О памятниках старины в Херсоне (часть третья)
«Для памятников нужны герои, для уничтожения памятников нужна толпа».
Поэт-сатирик Дон-Аминадо
(Аминодав Шполянский)
Памятник «дорогому и великому» политическому деятелю
Прежде чем перейти к повествованию о памятниках советской эпохи в Херсоне, стоит, пожалуй, вспомнить, что в краткий период власти Временного правительства в 1917 году в местной газете «Родной край» появилось сообщение о сборе пожертвований на «Памятник освобождения» «с фигурой М. В. Родзянко в центре». Его по решению Екатеринославской (Екатеринослав – ныне Днепропетровск) городской думы решено было возвести в Екатеринославе. Тамошняя дума, не имевшая достаточных средств для осуществления своей очень своевременной идеи, обращалась за помощью к населению других городов, в частности, и Херсона: «Не найдёте ли возможным открыть в редакции “Родного края” подписку на увековечение великого события освобождения России беззаветной любовью к родине и энергией великого екатеринославского депутата и его славных сподвижников?».
Неизвестно, как отреагировали херсонцы на сбор средств для памятника здравствовавшему председателю Государственной Думы империи и председателю Временного комитета Государственной Думы. Однако «прогиб» екатеринославцев явно не прошёл. Изваяние Родзянко и его однодумцев так никогда и не украсило Екатеринослав. А как же иначе, если на всём протяжении 1917 года жизнь населения становилась хуже день ото дня: росли цены, не хватало основных продуктов питания и необходимых товаров, а перед продуктовыми лавками собирались бесконечные очереди. Появились и иные проблемы, связанные со всем уже надоевшей войной и властью, не способной изменить социально-экономическую ситуацию в стране. К тому же на фоне народного бедствия и неспособности нового правительства управлять страной осенью 1917 года грянула новая, теперь уже социалистическая революция. Так что памятники эпохи Временного правительства вышли из моды.
Советская эпоха – время иных памятников
Ныне миновало уже почти столетие с того октябрьского переворота 1917 года, изменившего прежний социально-политический строй в стране. 12 апреля 1918-го Ленин подписал декрет Совнаркома «О памятниках республики». Один из его пунктов гласил: произвести замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и так далее новыми, отражающими «идеи и чувства революционной трудовой России». «Не представляющие исторической и художественной ценности памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг», по определению декрета должны быть снесены. А на смену прежним памятникам самодержавной власти и недолго продержавшегося у власти буржуазного правительства должны прийти памятники новой советской эпохи.
Конечно же, к сносу прежних памятников приступили немедля, практически стихийно, не дожидаясь решения об их художественной и исторической ценности. Известно, что лидер российских большевиков Ленин лично принимал участие в сносе памятника-креста, выполненного по проекту художника Васнецова на месте гибели московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича, убитого бомбой, брошенной революционером Каляевым. Между прочим, после гибели губернатора один из ирландских «революционеров», террорист Микаэль Девильт, хорошо знавший убитого князя, с сожалением заявил в прессе: «Он был гуманным человеком и постоянно проявлял интерес к улучшению жизни рабочих».
2 августа 1918 года газета «Известия ВЦИК» опубликовала «список лиц, коим предложено поставить монументы в городах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Весь список был разбит на 6 частей и содержал 66 фамилий. В первой части списка – «Революционеры и общественные деятели». Вместе с именами Маркса и Энгельса там упоминались Спартак, древнеримский реформатор Тиберий Гракх, убийца Цезаря Брут, член французского Конвента Марат, кровавый вождь Французской революции – параноик Робеспьер, «народники» Софья Перовская, Желябов, Кибальчич и другие. Всего 31 фамилия.
Далее следовал список «Писатели и поэты», среди которых были Толстой, Достоевский, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Шевченко и ещё 14 фамилий классиков.
В списке «Философы и учёные» значились Сковорода, Ломоносов и Менделеев. В разделе «Художники» – 7 фамилий, начиная с иконописца Андрея Рублёва.
Далее было предложено увековечить в изваяниях композиторов Мусоргского, Скрябина и польского композитора Шопена за «революционные темы» в его произведениях. И наконец, в последнем – две фамилии артистов – Комиссаржевская и Мочалов. Таковыми должны были быть первые памятники социализма.
В дальнейшем советская эпоха (период так называемого социалистического реализма в искусстве) целенаправленно стремилась упрочить миф о близком светлом будущем и осчастливленном этим будущим отдельно взятом советском народе, воспитывая своих адептов в надлежащем духе. Способствовать этим целям наряду с памятниками новым советским героям должна была и садово-парковая скульптура, массово заполонившая улицы, парки и скверы городов.
