Раздѣленіе дорогъ и сооруженій на губернскія и уѣздныя. Объ урегулированіи ширины дорогъ.
Раздѣленіе дорогъ и сооруженій на губернскія и уѣздныя.
По принятіи уѣздными управами дорогъ и сооруженій на нихъ губернское земское собраніе въ 1865 году признало всѣ почтовыя дороги губернскими и содержаніе ихъ губернской повинностью; торговыя же дороги, а также военныя признаны были находящимися въ завѣдываніи уѣздныхъ земствъ. Ближайшимъ основаніемъ для признанія почтовыхъ дорогъ губернскими было то обстоятельство, что на нихъ по преимуществу были крупныя дорожныя сооруженія и ремонтъ ихъ раньше производился на счетъ губернскаго земскаго сбора. Проселочныя дороги, согласно закону, остались въ вѣдѣніи мѣстнаго полицейскаго начальства, и содержать ихъ въ исправности должны были землевладѣльцы и сельскія общества, черезъ земли которыхъ онѣ пролегали. Въ такомъ положеніи проселочныя дороги находятся и въ настоящее время, не смотря на то, что уѣздными и губернскимъ земствами неоднократно возбуждались ходатайства о передачѣ ихъ въ вѣдѣніе земскихъ учрежденій.
О перечисленіи дорогъ изъ одного разряда въ другой
Съ проведеніемъ Харьково-Николаевской желѣзной дороги сдѣлалась излишней почтовая гоньба между г. Николаевомъ и Максимовской почтовой станціей на почтовой дорогѣ Николаевъ—Бобринецъ. Дорога эта, какъ почтовая, была упразднена и признана уѣздной. Взамѣнъ ея по постановленію губернскаго земскаго собранія 1872 года въ число почтовыхъ дорогъ перечислена бывшая военная дорога между Николаевомъ и Вознесенскомъ. Открытіе почтоваго сообщенія по этой дорогѣ, пролегающей по территоріи Херсонскаго уѣзда черезъ с. Касперово и Н.-Одессу на протяженіи 43 верстъ, состоялось въ 1873 г.
Сдѣлавъ въ 1865 г. постановленіе о зачисленіи почтовыхъ дорогъ въ разрядъ губернскихъ, губернское земское собраніе тогда же предоставило уѣздамъ ходатайствовать о перечисленіи въ разрядъ губернскихъ и тѣхъ непочтовыхъ путей, которыя служатъ непосредственно интересамъ всей губерніи, а не одного уѣзда. На этомъ основаніи, по ходатайству уѣзднаго собранія, въ цѣляхъ экономическаго развитія края, перечислены были въ 1883 г. въ разрядъ губернскихъ дорогъ тракты: 1) отъ г. Берислава черезъ Давидовъ-Бродъ, пос. Березнеговатое къ станціи Харьково-Николаевской желѣзной дороги Доброе, нынѣ Явкино Южныхъ жел. дор., протяженіемъ 100 верстъ, и 2) отъ Давидова-Брода черезъ Заградовку, Широкое на Кривой- Рогъ, протяженіемъ 61 верста. Дальше перечисленія этихъ двухъ путей губернское земство не пошло, не смотря на то, что въ концѣ 70-хъ годовъ уже выяснилось, что новыя почтовыя дороги создаваться не будутъ, такъ какъ закономъ 1876 г. почты предоставлено перевозить и по проселочнымъ дорогамъ.
Такимъ образомъ на губернскій сборъ у насъ содержатся двѣ почтовыя дороги: Херсоно-Екатеринославская и Херсоно- Вознесенская и двѣ торговыя: Бериславъ—Давидовъ-Бродъ— Березнеговатое —ст. Явкино и Давидовъ-Бродъ—Кривой-Рогъ, протяженіемъ 276% версты.
Уѣздными дорогами хотя и признаны были всѣ торговыя и транспортныя, но въ натурѣ дороги эти точно опредѣлены не были, не описаны и, можно сказать, въ вѣдѣніе земства не приняты. Многія изъ нихъ въ разныхъ мѣстахъ совпадали съ проселочными и смѣшивались съ ними, такъ какъ и тѣ и другія исправля лись заинтересованными въ нихъ частными лицами и сельскими обществами. Фактически уѣздными дорогами считались только дороги изъ Николаева на Бобринецъ (бывшая почтовая) — 70 верстъ и изъ Херсона черезъ Снигиревку, Березнеговатое, Николаевку 2-ю на Казанку Елисаветградскаго уѣзда, подъ названіемъ Кременчугскаго чумацкаго тракта,— 132 вер. Въ 1885 г. уѣзднымъ собраніемъ признана была транзитной, а слѣдовательно и уѣздной, дорога изъ Херсона черезъ Снигиревку, Костомаровку на Широкое. До Снигиревки она совпадаетъ съ Кременчугскимъ чумацкимъ трактомъ, а отъ Снигиревки до Широкаго длина ея 72 вер. Съ этого времени до 1910 г. вопросъ о признаніи другихъ дорогъ уѣздными въ земскихъ собраніяхъ не обсуждался. Въ послѣдніе годы дорожныя полосы стали замѣтно суживаться и произвольно отводиться придорожными владѣльцами. Для сохраненія болѣе важныхъ въ экономическомъ отношеніи существующихъ дорогъ отъ дальнѣйшаго уничтоженія, а также для упорядоченія дорожной сѣти уѣздное земство въ 1910 и 1912 гг. признало цѣлый рядъ дорогъ уѣздными земскими. Въ 1912 г. приступлено къ возстановленію и закрѣпленію земскихъ дорогъ въ натурѣ проложеніемъ бороздъ, установкой столбовъ и нанесеніемъ ихъ на планы.
