Завод уверенно смотрит в будущее
Вот уже 210 лет живет и работает наш завод, который всего на пару десятков лет моложе Херсона — одного из признанных центров судостроения и судоремонта в Украине и за ее рубежами. Такого уважаемого возраста не знает ни одно предприятие области, а среди профильных оно — старейшее в стране.
В первую очередь, говорим не столько о возрасте, сколько о богатейшей истории, существенном вкладе в развитие экономики, о многолетних трудовых свершениях, о бесценном опыте, накопленном не одним поколением херсонских судостроителей. Количество больших, средних, малых морских и речных судов, которым дал жизнь или отремонтировал завод имени Коминтерна, уверенно приближается к двухтысячному рубежу.
С конца XVIII века и многие десятилетия после со стапелей частных верфей, преемником которых стало наше предприятие, в воды реки Кошевой сходили разной величины деревянные парусники. Сейчас же на слипе и в доке завода ремонтируются крупнотоннажные теплоходы, оснащенные современным обслуживающим и навигационным оборудованием. Только за чуть более полувековой отрезок времени нашим предприятием было построено 961 судно разных классов и назначения.
Примечательно, что завод имени Коминтерна всегда находился на острие всех процессов-от экономических до общественно-политических, что и предопределило спады и подъемы его производства. Разные периоды времени ставили перед коллективом разные задачи. Были этапы работы на оборонную промышленность. Началось это еще во времена Александра Ва-дона, владельца верфей на Карантинном острове, ставших прародителями нашего завода. Он выхлопотал заказ на строительство в Херсоне эскадренных миноносцев накануне войны 1914 года. Работало предприятие на военные нужды и во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Тюмени. А часть коминтерновцев с оружием в руках ушли защищать Родину от фашистов. Многие с фронта не вернулись, их имена высечены на памятнике, расположенном на территории предприятия, многие удостоены за доблесть и отвагу высоких государственных наград. Те же, кто остался в оккупации, уже на следующий день после освобождения Херсона от вражеских войск пришли на завод, чтобы начать его возрождение.
В конце 60-х годов командование Военно-Морского Флота СССР ставит перед коминтерновцами секретное задание — выпустить более 30 десантных кораблей типа «Сайгак». Оно было выполнено в строго отведенный срок и без единой рекламации по качеству. Так заводчане, к слову сказать, трудились во все времена и сейчас — особенно.
В 70-е-80-е годы предприятие, наращивая свои производственные мощности, приступило к постройке малых танкеров по заказу Военно-Морского Флота СССР и пассажирских теплоходов типа «ОМ», предназначенных для перевозки пассажиров. База флота ХССРЗ получала «крылатый» флот, осваивала новые пассажирские линии. Планировалась очередная реконструкция завода, направленная на увеличение его производственных возможностей.
Однако распад СССР перечеркнул все планы предприятия, разбалансировав систему в целом. Оно пережило трудные 1990-е годы, особенно их первую половину, когда судостроение сначала резко сократилось, а затем практически остановилось, и мы перешли исключительно на судоремонт. За период с 1993 по 2007 год завод выполнил различной степени сложности ремонтные работы на десятках судов — как принадлежащих АСК «Укрречфлот», так и сторонним судовладельцам.
Являясь базовым предприятием акционерной судоходной компании «Укррічфлот», завод получил заказ на строительство буксира-толкача для работы на Дунае, с постройкой которого мы возрождаем полнокомплектное судостроение. Уже полным ходом идет подготовка восточной части слипа, где будет проходить закладка головного судна. Однозначно: буксиры — это начало, дальше мы станем строить и другие суда, в том числе комфортные прогулочные теплоходы, баржи, выполнять отдельные, эксклюзивные заказы. В наличии и необходимые производственные мощности, и богатейший опыт наших работников — профессионалов высокого класса.
За последние годы заводская база флота существенно пополнилась. В первую очередь, за счет 3 новых судов типа «Десна» дедвейтом 3,5 тысячи тонн и девяти теплоходов типа «Буг» дедвейтом 6,2 тысячи тонн каждый, два из которых носят имена бывших директоров нашего предприятия Дмитрия Котюженко и Владимира Бондаря. Эти суда успешно эксплуатируются нашими экипажами.
Коллектив завода, конечно, — основное его достояние и наибольшая ценность. Легко работать с профессионалами, единомышленниками, энтузиастами, для которых нет невыполнимых задач. Завод имени Коминтерна на всю Украину известен своими высококлассными специалистами и трудовыми династиями. Только общий стаж Кухтиных на сегодня составляет более двух сотен лет, и смею предположить, что он будет множиться, как и число других работников, для которых завод стал родным предприятием. Верю, что кризис давно позади, мы выстояли, научились и закалились, поэтому, без сомнения, завод имени Коминтерна, старейшина судостроения в Украине, уверенно смотрит в будущее.
Со славным 210-летним юбилеем Вас, дорогие коминтерновцы!
Григорий ВОВЧУК,
директор филиала АСК «Укррічфлот»
«Херсонський суднобудівний-судноремонтний завод імені Комінтерну»,
Заслуженный работник транспорта Украины