Содержаніе дорожнаго полотна и сооруженій. Улучшеніе путей за счетъ дорожнаго капитала.
Содержаніе дорожнаго полотна и сооруженій.
Въ первое время послѣ переложенія натуральной дорожной повинности въ денежную исправленіе полотна губернскихъ дорогъ производилось при посредствѣ особыхъ подрядчиковъ и грабарей по вольному найму, съ лошадьми и повозками. Подрядчики эти планировали полотно дорогъ срѣзывали бугры и пригорки и засыпали щебнемъ водороины.
Съ цѣлью болѣе удовлетворительнаго содержанія дорогъ въ. 1870 г. постановлено было въ видѣ опыта устроить въ каждомъ уѣздѣ на 5 верстахъ полотно съ выпуклой профилью и на всемъ протяженіи провести борозды. Уѣздная управа сдѣлала опытъ устройства полотна почтовой дороги съ выпуклой профилью на участкѣ въ 160 саж , но опытъ этотъ показалъ, что устройство такого полотна требуетъ большихъ расходовъ (около 750 руб. на версту). Въ 1871 г. губернское собраніе отказалось отъ этого опыта въ виду дороговизны и постановило. исправлять дороги прежнимъ порядкомъ посредствомъ заравниванія ухабовъ и водороинъ. Безуспѣшность произведеннаго опыта и невозможность по состоянію земскихъ финансовъ перейти къ коренному улучшенію полотна почтовыхъ дорогъ послужили причиною того, что вопросъ объ исправленіи полотна дорогъ въ теченіи долгаго времени оставался въ одномъ и томъ же положеніи. Наконецъ, въ 1887 г. на исправленіе полотна губернскихъ дорогъ и ремонтъ дорожныхъ сооруженій на. сумму не свыше 500 руб. губернскимъ земскимъ собраніемъ назначено было по 5 руб на версту. Въ 1888 г. норма эта была увеличена до 8 руб., а въ 1903 г. до 12 руб, каковая сумма ассигнуется и въ настоящее время.
Изъ изложеннаго видно, что земство принимало мѣры къ. исправному содержанію полотна почтовыхъ дорогъ, и если дороги эти не были въ полной исправности, все-же онѣ поддерживались и поддерживаются въ болѣе или менѣе удовлетворительномъ видѣ.
Уѣздныя же дороги въ сущности ничѣмъ, кромѣ ширины, не отличаются отъ обыкновенныхъ проселочныхъ дорогъ, и на содержаніе самого полотна ихъ уѣздное земство за ограниченностью средствъ почти не производитъ никакихъ затратъ.
Улучшеніе путей до 1895 г.
На ряду съ заботой о содержаніи полотна почтовыхъ дорогъ, существующихъ дорожныхъ сооруженій и переправъ черезъ рр. Бугъ, Ингулъ и Днѣпръ земство стремилось и къ улучшенію дорогъ устройствомъ въ необходимыхъ мѣстахъ удобныхъ переѣздовъ черезъ балки, срѣзкой спусковъ, замощеніемъ отдѣльныхъ участковъ, спусковъ и подъемовъ. Для улучшенія переправъ черезъ рѣки въ 1870 г. построенъ новый наплавной мостъ черезъ р. Ингулъ въ Николаевѣ и замѣнена паромная переправа черезъ р. Ингулецъ въ с. Дарьевкѣ на почтовой дорогѣ Херсонъ—Бериславъ наплавнымъ мостомъ, а въ 1884 г. былъ устроенъ такой же мостъ черезъ р. Ингулецъ у с. Отбѣдовасильевки.
Къ этому времени дѣятельности земства относится ходатайство о признаніи за дорогой Одесса—Николаевъ -Херсонъ общегосударственнаго значенія и о шоссированіи ея за счетъ казны (1883 г.).
Въ 1885 году представителями военнаго вѣдомства и земства Херсоно-Николаевская дорога признана имѣющей государственное значеніе, но ходатайство земства о шоссированіи ея сначала полностью за счетъ казны, а затѣмъ и о принятіи на счетъ казны половины расходовъ успѣхомъ не увѣнчались.
Улучшеніе путей за счетъ дорожнаго капитала.
