1961 год. Интервью с Л.Ф. Чепеленко. Хроника года
Я очень рад представить сегодня в нашей студии Людмилу Федоровну Чепеленко. Эту фамилию Вы уже слышали в двух-трех наших передачах. И не напрасно, потому что Людмила Федоровна также была у истоков нашего Херсонского телевидения. Мы сейчас говорим о 1961 годе. И я знаю, что он для Людмилы Федоровны был достаточно знаменательным.
Л.Ф. – Безусловно. 1961 год был особенным, можно сказать, счастливым. И для нашего отечества, и для нашей студии. Потому что это был первый полет в Космос. И нам хотелось тоже на Земле, но быть в полете. Поэтому мы работали с поиском, творчески. У нас был очень хороший творческий коллектив. Если есть такая возможность, покажите фото. Наш коллектив был небольшим. Человек 36-37, до 40, не больше, творческих работников. Но это были единомышленники, это были энтузиасты, люди, которые любили свое дело и делали его с полной самоотдачей. И это было прекрасно. Поэтому я так с гордостью, уважением вспоминаю те времена, тех людей, которые даже сейчас работают. Один из которых был звукорежиссером у нас. И это очень приятно. И Ткаченко, наверное, у нас работает оператором.
Ведущий – 61-й год, я знаю, для Вас лично был знаменательным годом.
Л.Ф. – Да, был знаменательным, потому что этот год мы как-то очень активно учились, бывали на студиях, которые имели уже какой-то творческий опыт. В Одессе, Харькове, Запорожье, Николаеве. Хотя Николаевская студия была младше нашей, но нам было интересно посмотреть, как они работают. Между тем, в этом году нас наградили первым дипломом за очерк «Херсонщина – мой родной край», «Херсон – город двух портов». Мы получили диплом, и мы были признаны как творческая единица, нас заметили. И в связи с тем, что нас заметил Киев, а не только Херсон, нам предложили сделать солидную праздничную передачу на Киев, в которой были и лучшие люди нашей Херсонщины, была пленка, которая была снята прекрасным оператором Евгением Ляшенко, очень талантливым человеком. Текст прекрасно читала Екатерина Расторгуева.
Ведущий – И до сих пор прекрасно читает.
Л.Ф. – Да. Это была такая передача. Мы волновались. У нас была генеральная репетиция. Все было очень хорошо. Вышли в эфир. Ни одной помарки. Мы были так счастливы. Мы обнимались, целовались с инженерами, со всем техническим персоналом, друг с другом. Мы думали, что первый настолько крупный выход в эфир на Киев и настолько успешный. Прихожу утром. 9 утра. Звонок. Беру трубку: «Людмила Федоровна, кто выпускал вчера передачу? Ни тебе доброго утра, ничего… Сразу, кто выпускал передачу». Я сразу напряглась. Говорю: «Я». «Вы что не знаете режиссерского пульта?». Говорю: «Знаю». «А Вы знаете, что вчера смотрел передачу Петр Ефимович Шелест? И у него все время были срывы кадров». Я говорю: «А мы причем? У нас их не было». «Так вот, чтобы завтра в 10 утра Вы были в Киеве». Ну, было не по себе, была так называемая шоковая терапия. Хотя, говорят, шоковая терапия тоже полезна, поскольку творческие люди должны иметь какие-то конфликтные ситуации, что больше всего их настраивает на работу.
Ведущий – Здесь замечание было. Вы доказали, что пульт найден. Вероятно, что-то было с телевизором у Шелеста.
Л.Ф. – Вероятно, что-то было с телевизором у Шелеста. Причем, они тоже смотрели эту передачу. Все руководители центральной студии телевидения.
Ведущий – И у них все было в порядке?
Л.Ф. – Не знаю, я не спрашивала. Главное то, что у Шелеста. Был такой «Великий Шелест» для нас, работников студии телевидения.
Ведущий – Вы в этом году стали главным режиссером.
Л.Ф. – Я как-то об этом не думаю. Да, действительно, в этом году я стала главным режиссером студии телевидения.