Пожалуй, теперь уже точно невозможно сосчитать общее количество памятников и скульптур, украшавших улицы нашего города в советское время. Молодому поколению херсонцев и мысль не придёт, что совсем недавно, всего лишь чуть более 20 лет назад, на пьедестале, ныне законно занимаемом изваянием князя Потёмкина в Потёмкинском сквере, в полный рост «красовался» бетонный Карл Маркс. Да и большинство нынешних старожилов точно не вспомнит, сколько монументов писателей-классиков украшали аллеи парка имени Ленинского комсомола или где в Херсоне стояла скульптурная группа, состоявшая из европейца, африканца и китаянки…
Памятник Марксу
Первым монументом советской эпохи в Херсоне стал памятник основоположнику марксизма Карлу Марксу, который был установлен к пятой годовщине Октябрьской революции. Не стоит забывать, что это был голодный 1922 год. «8 января президиумом исполкома была утверждена предоставленная Наробразом (комитет управления народным образованием. – А. З.) смета на установку в Херсоне памятника Карлу Марксу», – сообщала местная газета «Херсонский коммунар».
В то же время, по сообщениям этой же газеты, «согласно сведениям отдела записи актов гражданского состояния, за десять дней, с 1 по 10 января, в Херсоне от голода умерло 24 человека», и было уже официально зафиксировано до десятка случаев каннибализма. 25 марта Укомпомгол (уездный комитет помощи голодающим) в Херсоне зарегистрировал 15180 голодающих. К концу лета того же года число жителей Херсона сократилось со 120 тысяч до 50 тысяч человек. Тем не менее весь этот период не прекращались работы над памятником «великому теоретику светлого будущего».
Впрочем, первый бюст Маркса, наскоро «сляпанный» местным ваятелем Булановым, компетентная комиссия Наробраза забраковала и заставила художника вернуть аванс. Дальнейшие работы по созданию изваяния были поручены некому скульптору И. Г. Михайловичу. Он с работой справился. «Третьего дня комиссия в составе представителей укома, исполкома, совпрофа и художественных сил производила приёмку бюста-памятника Карлу Марксу. Модель одобрена и принята комиссией, памятник будет установлен на Потёмкинском бульваре к октябрьским торжествам», – сообщал «Херсонский коммунар». К этому времени «бывший» Потёмкинский бульвар уже официально переименовали в бульвар Карла Маркса.
Впрочем, на потёмкинском пьедестале гипсовый образ теоретика, изготовленный Михайловичем, простоял совсем не долго. Очень скоро под влиянием капризного херсонского климата бюст начал рассыпаться. И как ни старались сие предотвратить, вскоре он пришёл в полную негодность.
Следующий заменивший его, теперь уже бетонный, образ «мыслителя» уничтожили начавшаяся Вторая мировая война и оккупация Херсона. Ну а третье изваяние, выполненное в полный рост и установленное в 1958 году, в 1990-х разбили осмелевшие от безнаказанности местные вандалы.
Пьедестал пустовал не менее десятка лет. Пока, наконец, в 2003 году к празднованию 225-й годовщины основания Херсона князь Потёмкин вновь занял своё законное место.
Садово-парковые скульптуры периода продвинутого соцреализма
В послевоенные годы, в период расцвета восстановленного Херсона, в городских скверах и парках появились новые скульптурные изваяния, принадлежность которых можно определить термином «садово-парковые». Благородные олени, гуси-лебеди, козлята, медведи и прочая бетонно-гипсовая живность стали привычным атрибутом городской жизни. Кроме них, город украшало немало специфических изваяний: пионеров и пионерок, матерей со счастливыми детьми на руках, представителей различных профессий и даже скульптурных групп. Таких, как упомянутая уже скульптура из серии «дружба народов», состоявшая из европейца, африканца и китаянки, которую разместили на проспекте Ушакова возле больницы водников. Или шахтер с отбойным молотком на плече в маленьком скверике около мореходного училища рыбной промышленности.
Тесно от гипсовых изваяний было и в Центральном парке культуры и отдыха, который сообразно со временем носил тогда имя Ленина. Здесь садово-парковые скульптуры соседствовали с образами вождей. На самом почетном месте на главной аллее на скромном гипсовом, замаскированном под благородную бронзу диванчике сидели мирно беседующие якобы бронзовые вожди – Ленин и Сталин. К слову, под бронзу раскрашивали в основном именно вождей и иные знаковые памятники советской эпохи. Садово-парковые изваяния удостаивались лишь покраски алюминиевой пудрой – так называемым серебрином.
