1964 год, часть 9. Город двух морей. Будни херсонского порта
Приветствую Вас. Сегодняшняя наша передача несколько необычная. Почти 90% эфирного времени мы отдадим одному фильму, который называется «Город двух морей». Этот фильм снимали в 1964 году херсонские телевизионщики. И посвятили они его городу, который расположился на территории в 300 кв.км с населением в 370 тысяч человек. День рождения этого города 18 июня 1778 года. А называется он Херсон. Сейчас много можно дискутировать, размышлять, спорить в отношении верности выбора места для будущего города. Но тогда было одно задание – это защита от турков наших южных рубежей. И нужно было строить крепость. И, наверное, князь Потемкин Таврический (которым позже стал) выбрал верное место. Со временем изменились различные требования к городам, и не нужно было уже защищаться. Но это уже другая история. Потемкин хотел сделать наш город Южной Пальмирой. Серверной, Вы знаете, является Петербург, а Херсон должен был стать Южной. Строили достаточно интенсивно. Строительством руководил сначала генерал-цехмейстер Ганнибал, позже генерал-полковник Корсаков. Сначала было 10 тысяч строителей, позже 20 тысяч. Все земляные работы проводились вручную. Но, нужно сказать, что уже через 5 лет на территории крепости было 61 каменное сооружение. Согласитесь, это много. С началом российско-турецкой войны сюда приехал Александр Васильевич Суворов. Он подготавливал Херсон и херсонцев к обороне. Херсон – колыбель Черноморского флота. Первый морской порт на юге Российской империи, ну и на юге Украины. И Одесса, и Севастополь, и Николаев были, хоть не намного, но позже.
Мой город отмечен на всех картах мира одинаково, как и тысячи других, небольшим кружочком. А почему так? Неужели у картографов нет хоть немного фантазии, чтобы как-то выделить его? Ведь он не такой, как другие. Вот расширите кружочек, войдите в город, и сами убедитесь, полюбите его, как люблю его я. Вам не кажется, что привокзальная площадь похожа на раскрытую ладонь человека? А продолжение ее – мощная рука, проспект, который протянулся через весь Херсон, связывая железнодорожные ворота с водной магистралью. Ничего особенного. Возможно, но на всем побережье Черного моря Вы не найдете города, в котором было бы два порта: речной и морской. Если хотите знать, мой город молодой, хотя и старше, например, Одессы. Ему не исполнилось еще и 200 лет. Когда я брожу по его улицам, мне кажется, что я читаю увлекательную книгу о прошлом и современности.
По этому тротуару ходил, возможно, когда-то Александр Суворов. Здесь он жил. Только тогда не было асфальта и такого количества цветов, и этих домов, которые выросли в наше время. Адмирал Ушаков строил в моем городе первые военные корабли, которые принесли славу России. Если хотите знать, то строительством Херсона руководил не кто иной, генерал-цехмейстер Ганнибал, пращур Пушкина. Невольно далекое становится близким и родным. Я всматриваюсь в обновленные улицы, в новые жилые кварталы, а вспоминаю почему-то старину, когда в Херсоне были Пушкин и Белинский.
