1853 год
ИЗ СПРАВКИ ХЕРСОНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РУССКО-АЗИАТСКОГО БАНКА В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ОБ ОСНОВАНИИ И РАБОТЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА В ХЕРСОНЕ
1853—1912 гг.
Начало предприятия положено Е. И. Вадоном в 1853 г. устройством в Херсоне на берегу Днепра большой механической мастерской… В 1855 г. Вадон приобрел в собственность место на Военном форштадте… В начале Крымской войны [завод] выполнил первый казенный заказ на окову 60 лафетов к орудиям Очаковской крепости…
Далее владелец устроил при механическом заводе свою литейную и модельную и завод, расширяясь все больше и больше, занял площадь всего квартала, а затем за отсутствием места должен был перенести часть завода на вновь приобретенный участок земли через дорогу, где устроил [котельную] и здание для плаза. Здесь строились вначале железные баржи, суда и небольшие катера… С 1895 г. завод приспособлен своими оборудованиями к исполнению всякого рода работ по судостроению и, несмотря на его сравнительно небольшие размеры, конкурирует с большими николаевскими судостроительными заводами…
Единственным местом в пределах Херсонского порта, пригодным для спуска судов, оказался берег реки Кошевой на Карантинном острове, каковой Вадон арендовал у города и в начале 1912 г. приступил к сооружению новых мастерских…
Завод располагает временной пристанью для причала судов с осадкой до 15 фут…-
В состоянии переработать от 100 000 до 150 000 пуд. корабельной стали в год, занявши до 500 рабочих, что составит производительность на сумму 750 000 руб. в год.
В настоящее время завод располагает тремя свайными стапелями, где собираются корпуса трех минных крейсеров, длиною в 345 фут, по заказу Путиловского завода и одним стапелем на лежнях, предназначенным для сборки буксирного парохода для управления Севастопольской крепостной артиллерии…
Морской инженер [Подпись]
Управляющий Херсонским отделением Русско-Азиатского банка, кандидат прав [Подпись]
ЦГИА СССР, ф. 587, оп. 56, д. 1185, л. 9, 9 об., 10 об., 1/3. Подлинник.