Ленин со Сталиным и их гипсовые братья-близнецы
Интересно, что в пределах видимости, перед колоннадой главного входа в парк со стороны улицы Суворова, уже стоял один Ильич, указывавший направление бронзово-гипсовой рукой. Причем направление, как тогда с оглядкой шутили, было «правильным», на гастроном, где в то время с 11 часов дня и до 7 вечера можно было приобрести напитки значительно покрепче молока и лимонада.
Ныне Ленина здесь давно уже нет. Но постамент памятника, возле которого в далекие 1950-60-е годы любили фотографироваться херсонцы в праздники, всё еще цел.
Неподалеку от сидевших на центральной аллее вождей, при живописной клумбе, окружённой тогда еще совсем не высокими деревьями, привольно чувствовал себя очередной «отец народов» – еще один Сталин, уже рядышком с великим пролетарским писателем Максимом Горьким. Это были типичные стандартные памятники советской эпохи, которые по единому шаблону массово отливали десятки мастерских худфонда по всей стране. И если в довоенный период в Херсоне было всего два памятника Сталину (один перед зданием херсонского театра, другой вкупе с Лениным – на центральной аллее парка), то после войны, во время расцвета культа личности, их было уже гораздо больше. Сегодня трудно определиться с количеством изваяний вождя, появившихся в Херсоне в период конца 1940-х – начала 1950-х годов. Ведь именно тогда возникла «идеологическая» мода иметь образ «дорогого и любимого» на территориях крупных предприятий, в красных уголках, клубах и помещениях учебных заведений.
Тем не менее широко известные ныне старые фотографии сталинского периода кроме парковых вождей запечатлели еще не менее трёх общегородских Иосифов Виссарионовичей, разбросанных по городу. Причем «самый главный» из них – внушительный памятник «отцу народов», точная копия монумента, находящегося на территории ВДНХ в Москве, был установлен на высоком пьедестале в Библиотечном (ныне Покровском) сквере, в центре Херсона. На том самом месте, где незадолго перед этим стояла разрушенная уже после войны единоверческая церковь.
Жительница Херсона Александра Красутская вспоминает: «Тогда я еще училась в школе. Помню, как в конце 1940-х в сквере у библиотеки открывали памятник Сталину. На открытии должны были быть школьники всех городских школ. Я не пошла – болела. А девчонки нашего класса вместо открытия побежали смотреть приезд в Херсон архиерея. И хотя на открытии памятника было множество народа, их отсутствие заметили и потом наказали. Этот памятник простоял совсем не много времени. Лет через 6–7 его незаметно демонтировали. Никто и не видел, как и когда».
Когда в 1956 году культ вождя был развенчан Хрущевым, сталинские скульптуры в городе еще какое-то время не трогали. И всё же со временем пришел черед бесследно исчезнуть и им, причем тихо и незаметно для рядовых херсонцев: вечером памятники еще стояли, а утром их уже не было…
На предприятиях, где имелись изваяния вождя, по распоряжению партийных властей памятники снимали так же тихо, незаметно, обычно во внеурочное время, справляясь своими силами. Причем, несмотря на исходившее свыше распоряжение, страх перед «Всемогущим» еще долго не оставлял граждан свободной страны. Посему памятники демонтировали почтительно и аккуратно.
Таким же образом был снят памятник Сталину, установленный после войны, в период восстановления предприятия, в сквере перед Херсонским нефтезаводом. А так как изваяние Иосифа Виссарионовича числилось на балансе предприятия, но высшие руководящие органы, отдавшие приказ о демонтаже, не указали, что делать с ним дальше, его бережно транспортировали на территорию заводского склада, где и оставили под ответственность кладовщика. Херсонский старожил Владимир Черников, мама которого в 1950-х годах исполняла должность кладовщика этого склада, вспоминал, с каким страхом и трепетом она следила за сохранностью сталинского изваяния. И даже вне работы, дома, не находила покоя в мыслях о том, как бы кто не совершил «диверсию» и не разбил памятник. Следует сказать, что гипсовый образ бывшего вождя и «отца народов» пылился на складе еще не один год. Пока, наконец, партийные органы всё же не дали добро на его списание…
Свято место пусто не бывает
Осиротевший пьедестал памятника Сталину в сквере у Херсонского нефтезавода пустовал совсем не долго. Очень скоро на него водрузили крашенного краской под бронзу гипсового Ленина. «Бронзовый» вождь, у подножия которого часто проводили различные политические мероприятия завод и подшефная школа, простоял здесь до конца 1970-х годов. И в свою очередь, основательно придя в негодность в период 20-летнего стояния под дождем и солнцем, уступил в 1980 году несколько отреставрированный сталинский пьедестал образу бывшего наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, имя которого в ту пору носил Херсонский нефтеперерабатывающий завод.
