Начальное обученіе. Часть 4.
Законъ 1908 года и школьная сѣть.
Поэтому съ изданіемъ новаго закона, въ началѣ 1908 года, рѣшено было возбудить новое ходатайство и приступить немедленно къ пересоставленію школьной сѣти, по указаннымъ въ законѣ формамъ. Такая сѣть, съ школьной картой и планомъ осуществленія всеобщаго обученія въ уѣздѣ въ теченіи 10 лѣтъ, была одобрена училищнымъ совѣтомъ и утверждена земскимъ собраніемъ 1908 года.
Согласно этой сѣти на 1-е января 1908 года въ уѣздѣ (безъ городовъ) насчитывалось 53955 дѣтей школьнаго возраста, изъ которыхъ обучалось въ правильно-организованныхъ 380 школахъ 31050, т. е. 57,5 % (Повышенный значительно % учащихся и большее вообще число дѣтей школьнаго возраста объясняется включеніемъ въ сііть 1908 года колоніальныхъ нѣмецкихъ школъ, въ которыхъ всеобшее обученіе давно достигнуто.). Для остальныхъ дѣтей слѣдовало частью расширить существующія школы, частью открыть новыя, въ мелкихъ же селеніяхъ и хуторахъ, не вошедшихъ въ школьные районы, создать передвижныя школы или размѣстить дѣтей на частныхъ квартирахъ въ селеніяхъ имѣющихъ постоянную школу.
Изъ существовавшихъ 159 земскихъ школъ, съ 15324 учащимися и 310 учащими, требовали расширенія на 1, 2 и 3 комплекта 87 школъ, всего на 106 комплектовъ. Новыхъ школъ необходимо было открыть 221 на 442 комплекта, а для дѣтей, остающихся внѣ школьныхъ районовъ, устроить 47 передвижныхъ школъ и выдавать пособія на наемъ квартиръ 86 учащимся.
Необходимые расходы.
Потребные на это дѣло расходы, вмѣстѣ съ необходимымъ увеличеніемъ жалованья учащимъ и законоучителямъ въ существующихъ школахъ до установленныхъ, министерствомъ окладовъ исчислены: 1) на текущіе расходы — увеличеніе жалованья, учебники, письменныя принадлежности и хозяйственные расходы — 402.545 руб.; 2) на единовременныя затраты — постройку новыхъ зданій, расширеніе существующихъ, оборудованіе мебелью и учебными пособіями — 1.182.765 руб.
Для уменьшенія единовременныхъ затратъ на строительство — положено при этомъ, согласно указанію министерства, въ видѣ временной мѣры, гдѣ это окажется возможнымъ, ограничиться наймомъ помѣщеній для школъ, а именно, для 215 изъ всѣхъ 548 подлежавшихъ открытію комплектовъ.
Относительно жалованья учащимъ, кромѣ повышенія его вторымъ учителямъ до министерской нормы 360 руб., рѣшено сохранить и установленныя въ нашемъ уѣздѣ земствомъ двѣ пятилѣтнія прибавки за выслугу лѣтъ, по 75 рублей каждая, и особую плату за завѣдываніе школою, отъ 40 до 80 руб. въ зависимости отъ числа комплектовъ, а также особое вознагражденіе за преподаваніе во второмъ классѣ и обученіе необязательнымъ предметамъ — рукодѣлію, пѣнію и пр. Въ 1912 г. нормальный окладъ жалованья учителямъ повышенъ еще на 60 р. до 420 р. въ годъ.
Планъ осуществленія школьной сѣти.
По плану предположено открывать ежегодно по 57 школьныхъ комплектовъ, а въ послѣднемъ 1917 году 35 комплектовъ, присоединивъ къ нимъ въ тотъ годъ открытіе передвижныхъ школъ и помѣщеніе дѣтей бѣдныхъ родителей мелкихъ поселеній за счетъ земства на частныя квартиры.
Строительство положено сдѣлать столь же равномѣрнымъ.
Приэтомъ были выработаны смѣты и нормальные типы школьныхъ зданій, которые видны на прилагаемыхъ рисункахъ новыхъ школъ. При каждой школѣ имѣются квартиры для всего состава учащихъ, а также надворныя постройки и большею частью каменныя ограды.
Къ участiю въ расходахъ на школьное строительство привлекаются также крестьянскія общества.
Необходимое увеличеніе расходовъ на народное образованіе стало возможнымъ только съ назначеніемъ казеннаго пособія въ установленномъ размѣрѣ 390 рублей на комплектъ, какъ на всѣ существующія земскія школы, такъ и на открытіе ежегодно 57 новыхъ комплектовъ, а также помощи на школьное строительство въ видѣ безвозвратныхъ пособій и долгосрочныхъ ссудъ изъ школьно-строительнаго фонда.
Участіе губернскаго земства въ расходахъ уѣзда ограничено той суммой пособія, которая была отпущена по смѣтѣ 1908 года на народное образованіе (77.977 рублей) съ ежегоднымъ увеличеніемъ на 3 % означенной суммы.
Открытіе, постройку и содержаніе новыхъ школъ въ еврейскихъ колоніяхъ предположено было по сѣти осуществить главнымъ образомъ за счетъ мірскихъ капиталовъ этихъ колоній. По ходатайству земства соотвѣтствующія суммы отпускаются ему по Высочайшему повелѣнію.
Передача министерскихъ школъ.
Таковъ былъ планъ, утвержденный земскимъ собраніемъ 1908 г., и выполненіе его въ первые годы. Но уже въ 1911 году министерство при назначеніи пособія земству предъявило новое требованіе: о принятіи земствомъ на себя расходовъ по хозяйственному содержанію 24 министерскихъ школъ и добавочнаго за выслугу лѣтъ жалованья учителямъ тѣхъ же школъ, на равнѣ съ земскими. По состоявшемуся соглашенію, разрѣшено было министерствомъ совершить принятіе указанныхъ школъ съ 57 комплектами въ теченіе 3-хъ лѣтъ, взамѣнъ открытія соотвѣтственнаго числа новыхъ комплектовъ.