Как завидую я людям, которые виделись где-то здесь с Максимом Горьким или слушали в библиотеке стихи Владимира Маяковского, кто помогал Александру Попову устанавливать первую радиосвязь между Херсоном и Голой Пристанью. И, наконец, тем, кто под началом железного наркома Феликса Дзержинского поднимал из руин речной порт. Но здесь ловлю себя на мысли, что потомки не меньше будут завидовать мне. Ведь я жил в одно время с теми, кто сегодня вышел на разведку будущего. К ним принадлежат Николай Григорьевич Дашко. Мы встречаемся не впервые. А он и сейчас промолчал, что получил звание заслуженного строителя республики. Что его коммунистическая бригада лучшая в тресте «Херсонстрой». Кстати, этот коллектив за 2000 дней семилетки дал городу более 200 тысяч кв. метров жилья и около 300 тысяч кв. метров производственных площадей. Сколько юношей мечтает быть такими, как он, коммунист Дашко. Имя Наташи Идзиковской пока что известно только первоклассникам. Но я не удивлюсь, если в будущем она повторит подвиг Чайки, или станет ученой, как София Ковалевская. Мама ее, Раиса Михайловна, тоже начинала так, а сейчас инженер-технолог самого крупного в городе судостроительного завода, депутат Украинского Парламента. Что ни говорите, а явление достаточно распространенное. Так, наверное, начинали все капитаны. Мальчик смотрит в лужу, а видит океан. И этому атомоходу явно не хватает места в каботажных водах. Так и есть, штурманы далекого плавания, точнее будущие. Хотя, когда курсанты знакомятся с девушками, они умышленно упускают это слово. Может из хвастовства, а может от уверенности, что обязательно ими станут. Училище, в котором они учатся, одно из самых старых в Украине. А есть еще у нас мореходное училище, которое готовит охотников за китами. Мой солнечный город счастливо объединяет в себе краски степи и Днепра, дыхание моря и романтику далеких путешествий. Говорят, все дороги ведут в Рим. В моем городе говорят иначе. Все дороги ведут в порт. Но в какой? Морской или речной? Сразу и не поймешь.
Рано просыпается Херсон. А еще раньше речной порт. На местных линиях освоено 17 маршрутов. Куда не глянь, всюду белокрылые речные трамваи, которые строят коминтерновцы. О теплоходе «Марк Черемшина» я вспомнил потому, что капитаном на нем плавает Константин Иванович Ней. О нем говорят, что он превратил свое судно в плавучую школу судоводителей. Почти 40 лет жизни Константина Ивановича связано с морем и Днепром.
Днепр. Как не похож наш порт на те времена, о которых с горечью вспоминал Максим Горький в рассказе «На соли». Отсюда открывается большой путь на Киев. Поэтому и встречаются здесь часто Иван Франко и Максим Горький. Десятки суден имеют постоянную херсонскую прописку. Они курсируют от Геройска, родины семи Героев Советского Союза и социалистического труда до самой Лепетихи. Более чем за 200 км вверх по Днепру. А кто хочет посоревноваться с ветром, может сесть на «Вихрь». И за несколько часов попасть в красавицу Одессу. Поэтому пусть Вас не удивляет скопление суден. У каждого свой график и маршрут. А это кажется старый приятель Протасов. Он увидел сына. Давно опередил Саша отца. Молодой, а уже капитаном ходит. Одно беспокоит Александра Пантелеевича. Куда подастся Саша после окончания института? Очень не хочется разлучаться с сыном. Между тем, я давно заметил, что в речном порту, как нигде в другом месте, процветает семейственность. Да, да. Еще совсем недавно здесь только и было разговоров, как об Арсентии Алексеевиче Бутенко. Теперь его славу разделили между собой его сыновья Иван, Тимофей, Гаврил и Александр. Самого младшего в шутку называют целинником. Ведь плавает он помощником механика на буксире в Целиноград. Старику хочется узнать, как работают сыновья, поэтому и приехал среди недели. А для отвода глаз сказал, что за внуками соскучился. Тимофей и Иван только улыбаются. Внуки только от деда домой приехали.
Часто я бываю здесь. И каждый раз удивляюсь размаху перевозок. Николай Иванович Фурсов, представитель, так сказать, новой профессии. Он водитель автопогрузчика. Хотите, верьте, хотите, нет, но даже Юрий Власов уступит ему. Достаточно Фурсову прикоснуться к весам, как ему сразу покоряется 2,5 тонный контейнер. А сколько таких он грузит за день, не пересчитать. Без конца и края тянутся по широкой глади Днепра караваны барж и суден. Все, чем богаты приднепровские места, найдете в них. Зерно и цемент, арбузы и песок, комбайны и лес, электродвигатели и удобрения. Идите, караваны, спешите, судна. Вас ждут, вы необходимы людям. Я восхищаюсь тружениками Днепра, я влюблен в мужественные, опаленные солнцем и ветром лица капитанов и шкиперов, механиков и бакенщиков. Не о них ли звучит песня над Днепром?