Практически незаметно для рядовых херсонцев сковырнули с пьедесталов и всех Иосифов Виссарионовичей в парке, аккуратно отделив их от оставшихся нетронутыми собеседников. К началу 1970-х годов одинокий Горький совсем захирел, а посему довольно быстро начал рассыпаться, и его тихонько снесли. А так как особой художественной ценности ширпотребовский памятник всё же не представлял, то и исчез без сожаления со стороны городских жителей.
Как Ленин Сталина «пережил»
Что же касается ленинско-сталинской скульптурной группы на центральной аллее парка, то история её вкратце такова. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Херсонский горсовет совместно с горкомом партии (или наоборот) решили установить в Центральном парке культуры и отдыха памятник вождям советского государства.
А тут подвернулся удобный случай соседний Николаев также воспылал подобной идеей. Очень скоро по разнарядке «сверху» в соседние города доставили две совершенно одинаковые скульптурные группы. Торжественное открытие памятника в Херсоне приурочили к очередной «октябрьской» дате. Вот только простоял он совсем недолго, всего лишь несколько лет. А в июне 1941 года фашистские войска вторглись на территорию страны и началась война.
Спустя 58 дней после её начала гитлеровцы вошли в Херсон. О том, что случилось с ленинско-сталинским монументом – спрятали его либо вывезли – неизвестно, ибо в тот момент были заботы поважнее. Старожилы также по-разному освещают этот вопрос. Только после войны, в период восстановления города, памятник (а скорее всё же копия) вновь появился на центральной аллее парка.
Оставшись в гордом одиночестве в период развенчания культа Сталина, всегда вовремя реставрируемый, подкрашенный к праздникам благородной краской под бронзу, гипсовый Ленин «просидел» на своём гипсовом диванчике ещё довольно долго – не менее 25 лет и уже не подлежащим реставрации был снят в конце 1970-х годов.
Время сделало свое дело…
Среди памятников вождей можно вспомнить и ещё одного Ильича, который был установлен в послевоенные годы на площади перед горсоветом (в здании которого размещается ныне художественный музей). На этом месте при самодержавной власти собирались установить, но не установили, памятник царю-освободителю Александру ІІ. Здесь, у главного херсонского Ленина, проводили различные торжества, приём школьников в октябрята, пионеры, награждение победителей и так далее. А в период официальных партийных праздников у подножья памятника возводили трибуну, мимо которой в торжественном шествии под звуки духовых оркестров, под трепет кумачовых знамён, с пафосными советскими лозунгами маршировали колонны демонстрантов. Уже после того, как 5 ноября 1965 года на площади Свободы, где было построено современное здание областного комитета партии, установили новое (теперь бронзовое) главное изваяние Ленина, памятник от стен горсовета перенесли в пригородную Дарьевку, где он был уничтожен в начале 1990-х.
Единственный в европе памятник газете
Вообще в 1960-х годах «главной» улицей города естественно считалась улица Ленина, некогда Соборная. Городская и партийная власти размещались здесь. Кроме того, из-за подрыва городского театра после освобождения Херсона в марте 1944 года на эту улицу, в помещение бывшего Городского общественного собрания, перебралась труппа драматического театра. Конечно, главная улица должна была быть украшена по-особому. А посему кроме
вождя, на бульварах, примыкавших к улице, красовались ещё два монумента: на бывшем Гимназическом стоял памятник Дзержинскому, а в сквере напротив гостиницы, носившей тогда название «1-е Мая», во весь рост красовался памятник наркому тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.
«Памятник Феликсу Дзержинскому был установлен в Херсоне уже после войны, – вспоминает коренная херсонка Надежда Зубрис. – Я тогда жила по улице Ленина, и недалеко от нас, в сквере имени Дзержинского, бывшем Гимназическом, этот памятник и установили. Стоял он лицом к фонтану, а за его спиной находился дом № 12 по улице Ленина».
Кстати, согласно местным преданиям, упоминаемый старожилкой фонтан был построен на пятачки и гривенники, собранные дореволюционными гимназистами. А сам бульвар уже к концу XIX века был в числе достопримечательностей Херсона: «Распланированный в 1887 году, Гимназический бульвар в 1888 году засажен деревьями и обнесён красивой решёткой, так что безобразная прежде Гимназическая площадь ныне стала украшением города», – говорится в «Памятной книжке городского общественного самоуправления за 1889 год».
