любой другой юбилей, хотелось бы отметить достижения юбиляра и пожелать его коллективу успехов и дальнейшего роста в будущем. Однако ныне не всё так просто на этом предприятии, и состояние, в котором оно находится последние годы, оставляет желать ему самого главного – выжить.
Судите сами, было время, в Херсоне насчитывалось 15 троллейбусных маршрутов, а на улицы города ежедневно выходило более сотни машин. Ныне же дождаться на остановке троллейбуса – сродни лотерейной удаче. Всё это плоды длительного кризиса, в котором уже много лет находится предприятие.
И всё же, несмотря на проблемы, испытываемые в настоящее время электротранспортом, он остается популярным среди горожан и гостей нашего города.
Эпопея с внедрением электротранспорта продолжалась 60 лет…
Повествование об истории появления в нашем городе троллейбусного сообщения, невзирая на его официальный 55-летний юбилей, нужно начинать всё же с 1900 года. Именно тогда городская дума приняла решение «об устройстве в городе Херсоне электрического освещения». Подряд на постройку дизель-электростанции и городской энергосистемы включал в себя одновременно сооружение городской электротранспортной сети и введение ее в эксплуатацию. Вот, правда, хотя опыты с электроомнибусами (прототипами троллейбусов) за границей уже проводили, в Российской империи в качестве главного электротранспортного средства выступал трамвай. Посему, по примеру иных немногочисленных городов, в Херсоне было решено строить трамвайную линию.
Городская история не сохранила ни малейших следов начала работ. Тем не менее нельзя сказать, что предприятие провалилось, так как не нашлось желающих взять выгодный долгосрочный подряд на осуществление проекта городского электротранспорта. Напротив – их было достаточно много. Причем многие технические фирмы, предлагавшие Херсону свои услуги, носили известные в Европе имена. К примеру, «Сименс и Гальске» или же «Бельгийское анонимное общество элект-рической тяги и электрического освещения» – главный концессионер итальянских трамвайных линий. Однако, как всегда у нас бывает, подряд решили отдать «своему» – родственнику одного из «думцев», предпринимателю Максимилиану Рындзюнскому. Получив подряд и оставив в залог 15 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые), Рындзюнский исчез из поля зрения херсонцев навсегда.
Когда же спустя три года срок контракта истек, городская дума вновь приступила к поискам подрядчика и почти сделала свой выбор. Но началась русско-японская война, вслед за ней – революционная смута 1905-го.
Только к 1907 году, когда порядок в стране был несколько восстановлен, один из гласных городской думы, известный меценат и весьма богатый помещик Пётр Соколов предложил городу заём в 250 тысяч рублей для устройства в Херсоне электрического освещения. Однако теперь местное самоуправление решило обойтись без общественного электротранспорта. Интересно, что именно в это время в местных газетах появились публикации о «непригодности холмистого ландшафта Херсона для осуществления трамвайного сообщения» и «страшилки» о нерентабельности электротранспортного предприятия.
Кстати, к электротранспорту, в частности, к трамваю Херсонщина имеет самое непосредственное отношение. В 1898-м в Алешках (ныне Цюрупинск) был похоронен умерший в крайней нищете здесь же в армейском пансионе изобретатель трамвая на электротяге полковник Пироцкий.
Первый электротрамвай Пироцкого начал перевозить пассажиров в Санкт-Петербурге 3 сентября 1880 года. Немцы же, братья Сименс, были лишь вторыми. Их трамвай пустили в путь на год позже, в 1881-м. Следующая попытка внедрения в Херсоне электротранспорта была предпринята уже в советское время. Однако по каким-то причинам готовое начаться строительство было свернуто, а изготовленные для трамвайной линии железобетонные конструкции использовали при возведении автомобильного моста через реку Кошевую.
В сущности, несмотря на свою достаточную экономичность, трамвай был бы всё же весьма шумным транспортным средством для нашего маленького города. А посему в 1959 году утвердили новый проект херсонского электротранспорта. Теперь в качестве городского транспортного средства решили использовать бесшумные троллейбусы.