Законъ 1 іюня 1895 г. объ образованіи дорожнаго капитала является чрезвычайно важнымъ фактомъ въ дѣлѣ развитія земскаго дорожнаго хозяйства. Согласно этому закону, земства освобождены были отъ содержанія крестьянскихъ и мѣстныхъ судебныхъ учрежденій, а освободившіяся отъ этого денежныя средства ежегодно обращаются: на образованіе особаго въ каждой губерніи спеціальнаго капитала. На образованіе его по Херсонскому уѣзду ежегодно вносится въ раскладку 58.040 руб. Изъ этого капитала должны производиться по постановленіямъ губернскаго земскаго собранія расходы на улучшеніе существующихъ путей сообщенія, на сооруженіе шоссейныхъ и грунтовыхъ дорогъ, имѣющихъ значеніе для мѣстныхъ сельско-хозяйственныхъ, промышленныхъ и коммерческихъ интересовъ. Въ разъясненіи этого закона министромъ внутреннихъ дѣлъ указано было на необходимость, прежде чѣмъ приступить къ коренному переустройству дорогъ, составить общій планъ устройства путей, съ распредѣленіемъ ихъ на очереди сообразно мѣстному экономическому значенію. Вмѣстѣ съ этимъ указывалось на необходимость обратить особенное вниманіе на устройство подъѣздныхъ путей къ станціямъ желѣзныхъ дорогъ, такъ какъ только при удовлетворительномъ состояніи этихъ путей производитель можетъ имѣть возможность пользоваться удобствами, доставляемыми развитіемъ желѣзно-дорожной сѣти.
Въ цѣляхъ составленія общаго по губерніи плана въ 1897 г. было произведено экономическое изслѣдованіе дорогъ, съ раздѣленіемъ ихъ по количеству провозимыхъ грузовъ на очереди и разряды. Обслѣдованіемъ этимъ установлено было важное экономическое значеніе нѣкоторыхъ уѣздныхъ и проселочныхъ дорогъ, вслѣдствіе чего улучшеніе и этихъ путей стало возможнымъ за счетъ дорожнаго капитала. На основаніи изслѣдованія, важнѣйшими дорогами, нуждающимися въ оборудованіи въ первую же очередь, признаны были подъѣздные пути: 1) отъ Н.-Воронцовки къ пристани на р. Днѣпрѣ. М.-Гирлы, 2) отъ м. Н.-Буга къ желѣзнодорожной станціи того же названія и 3) спускъ къ пристани въ с. Качкаровкѣ. Въ 1900 г. пути эти были оборудованы, для чего по дорогѣ Ново-Воронцовка—Гирлы построены были желѣзный на каменныхъ устояхъ мостъ у Осокоровки, срѣзаны и замощены гранитомъ спуски и отдѣльные участки, въ общемъ длиною 2364 пог. саж.; въ Качкаровкѣ срѣзанъ и замощенъ гранитомъ спускъ длиною 272 пог. саж., а между Н.-Бугомъ и станціей сдѣлана гранитная мостовая длиною 2500 саж. На оборудованіе этихъ путей израсходовано изъ дорожнаго капитала свыше 185.000 руб. Постройка этихъ путей какъ по времени выполненія такого большого количества работъ, такъ и по суммѣ затраченныхъ средствъ, безъ сомнѣнія, является довольно крупнымъ фактомъ въ дѣятельности земства Оборудованіе остальныхъ, имѣющихъ также важное экономическое значеніе, путей за счетъ дорожнаго капитала могло быть произведено въ теченіе не менѣе 7—10 лѣтъ. Съ цѣлью улучшенія дорогъ въ губерніи губернское земство еще въ 1899 г. возбудило ходатайство передъ правительствомъ о разрѣшеніи Херсонскому земству ссуды подъ обезпеченіе дорожнаго капитала.