В конце 1970-х решением горсовета на месте фонтана возвели памятник большевистской газете «Искра» с барельефом вождя на одной из его сторон (памятник демонтирован в январе 2015 года). Между прочим, не вдаваясь в политические аспекты и не рассматривая его художественную ценность, можно констатировать, что монумент этот был единственным памятником газете в Европе.
Необходимое уточнение
В последнее время в Интернете часто встречается информация о том, что памятники Дзержинскому и Орджоникидзе впоследствии были перенесены на «иное место жительства». Причём ошибку эту слово в слово повторяют и уважаемые, серьёзные справочники: демонтированное изваяние Дзержинского якобы установили на улице Кирова, в районе известного всем херсонцам грозного учреждения, а Орджоникидзе перенесли в сквер перед нефтезаводом, носившим в советское время его имя.
Однако это не так. Старые памятники, отработавшие свой жизненный ресурс, были попросту аккуратно демонтированы и утилизированы. Новый памятник Дзержинскому, изваянный в более современном стиле, был установлен неподалёку от здания Херсонского УКГБ в честь 60-летия советских органов госбезопасности в 1977 году (демонтирован в феврале 2014-го). Новую же фигуру бывшего наркома тяжпрома Орджоникидзе в сквере перед зданием заводоуправления Херсонского НПЗ на реставрированном пьедестале, который ранее по очереди занимали Сталин и Ленин, установили весной 1980 года. Причём на торжественном открытии памятника присутствовали родственники Серго Орджоникидзе, специально приехавшие из Грузии. Спустя 35 лет, в июле 2015-го, памятник также был демонтирован.
Суворова убрали, потому что мешал…
Старожилы Херсона упоминают ещё о бюсте Клима Ворошилова, некогда числившемся среди памятников советской эпохи в Херсоне. Вот только место его дислокации называют по-разному. Одни упоминают угол улиц Комсомольской и Доры Любарской, другие стык улиц Горького и Ленина. А возможно, правы и те, и другие, ибо вполне вероятно, что и он менял место своего «жительства». Подобное для нашего менталитета в порядке вещей. Ведь смогли же
в 2003 году «протащить» в горсовете «всенародную» идею о переносе памятника генералиссимусу Суворову и барельефа с изображением его гренадёров.
Бюст Суворова был создан по заказу «Суворовской комиссии» скульптором-любителем Николаем Рукавишниковым в далёком 1903 году. В 1950-м, в канун годовщины смерти генералиссимуса, отлитый в мастерской Академии художеств, бронзовый бюст передан в Херсон, с которым была связана часть жизни Суворова. Бюст установили на гранитном пьедестале в уютной нише на улице, носящей имя Александра Васильевича, там, где некогда стоял разрушенный в войну жилой дом. В 1974 году здесь же, рядом с памятником Суворову, был установлен барельеф работы херсонского скульптора Белокура с изображением суворовских солдат, ставший неотъемлемой частью композиции.
Спустя 52 года бюст Суворова с «помпой и шумихой» перенесли на иное место, приурочив сие действо к 225-й годовщине города. Причём, разрушив целостность композиции «прилепили» барельеф с солдатами в стороне от полководца. На месте же, прежде занимаемом памятником, развернулось строительство, которое уродует улицу вот уже 12 лет.
«Серебряная» пионерия
Не обошли вниманием в Херсоне 1950–60-х годов и представителей красногалстучной пионерии, олицетворявшей счастливое детство. В самом центре Херсона, в нынешнем Потёмкинском сквере на подходе к памятнику тогда ещё Карлу Марксу, прохожих встречали: со стороны улицы Горького – пионерским салютом выкрашенная серебрином пионерка, со стороны улицы Суворова – пионер-горнист.
Примерно в том месте, где несколько лет назад перед памятником Потёмкину установили «ширпотребовский» фонтан, ещё в начале 1960-х годов также был фонтан. В центре его чаши на высоком камне сидел мальчик, державший в руках рыбку. Фонтан был построен ещё до революции и, в отличие от нынешнего, вполне мог быть отнесён к достопримечательностям нашего города.
В 10 минутах ходьбы от бульвара перед входом в бывший римско-католический костёл, превращённый в советское время в детский кинотеатр имени Павлика Морозова, на высоких пьедесталах стояла ещё одна пара – пионерка и пионер с гордо поднятыми головами. Немало «серебряных» пионеров были разбросаны в иных частях города.
Как бы там ни было, а от прежнего изобилия памятников эпохи советского реализма практически уже ничего не осталось. До наших времён дожили лишь единицы.