Херсонский троллейбус на старте
Первую очередь городской троллейбусной линии возводила опытная бригада монтажников, участвовавших в 1959 году в строительстве и пуске сложной троллейбусной магистрали Симферополь – Алушта. Одновременно с установкой в Херсоне опор электролинии на маршруте вели работы по устройству современного уличного освещения с использованием в качестве осветительных средств ламп нового типа. 23 апреля 1960-го на участке улицы Перекопской – от проспекта Ушакова до кондитерской фабрики имени Войкова – впервые в городе загорелись яркие люминесцентные лампы. А спустя пару дней, 25 апреля, 6 новеньких троллейбусов прибыли в Херсон.
К назначенному сроку были закончены все приготовления, испытана электролиния, и 10 июня 1960 года первый херсонский троллейбус маршрута № 1 вышел в свой первый рейс.
Маршрут троллейбуса начинался у железнодорожного вокзала, проходил по проспекту Ушакова, улице Перекопской и заканчивался конечной остановкой у пересечения с улицей Хороводной (ныне Ладычука).
Самым первым троллейбусом, вышедшим на линию ровно 55 лет назад, управлял водитель В. А. Ляшенко. Пассажиров обслуживала кондуктор М. Т. Ягоджинская. В первый же день херсонские троллейбусы перевезли 11932 пассажира!
К середине декабря того же года была испытана вторая очередь маршрута № 1, протянувшаяся от улицы Хороводной до хлопчатобумажного комбината. А официально первый городской маршрут № 1 в полном объеме начал действовать с 8 февраля 1961 года.
Затем в 1962-м появился маршрут № 2: «Железнодорожный вокзал – Кузни». Газета «Наддніпрянська правда» зафиксировала на своих страницах это неординарное событие: «…Ещё только вчера электрики хозяйничали на высоте, что-то проверяли и поправляли на опорах. А вот сегодня – трасса готова. Троллейбус прошел мимо привычного поворота на Перекопскую, мимо улицы Горького и повернул на реконструированную улицу Ленина. На красном полотне, прикрепленном к кабине водителя, блестят слова: “Поздравляем строителей с досрочным окончанием строительства троллейбусного маршрута № 2!” Уверенно ведет машину водитель первого класса, бывший летчик Григорий Иванович Поддубный. Именно ему – лучшему шоферу троллейбусного управления – выпала честь открывать новый троллейбусный маршрут. И он внимательно прислушивается к “поведению” машины на ещё необкатанной трассе… Позади Кошевой спуск. Наконец – кольцо при въезде на мост через Кошевую. Здесь, около конечной остановки, собрались строители, представители общественности. Они приветствуют прибытие троллейбуса-“разведчика”».
Пробный рейс прошел успешно 10 августа 1962 года. А утром следующего дня состоялось торжественное официальное открытие маршрута № 2. Пять троллейбусов пошли по новой трассе. Парк пополнился тремя машинами марки ЗиУ-5 – технически совершенными и, как тогда писали в газетах, «подобных которым нет ни в одной стране Европы».
Впоследствии почти ежегодно к существовавшим городским маршрутам прибавлялся новый, да и количество троллейбусов в парке неизменно росло. Хотя, впрочем, даже в этом случае троллейбусники с превеликим трудом справлялись со всё возраставшими объемами пассажироперевозок. Еще бы! К этому времени городской троллейбус прочно завоевал любовь горожан как удобное, экологически чистое и недорогое транспортное средство. Чтобы удовлетворить потребности херсонцев, с 1988 года на городские маршруты вышли троллейбусные поезда, состоявшие из двух машин. Экспериментальный выезд первой парной сцепки состоялся 8 июня 1988-го на маршруте № 12. Проба прошла удачно, и вскоре машины увеличенной пассажировместимости появились почти на всех городских маршрутах.