Ведущий – В прошлой передаче мы показывали видеокадры в нашей рубрике «До востребования». Симпатичная молодая девушка, студентка пединститута (тогда университетов не было) парень, курсант мореходного училища. Мы пытались выяснить кто они. За неделю нам ничего не удалось. И вот, повезло. Когда я показывал Людмиле Федоровне кадры из этого фильма, она узнала… Кого узнала, она сейчас сама расскажет.
Л.Ф. – Узнала наших работников телестудии, потому что мы тогда еще не обращались к актерам. Это были первые наши творческие пробы.
Ведущий – Я думал, что это курсант и студентка.
Л.Ф. – Нет. Это был наш видеоинженер – Жосан Володя. И была наша звукооператор – Римма Сосмий.
Ведущий – Это наши люди?
Л.Ф. – Это наши люди. Прекрасные лица. Прекрасные люди. Они же были молоды. Они настолько правдиво действовали, потому что это был стихотворный очерк. И делала его «Нонця Шляховая» (мы ласково ее так называли), автор этой передачи – Нонна Шляховая, которая начинала у нас свою творческую деятельность. Начинала очень интересно. Все ее материалы всегда были поэтическими, романтическими, солнечными, как она сама. Она вся светилась разумом, своей духовной красотой.
Ведущий – Как сложилась ее судьба?
Л.Ф. – Судьба ее сложилась очень счастливо. Она талантливый человек. Сейчас она доктор филологических наук, профессор Одесского университета. Мы восхищаемся ей.
Ведущий – Мы вспоминали, (моя жена заканчивала Одесский университет), что она преподавала только на украинском отделении. А как сложилась судьба наших героев?
Л.Ф. – Я не знаю, где сейчас работает Жосан Володя. Он ушел. Несколько лет он у нас работал. Работал очень хорошо. Наверное, из материальных причин. У него была жена, семья. Причем, его жена тоже работала нашим инженером (Зоя). А героиня стала мастером-парикмахером.
Ведущий – Что ж, у каждого свой путь.
Л.Ф. – Да, у каждого свой путь.
Ведущий – Наши телезрители видят интересные кадры во время нашей беседы. Я хочу, чтоб, безусловно, увидели в большем объеме этот фильм. И здесь, я знаю, знакомые для Вас лица не только тех людей, что работали на телевидении. А Вы мне сказали, что эти кадры снимались, можно сказать, у Вас дома.
Л.Ф. – Ну это как раз в этом очерке. Потому что это была чистая молодежь, мы видим это по их сияющим лицам. Человеческим лицам. Не одежда, а лица. Их мечты, надежды. Я узнала свою свекровь. Я не могу сказать, что это была свекровь, потому что она была в роли мамы, Качек Елена Васильевна. Она открывает двери. Я, как только увидела, узнала свою библиотеку. Они интересовались книгами, и искали какую-нибудь книгу, которая им была необходима. Все наше, мой телевизор. Моя квартира. Конечно, приятна эта давнишняя встреча. 42 года прошло с тех пор.
Ведущий – Спасибо Вам огромное за интересный рассказ, за помощь в поиске наших героев. Я думаю, это не последняя встреча. Потому что, уже просмотрев несколько лет, мы увидели там очень интересные материалы. И игрового кино. В первую очередь, фильм о Ладычуке. Спасибо Вам огромное. И до следующей встречи.
Л.Ф. – Спасибо Вам.
1961 год был богат разными событиями. Не все их, к сожалению, запечатлела кинохроника. Поэтому несколько устных сообщений. Были более значимые, были менее. Начнем с менее. На заводе имени Коминтерна начали комплектовать библиотеку. Там открылся народный книжный магазин. Вот событие более значимое. Херсонский хлопчато-бумажный комбинат. Там получили новые отечественные жокардовые машины. С их помощью можно было выпускать сатиновые ткани, а также махровые полотенца. Еще одна интересная информация. В областную организацию обратился Эрно Габор с предложением создать тесные дружеские отношения между Херсоном и Венгерским городом Зала Эгерсэг. Надо сказать, что дружить мы умели и любили. Особенная дружба нас связывала с Болгарским городом Шумен. Но о ней мы расскажем немного позднее. А вот тогда херсонцы откликнулись на предложение Габора и установили тесные дружеские отношения. Надо сказать, что делегации, которые ездили в город Зала Эгерсэг, брали с собой и телевизионщиков. И они до сих пор об этом помнят.