А над могучей рекой поднимается гордый красавец-элеватор, где хранятся золотые сокровища степи. Но я, кажется, оказался уже во владениях морского порта. В этом переплетении кранов, которые протянули свои крепкие и сильные руки под самое небо, я ощущаю биение большого сердца, ритм хорошо настроенного организма, который прозаично называется погрузо-разгрузочным участком. Будь на то у меня умение, рассказывал бы о наших докерах в стихах, или сочинял бы песни, широкие, как Днепр, веселые и радостные, как его волны в солнечный день. Пьянящие и искренние, как любовь Лиды, что приворожила к своему сердцу моряка. Теперь Валентин Стременюк на всю жизнь пришвартовался в порту. Может, тайком и бросает грустные взгляды в сторону моря, но об этом никто не знает. А если и знает, то простит. С морем тяжело разлучаться. Удивительно, но когда я слышу короткое, как выстрел «Вира», у меня словно вырастают крылья, и хочется улететь далеко-далеко. Такое чувство, наверное, охватывает и крановщика. В который раз я встречаюсь с Андреем Васильевичем. И не могу поверить, что это тот самый человек, который 10 лет назад появился здесь на костылях. Ему сказали, о кране не думай. А он взобрался на самые облака, умостился в неустойчивой кабине, взялся за рычаги. И доныне на кране. Уже дети взрослые, а он за учебники, да в институт. Чем не Маресьев? Поверьте, я просто не понимаю, как это Фельцман или Пахмутова не догадались до сих пор приехать в Херсон. Нашли бы среди докеров и не таких героев, которые живут где-то на Ангаре.
И право, обычная картина. Как Вы считаете, сколько нужно времени, чтобы загрузить в трюмы «Трансбалта» 14 тысяч тонн суперфосфата, который он берет для Вьетнама? 72 часа, не больше. А в Мельбурне «Трансбалт» грузится 38 суток. Австралийцы говорили, не скрывали, объясняли, быстрее грузить не выгодно. Херсон, конечно, не Ленинград, и даже не Одесса. Но я твердо убежден, что о моем городе и его докерах лучшего мнения в Гаване и Варне, в Бомбее и том же Мельбурне, иначе бы австралийцы не написали экипажу: «Оставляя Мельбурн, знайте, что Вы всегда в наших сердцах».
Начальник порта Евгений Петрович Больменко как-то рассказал, что каждый год в наш порт приходят судна под 40 флагами зарубежных стран. Морской порт давно превратился в своеобразные ворота дружбы, которые всегда открыты для тех, кто хочет с нами торговать, жить в согласии и взаимопонимании. Дмитрия Митрофановича Малика можно встретить в любой части порта. Такая у него служба. А это мальчик, по всей видимости, не внук капитана порта, а скорее его коллега по морской службе. Трудовая биография Малика началась как минимум лет 40 назад, когда он устроился юнгой на шхуне. С тех пор он редко когда сходил на берег. Море его закалило, сделало мужественным и волевым. Помните песенку Паганеля?
«Жил однажды капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз 15 он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул».
Точно так же было и с капитаном Маликом. В марте 44-го офицер флота Малик первым вошел в изувеченный войной Херсон, чтобы раз и навсегда очистить родной город от фашистского наводнения. Отсюда и началась его дружба с Днепром, его служба в порту. А знаете, этот мальчишка тоже будет капитаном. Непременно. Поверьте моему слову. Он будет великим и знаменитым, как все горожане нашего города, который дает стране комбайны и красочные ткани, рыболовецкие сейнеры и океанские судна, как «Юрий Гагарин» и «Академик Шиманский», «Брянский рабочий».
Думаете, случайно я начал свой рассказ с укора в адрес картографов? За маленьким кружочком на карте поднимается, растет и ширится большой город. Приезжайте к нам, в Херсон, и Вы поймете силу и величие реки, которая словно сказочный мост связывает Приднепровскую степь, юг Украины с Черным морем, подставляя свою серебристую спину-дорогу под корабли, которые направляются в большой мир, в далекие заморские страны.