Переложеніе натуральной дорожной повинности въ денежную.
За исключеніемъ болѣе крупныхъ дорожныхъ сооруженій на почтовыхъ дорогахъ, ремонтъ которыхъ былъ отнесенъ на губернскія средства, исправленіе полотна дорогъ производилось путемъ натуральной повинности.
Но въ первый же годъ по введеніи земства Херсонскимъ уѣзднымъ собраніемъ обращено было вниманіе на неравномѣрность распредѣленія натуральной повинности, благодаря чему она преимущественно падала на самое бѣдное населеніе. Въ послѣдующіе затѣмъ годы признано было желательнымъ натуральную дорожную повинность замѣнить денежною, т. е. сборомъ со всѣхъ предметовъ обложенія необходимой суммы на поддержаніе въ исправности полотна дорогъ. Вопросъ этотъ былъ поднятъ также и другими уѣздами губерніи и, послѣ произведенныхъ въ этомъ направленіи опытовъ, въ .1868 году губернское земское собраніе безповоротно высказалось за денежную повинность. Въ 1869 г. натуральная повинность на губернскихъ земскихъ дорогахъ была окончательно отмѣнена.
Объ урегулированіи ширины дорогъ.
По закону дороги раздѣляются на классы: дороги 1-го класса должны быть въ 60 саж. (такихъ въ Херсонскомъ уѣздѣ не имѣется), 2, 3 и 4-го—въ 30 саж. и, наконецъ, проселочныя въ 3 саж. Кромѣ этихъ разрядовъ дорогъ, въ степныхъ губерніяхъ, къ которымъ относилась и Херсонская, имѣлись еще такъ называемые скотопрогонные и солевозные тракты. Независимо отъ установленной 30 саж. ширины этихъ дорогъ, по закону должно было при нихъ оставлять для прокорма скота и проѣзда фуръ во владѣльческихъ дачахъ 30 и 50 саж. по обѣ стороны дороги, а на казенныхъ земляхъ по верстѣ въ каждую сторону.
На первомъ же губернскомъ собраніи былъ поднятъ вопросъ объ урегулированіи ширины дорогъ и объ измѣненіи нѣкоторыхъ другихъ законоположеній о дорогахъ, уже въ то время не отвѣчавшихъ требованіямъ жизни. Уѣздныя управы также пришли къ заключенію о необходимости суженія дорогъ. На этомъ основаніи губернскимъ земскимъ собраніемъ постановлено было ходатайствовать объ уменьшеніи ширины дорог до 10 саж. для проѣзда, съ оставленіемъ по обѣимъ сторонамъ дороги по 5 саж. для выпаса скота и стоянки обозовъ. На это ходатайство въ 1867 году полученъ былъ отвѣтъ министра внутреннихъ дѣлъ, что, до уменьшенія ширины этихъ дорогъ въ законодательномъ порядкѣ, онъ не встрѣчаетъ препятствій къ суженію ихъ въ Херсонской губерніи до предположенной губернскимъ собраніемъ ширины. На этомъ основаніи была сужена до 20 саж. уѣздная дорога изъ Херсона на Широкое.
Къ вопросу о ширинѣ дорогъ и вообще правилъ о дорогахъ земство возвращалось не одинъ разъ. Такъ, въ 1891 году губернскимъ земствомъ возбуждено было передъ правительствомъ ходатайство о пересмотрѣ существующаго Устава путей сообщенія и объ изданіи новыхъ правилъ о всѣхъ вообще до- рогахъ. Въ 1896 году ходатайство это было повторено и, наконецъ, въ 1912 году вновь было возбуждено ходатайство объ ускореніи изданія закона о гужевыхъ дорогахъ. Однако вопросъ о ширинѣ дорогъ до настоящаго времени въ законодательномъ порядкѣ не пересмотрѣнъ. Изъ переданныхъ въ 1865 году дорогъ въ 30 саж. ширинѣ содержатся только Тубернскія дороги. Уѣздныя же дороги, на основаніи разрѣшенія министра внутреннихъ дѣлъ, содержатся въ 10 саж. (проѣзжая часть) и 20 саженной ширинѣ.