Лето 1901 года для Херсона было светлым праздником. Первым его посетил министр путей сообщения, князь Хилков, а затем 16-го июня, на пароходе «Ледокол № 3», конвоируемом «Светланой», в Херсон прибыл великий князь Александр Михайлович. Оба эти посещения находились в связи с устройством в Херсоне морского порта. Наконец, 14-го июля, после 80- летнего перерыва, днепровские воды вновь увидели на своей поверхности черноморскую флотилию. В этот день утром в Херсон пришла под флагом вице-адмирала Я.А.Гилысбрандта черноморская эскадра, и Херсон был официально объявлен морским портом.
На торжественном обеде, которым городское общество чествовало наших моряков, было высказано много уверенности в богатой будущности города, как морского порта, который быстро привлечет в свои воды не только родные, но и заграничные коммерческие суда и пароходы. Будет ли это? Hepium ли это desiderium? Устройство морского порта в Херсоне ко дню его открытия, как передавали мне, обошлось Министерству путей сообщения до 2-х миллионов рублей, включая сюда стоимость землечерпательного каравана, постановки маяков и технической мастерской в Херсоне.
А.И.Фирсов, «В Херсоне». Исторический вестник № 10, 1905год.