Въ 1901 г. правительствомъ была разрѣшена ссуда для всей губерніи въ суммѣ 1.311.545 руб. срокомъ на 10 лѣтъ. На Херсонскій уѣздъ пропорціонально участію его въ образованіи дорожнаго капитала пришлось 347.595 руб. За счетъ этой ссуды уѣздное земство, руководствуясь экономическимъ изслѣдованіемъ дорогъ, рѣшило оборудовать подъѣздные пути къ г. Николаеву: Николаевъ — Балацкое— Горожено и Николаевъ—Кандыбино. Къ оборудованію этихъ путей управа приступила въ 1902 г., и къ осени 1904 г. на дорогахъ этихъ были устроены удобные, болѣе пологіе, мощенные гранитомъ переѣзды черезъ всѣ пересѣкающія ихъ балки, съ водопропускными мостами. На дорогѣ Николаевъ — Балацкое—Горожено замощено свыше 3000 пог. саж., а на дорогѣ Николаевъ—Кондыбино —1061 пог. саж. Израсходовано на это вмѣстѣ съ мостами свыше 170.000 руб. Въ 1905 и 1906 гг., по постановленію собранія 1904 г., замощенъ гранитомъ подъѣздной путь отъ м. Кривого-Рога къ станціи Кривой-Рогъ длиною 1003 пог. саж., стоимостью 17.505 руб. Съ 1905 г., когда углубленіе устьевъ Днѣпра доведено было до 18 футовъ, число заграничныхъ пароходовъ, приходящихъ въ Херсонъ, значительно увеличилось, и существованіе Херсонскаго порта можно было считать совершившимся фактомъ,— вниманіе земства обращено было на улучшеніе подъѣздныхъ путей къ Херсону. Въ 1905 и 1906 гг. рѣшено было построить необходимыя сооруженія на дорогахъ, ведущихъ къ Херсону, а также выработать программу дальнѣйшаго улучшенія путей. Для пополненія свѣдѣній, которыми располагала управа относительно путей, нуждающихся въ улучшеніи, сна въ 1906 г. опросила землевладѣльцевъ, гласныхъ уѣзднаго земства, полицію и другихъ лицъ, живущихъ въ уѣздѣ и, слѣдовательно, хорошо знающихъ, какія дороги болѣе всего нуждаются въ улучшеніи. Полученный обширный матеріалъ далъ возможность опредѣлить тѣ мѣста на дорогахъ, которыя всего болѣе нуждаются въ устройствѣ на нихъ разнаго рода дорожныхъ сооруженій для пользы мѣстнаго населенія.
Оборудованіе этихъ путей по степени важности ихъ было распредѣлено на три очереди, и намѣченнымъ такимъ образомъ планомъ улучшенія путей по частямъ, за нѣкоторыми исключеніями, земство руководствуется. до настоящаго времени.
Въ 1907 и 1908 гг. улучшены подъѣздные пути Снигиревка—Херсонъ и Бѣлозерка—Херсонъ. На первомъ пути устроены мощенные гранитомъ спуски въ Гаузеновскую балку и на Проценковыхъ хуторахъ и замощенъ известковымъ камнемъ подъ (низменность) у Роксандровки длиною 642 саж.; на второмъ пути увеличена высота Веревчинской дамбы и сдѣлана гранитная мостовая отъ Клушинскихъ воротъ, у сельско-хозяйственнаго училища, и по Веревчинской дамбѣ,. длиною 1077 пог. саж.
Къ числу болѣе важныхъ дорожныхъ сроруженій, выстроенныхъ земствомъ за послѣдніе годы, необходимо отнести желѣзо-бетонные мосты въ м. Кривомъ-Рогѣ и Широкомъ черезъ р. Ингулецъ, въ с. Привольномъ черезъ р. Ингулъ, въ пос. Березнеговатомъ черезъ р. Висунь и на той же рѣчкѣ въ д. Костомаровкѣ.
Цѣнность сооруженій и сборы.
Всего на оборудованіе дорогъ изъ дорожнаго капитала по 1913 г. земствомъ затрачено 661.645 р.
Всѣхъ же дорожныхъ сооруженій уѣзднаго и губернскаго земства въ Херсонскомъ уѣздѣ къ 1913 г. имѣется на сумму 980.478 р., не считая наплавныхъ мостовъ.
На ремонтъ ихъ за все время израсходовано 259.486 руб, а на содержаніе дорожнаго полотна 27.312 руб.
Пользованіе дорожными сооруженіями безплатное, за исключеніемъ Бугскаго, Ингульскаго и Бериславскаго наплавныхъ мостовъ. Содержаніе и ремонтъ этихъ мостовъ требуютъ огромныхъ расходовъ, почему за проѣздъ по мостамъ, а также и за разводки ихъ для пропуска судовъ взимается по особо утвержденнымъ таксамъ сборъ. На Дарьевскомъ мосту сборъ за проѣздъ устанавливался и отмѣнялся нѣсколько разъ и въ настоящее время сборъ взимается только за пропускъ судовъ.