Много наших сегодняшних телезрителей в 60-е годы были в пионерском возрасте. И им приятно вспоминать насыщенную пионерскую жизнь, верных друзей, споры, которые сегодня выглядят наивными, победы возле школьной доски или на футбольном поле, победы, которые запомнились на всю жизнь. Итак, о делах юности Херсонщины 1964 года.
На этой неделе в 11-й школе Херсона состоялся день пионерской дружины. Это было настоящий праздник юных ленинцев. Начался праздник заседанием совета дружины, которая подвела итоги соревнования за лучший пионерский отряд. Отрядов много. А интересных дел на счету каждого из них еще больше. Попробуйте определить, какой отряд лучший. После долгих споров согласились, что по всем показателям пионерской работы и учебе лучшим является отряд 4-А класса. Ему и присужден вымпел. Право носить имя пионера-героя Павлика Морозова стремится завоевать отряд 4-Б класса. В день дружины здесь состоялось интересное пионерское собрание «Слава труду». Об успехах коллектива коммунистического труда карданных валов детям рассказал отец четвероклассника Саши Федоренко, мастер сборочного цеха Василий Власович. Юные ленинцы приняли товарища Федоренко в почетные пионеры и подарили ему книги. А отряд пятиклассников имени Марата Казеева свое собрание посвятил пионерам-героям, которые погибли в борьбе за советскую родину. Готовясь к этому собранию, пионеры познали много нового о Вале Котик, Володе Дубинине, Нине Сагайдак и других пионерах-героях.
В эти дни братский монгольский народ отметил 40-летие провозглашения Монгольской Народной Республики. Этой знаменательной дате пионеры Херсона посвятили свое собрание. С рассказом о пионерах и комсомольцах Монголии выступила 2-й Секретарь горкома комсомола Галина Насонова, которая была в этом году в Монголии в составе советской молодежной делегации. А это подарок монгольских пионеров юным ленинцам Херсона. Книга называется «40 лет Монгольского революционного союза молодежи». По окончании встречи кружок Дворца пионеров показал школьникам свой новый спектакль. Все хорошо, что хорошо заканчивается.
Надеемся, что многим родителям было приятно познакомиться с выставкой работ юных умельцев. Все эти красивые вазочки, горшочки, рисунки к сказкам, картины сделали из пластилина, фанеры, бумаги и красок воспитанники пионерского лагеря имени Аркадия Гайдара судостроительного завода. В лагере «Приморском» завода имени Петровского в кружке «Умелые руки» дети создали много интересных экспонатов из черепков. Здесь и северный олень, и житель жаркого юга белый лебедь, и курочка ряба. Особенно высокой оценки заслужили действующие модели ГЭС, Земли и спутников. Их сделали дети в техническом кружке пионерского лагеря имени Гагарина, Обкома профсоюзов государственных учреждений, под управлением Зиновия Борисовича Непомнящего.
Футбольные новости всегда волнуют сердца болельщиков. К сожалению, это последний в этом сезоне футбол. 21 ноября на стадионе «Спартак» в Херсоне, 24 ноября на стадионе «Энергия» в Новой Каховке состоялись переходные встречи между командами класса Б, «Строитель» (Херсон) и чемпионом Украины 1964 года «Энергией». За право участия в розыгрыше первенства страны по футболу. Жаль, но обе встречи закончились ничейным результатом.
В 2003 году Херсон будет праздновать юбилейную дату – 225 лет со дня рождения. Наш город стал страничкой биографии многих известных, выдающихся людей: Пушкин, Суворов, Ушаков, Лавренев, Тропины, Вадон, Казмирчак-Полонская, Хвылевой, Николай Кулиш. Этот список можно продолжать. В разные эпохи ходили по разным улицам Херсона. Сейчас в Херсоне живем мы, десятки тысяч новых херсонцев, не похожих на тех, которые были в 19-м или даже в 20-м веке. И мы стремимся брать лучшее от наших известных и неизвестных предшественников, о которых мы рассказываем в программе «20-й век. Херсонский хронограф». Пишите нам: Херсон, улица Перекопская, 10. Звоните 22-97-49. Всего Вам самого доброго, встретимся через неделю. До свидания.