Удлиненіе срока осуществленія школьной сѣти.
Далѣе, хотя земство и открывало ежегодно положенные по плану 57 комплектовъ, создалось, однако, такое положеніе, что явилось необходимымъ, вслѣдствіе прироста населенія, основанія 20 вторыхъ классовъ и принятія 24 министерскихъ школъ, открыть 176 новыхъ комплектовъ. При этомъ оказалось неизбѣжнымъ открытіе этихъ 176 комплектовъ отложить на добавочные 3 года — 1918, 1919 и 1920, удлиняя такимъ образомъ общій планъ введенія всеобщаго обученія съ 10 до 13 лѣтъ.
Расходы по содержанію школъ.
Въ общемъ весь текущій расходъ на начальное народное образованіе, безъ строительства, опредѣляется въ настоящее время (по смѣтѣ 1913 года) цифрою 550.613 руб., а за вычетомъ пособія отъ казны (255.613 рублей), на содержаніе начальныхъ школъ расходуется собственно изъ земскаго сбора 295.000 рублей, а всего, со включеніемъ общихъ расходовъ на начальное образованіе, — 315.431 руб., что составляетъ 37,1 % всѣхъ окладныхъ сборовъ уѣзднаго земства въ 1913 году. Расходъ этотъ будетъ наростать ежегодно на 26.700 рублей на вновь открываемые комплекты, съ нѣкоторымъ увеличеніемъ этой суммы только въ послѣдніе три года (1918 — 1920 гг.).
Число школъ и учащихся къ концу 1913 года.
Съ открытіемъ въ текущемъ году 13 новыхъ школъ и принятіемъ 8 министерскихъ въ хозяйственное завѣдываніе земства — получается всего 650 школьныхъ комплектовъ съ такимъ же числомъ учащихъ, кромѣ 6-ти запасныхъ учителей и около 180 законоучителей, и приблизительно — 29.000 учащихся въ 240 одноклассныхъ и 39 двухклассныхъ школахъ.
Учебная часть.
Завѣдываніе этими школами въ учебномъ отношеніи находится въ вѣдѣніи уѣзднаго и губернскаго училищныхъ совѣтовъ, а также директора и 3-хъ инспекторовъ народныхъ училищъ. Назначеніе учителей на должность происходитъ по соглашенію уѣздной земской управы съ инспекторомъ района, а утвержденіе въ должности, перемѣщеніе и увольненіе по постановленію училищнаго совѣта. Преподаваніе идетъ по изданнымъ министерствомъ примѣрнымъ программамъ и по учебникамъ, имъ же одобреннымъ. Начальное обученіе на всѣхъ ступеняхъ вполнѣ даровое, такъ какъ земство снабжаетъ всѣ школы учебными и классными принадлежностями безплатно. При этомъ земство приходитъ еще на помощь учащимся въ двухклассныхъ школахъ и другихъ учебныхъ заведеніяхъ выдачею способнѣйшимъ и бѣднымъ ученикамъ небольшихъ пособій и, указанныхъ выше, особыхъ стипендій.
Заботы о качественномъ улучшеніи школы.
Кромѣ количественнаго роста школъ важно и качественное ихъ улучшеніе, достигаемое, главнымъ образомъ, хорошимъ составомъ учительскаго персонала. Поэтому обезпеченіе школъ соотвѣтствующимъ своему призванію учительскимъ персоналомъ составляло, какъ мы видѣли, одну изъ главныхъ заботъ земства съ первыхъ лѣтъ его дѣятельности. Въ настоящее время для повышенія образовательнаго уровня учительскаго персонала начальныхъ школъ положено устраивать ежегодно общеобразовательно-педагогическіе курсы на средства губернскаго земства. На курсахъ нынѣшняго года участвовало 40 учащихъ земскихъ школъ нашего уѣзда. Насколько такіе курсы являются настоятельной потребностью, сознанной самими учащими, лучшимъ доказательствомъ могутъ служить курсы 1909 и 1910 г.г., устроенные учительскимъ обществомъ на свои средства, съ нѣкоторымъ пособіемъ отъ уѣзднаго земства, и привлекшіе многихъ слушателей изъ сосѣднихъ уѣздовъ.
Учительскія библіотеки при школахъ, педагогическіе журналы и центральная земская библіотека служатъ той же цѣли — самообразованія и лучшей подготовки учащихъ. Если въ дореформенной школѣ случайный, невѣжественный учитель не успѣвалъ за годъ обучить дѣтей простой грамотѣ, то въ настоящее время воспитателю по призванію, при большомъ наплывѣ лицъ, получившихъ общее и спеціальное образованіе и желающихъ посвятить себя педагогическому дѣлу, предъявляются повышенныя требованія какъ педагогу и человѣку.
Но для успѣшнаго хода ученія нужны школѣ еще и лучшія учебныя пособія. Для подбора таковыхъ устроенъ съ 1912 г. при управѣ музей наглядныхъ пособій. Болѣе дорогія пособія высылаются изъ него для пользованія въ двухклассныя земскія школы. Послѣднія снабжаются также лучшими и сравнительно дорогими учебниками и учебными пособіями изъ земскаго книжнаго склада. Успѣшность обученія въ земской школѣ явствуетъ изъ нерѣдкихъ за послѣдніе годы случаевъ поступленія учениковъ земскихъ школъ въ среднія общеобразовательныя и спеціальныя учебныя заведенія.