Интересная информация также была напечатана в Надднепрянской Правде. Был введен в действие фототелеграф в Херсоне и получен первый фотоснимок и Москвы о полете Юрия Гагарина в космос. Отныне херсонцы могли прислать фотоснимок и фототелеграмму. А сейчас кинохроника.
На кондитерской фабрике имени Войкова освоены и подготовлены к массовому выпуску новые карамели – «Королева полей» и «Достаток», конфета «Таврическая». Все они производятся с кукурузной начинкой. Об этом рассказывает заведующий лабораторией Ирина Леонтьевна Молчанова. Во-вторых, освоено производство таких конфет, как: «Анракт», «Чапаев», «Днепровские зори», «Лимонные» и печенье «Городское». К новогодним утренникам, праздничных столов на фабрике произведено много вкусных лакомств.
Очень любят школьники второй Цюрупинской школы ушастых кроликов. В прошлом году здесь вырастили и сдали государству 6300 голов. А за пионерскую двухлетку они обязались вырастить не менее 12 тысяч кролей. Значит, каждый школьник должен вырастить не менее 2-х. Поэтому кроликов здесь выращиваю везде – и в школе, и дома. На школьной кроле-ферме классы дежурят по очереди. Сегодня здесь ученики 5-Б класса – Сеня Набегов, Жора Головин, Саша Литвиненко, Таня Колесникова и другие. Любовно относятся дети к своим питомцам – щедро кормят и поят их. А этот малыш что-то плохо ест. Не приболел ли, случаем? Пусть попасется на свободе.
Таврическое село. Когда-то убогое, ободранное, безводное, оно стало сейчас неузнаваемым. Коттеджи вместо глинобитных сельских домиков. Переселился в новый дом прежний наемный рабочий, ныне пенсионер Максим Самойлович Орещенко. Просторные комнаты, дорогостоящая мебель создают приятный уют этой обычной сельской семье. За плечами Максима Самойловича 70 лет. Много перенес он на своем веку. Работал на помещика, потом на кулака, перенес годы разрухи, и восстановительных работ после двух войн. Идет он по родной земле хозяином судьбы своей и не узнает села, где родился и вырос. «Вода, — знаете ли Вы, соседка, — какой дорогой была капля животворной влаги в этом краю?» А сейчас на улицах колонки. Бери воды, сколько захочешь.
Более 200 спортсменов взяли участие в легкоатлетической эстафете, посвященной дню конституции. На улице Ленина, проспекте Ушакова, временно преобразованных в беговые дорожки, шла упорная борьба за первенство. Мокрый асфальт и густой туман мешали спортсменам. Но молодым и сильным это не помеха. Среди женщин первыми были представительницы текстильного комбината и сельскохозяйственного института. Среди мужчин – спортсмены мореходного училища министерства морского флота и текстильного комбината. Победителей эстафеты наградили переходными кубками и дипломами.
Чистые четверги и субботники были приметами того времени. Херсонцы любили свой город и старались сделать все, только бы областной центр был аккуратным и привлекательным. Тогда боролись и за звание «Образцовый дом», «Образцовый двор». На уборку мусора, благоустройство территории выходили целыми предприятиями, жилыми домами. И никто не говорил: «Моя хата с краю». Ведь не заботиться о красоте родного города не просто не разрешало начальство, совесть не позволяла. И благодаря именно жителям города, организации работы, Херсон становился более привлекательным, и уютным.
Нельзя войти дважды в одну реку. Чтобы достичь истоков, надо идти против течения. А сил уже не хватает, да и времени нет. И тогда на помощь приходят воспоминания – старые фотографии, старая кинохроника. Далекое снова становится близким и родным. Если наша передача стала для Вас близкой и родной, пишите: Херсон, Перекопская, 10, программа «20 век. Херсонский хронограф» или звоните 22-97-49. До свидания.