Улучшеніе водныхъ путей
Днѣпръ сыздавна былъ однимъ изъ главнѣйшихъ путей сообщенія. Еще въ концѣ XVIII столѣтія у устья его образовался городъ Херсонъ, которому въ то время принадлежало первенствующее торговое значеніе. Такое значеніе Херсонъ занималъ до половины XIX столѣтія, и только послѣ Крымской войны значеніе его стало падать и въ особенности съ проведеніемъ Харьково-Николаевской желѣзной дороги, оставившей Херсонъ въ сторонѣ. Предпринятыя правительствомъ дноуглубительныя работы въ Днѣпровскомъ лиманѣ при выходѣ его у Очакова въ Черное море позволили увеличить отпускную торговлю г. Николаеву, бывшему до того времени исключительно военнымъ морскимъ портомъ. Упадокъ торговли Херсона обусловливался засореніемъ Днѣпровскихъ гирлъ (устья), и по- тому уѣздное земское собраніе въ 1866 г. постановило возбудить ходатайство объ отпускѣ правительствомъ суммъ на очистку гирлъ, съ тѣмъ, чтобы къ Херсонской пристани могли приставать морскія суда, и о предоставленіи Херсону права заграничной торговли. На изысканіе же способовъ очистки гирлъ ассигновано было 2000 руб. Такъ какъ для этой цѣли еще раньше правительствомъ отпущено было въ распоряжаніе Новороссійскаго и Бессарабскаго генералъ-губернатора 16.690 руб., то уѣздное собраніе, считая, что интересы земства тѣсно связаны съ углубленіемъ гирлъ, выразило пожеланіе, чтобы отпущенныя для этого казной средства переданы были въ распоряженіе земства.
Въ 1874 г. по ходатайству г. Херсона работы по очисткѣ гирлового хода и прорытія канала были предоставлены министерствомъ путей сообщенія Херсонскому городскому управленію, для чего городу отпущены были изъ казны необходимыя средства. Въ 1882 г. была открыта въ Херсонѣ таможня 1-го разряда, преобразованная въ 1883 г. во 2-й разрядъ, а въ 1886 г. въ 3-й. Послѣ неудачныхъ работъ городского управленія очистку гирлъ взяло на себя правительство, и съ помощью землечерпательнаго каравана въ 1902 г. проходъ для судовъ былъ углубленъ до 18 фут., а въ послѣдствіи до 26 фут., что дало возможность приходить въ Херсонъ глубокосидящимъ заграничнымъ судамъ.
Помимо Днѣпра земство останавливало свое вниманіе еще на р. Ингульцѣ. Ингулецъ, или Малый Ингулъ, беретъ свое начало въ Александрійскомъ уѣздѣ, перерѣзываетъ Херсонскій уѣздъ отъ м. Кривого-Рога съ сѣвера на югъ и впадаетъ въ Днѣпръ въ 17 верст. выше г. Херсона. Въ 1889 г. по порученію уѣзднаго земства произведены были промѣры Ингульца. Добытыми данными установлено было, что отъ устья до еврейской колоніи Б.-Сейдеменухи Ингулецъ довольно глубокая и спокойная рѣка, съ весьма чистою и прозрачною водою. Изрѣдка попадаются въ ней трудно проходимыя мѣста, которыя не представляютъ препятствій для углубленія рѣки землечерпательными машинами. Болѣе или менѣе постоянное судоходство поддерживается до Евгеньевки, отстоящей отъ устья на разстояніи 102 верстъ. На этомъ протяженіи съ 1903 года Ингулецъ признанъ судоходной рѣкой, и министерствомъ путей сообщенія установленъ надзоръ за движеніемъ судовъ. Мелкія мѣста были обставлены плавучими вѣхами, точно опредѣлявшими самый глубокій фарватеръ, и судоходство и грузооборотъ по рѣкѣ стали замѣтно увеличиваться. Вмѣстѣ съ этимъ весьма желательнымъ стало удлинить судоходство по Ингульцу для приближенія дешеваго воднаго пути къ богатому рудному району.
Признавая важное въ экономическомъ и торговомъ отношеніи для уѣзда значеніе Ингульца, земство въ 1910 г. возбудило ходатайство объ углубленіи его до Николо-Козельска. Результатъ ходатайства еще не извѣстенъ.