Время перемен (часть 3)
Сложившаяся в объединении организационная структура информационно-вычислительного центра (ИВЦ) определила его как главную и, практически, единственную форму хранения и обработки больших информационных массивов. Оказалось, что при такой системе стационарного вычислительного центра базы данных и систем обработки информации остались как бы в стороне от объекта управления, а конечные пользователи непосредственного доступа к информации в требуемом объеме, в необходимый момент времени, в нужном месте и с необходимым качеством не получали. Поэтому, с целью более эффективного использования потенциальных возможностей информационного центра и персональных электронно-вычислительных машин в подготовке и управлении производством, специалисты разработали технический проект организации внедрения автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров и стационарных электронно-вычислительных машин.
План внедрения автоматизированных рабочих мест распределился на два этапа, со сроком окончания второго этапа в 1995 году. На первом этапе предполагалось приобретение персональных компьютеров и пакетов базового программного обеспечения, освоение приемов работы и анализ программных средств, обучение пользователей работе на персональных компьютерах и решение локальных задач. На втором этапе должны завершиться разработка и решение функциональных задач технического и производственного характера во взаимосвязи со стационарными электронно-вычислительными машинами, а также проектирование автоматизированных рабочих мест по различным специальностям.
Внедрение автоматизированных рабочих мест намного расширяло связи конечного пользователя, позволяло перейти на безбумажную технологию обработки информации и повышало производительность труда работников сферы управления. Программно-технические средства персональных компьютеров, как одной из баз автоматизированного рабочего места, позволяли эффективно реализовать процессы ведения обработки данных в интересах конкретного пользователя, а при объединении персональных компьютеров в единую сеть — осуществлять интегрированное ведение и коллективное использование баз данных. Жизнеспособность информационной технологии управления, базирующейся. на широком применении автоматизированных рабочих мест, зависела от оперативного доступа пользователей к централизованным информационным ресурсам и уровня информационных связей как между собой, так и с базовым вычислительным центром.
Как уже отмечалось, в объединении в течение последних лет уже находились в промышленной эксплуатации некоторые автоматизированные системы, объединенные по функциональным признакам, — проектирования технологической подготовки производства и его управления. Предстояло создать автоматизированные рабочие места руководителя, главного специалиста, конструктора, технолога, экономиста, нормировщика, механика, энергетика, работников отделов труда и зарплаты, кадров, снабжения, бухгалтерии (по всем статьям бухгалтерского учета) и ряда других специальностей.
Предполагалось, что применение автоматизированных работах мест на базе персональных компьютеров и стационарных электронно-вычислительных машин даст значительный экономический эффект за счет повышения оперативности производственной деятельности и управления экономикой предприятия, сокращения сроков поиска информации и обработки данных, повышения качества используемой информации при принятии управляющих решений и других факторов.
В течение 1990—1991 годов в мировом судостроении началось оживление, и портфель заказов верфей на новые суда увеличился почти вдвое. В судостроении по-прежнему лидировали Япония и Южная Корея. На их долю приходилось 62 процента всего тоннажа и 37 процентов количества судов. На третье место в мировом судостроении по наличию мощностей в 1990 году вышла объединенная Германия с ее способностью строить примерно 120 судов в год, что соответствовало одному миллиону регистровых тонн. Однако немцы не могли конкурировать с «агрессивными» восточными соперниками при строительстве стандартных судов в связи с их низкими ценами. Поэтому германские верфи вынуждены были перестраиваться на выпуск, в основном, специализированных судов: перевозчиков продуктов и скота, танкеров для перевозки газа, комфортабельных пассажирских лайнеров. Южнокорейские судостроители в 1990 году имели заказы на строительство новых судов суммарным дедвейтом около 11 миллионов тонн, японские — 10 миллионов тонн, но по числу единиц Япония шла впереди, так как строила суда, в среднем, меньшего тоннажа, чем Южная Корея, специализировавшаяся на танкерах и балкерах. Однако к концу 1990 года Япония получила большое число заказов, включая танкеры аналогичного класса, крупнотоннажные контейнеровозы и газовозы. Средние и малые судостроительные предприятия Японии также сумели выиграть в конкурентной борьбе с другими верфями мира за многие заказы на среднетоннажные суда и обеспечили себя работой на ближайшие 1,5 года. Теперь японцы лидируют как по числу строящихся судов, так и по тоннажу.
Ситуацию на мировом рынке приходилось учитывать и херсонским корабелам, проявлять максимум инициативы в пополнении своего портфеля заказов. Новое положение, складывающееся в экономике, открывало в этом отношении большие возможности, но и трудностей создавалось достаточно много, если учесть, что все судостроительные заводы юга страны стали собственностью Украины, и многие производственные и кооперативные связи с предприятиями республик Союза ССР разрушились.
Чтобы выжить, корабелы Украины решили объединиться. В сентябре 1991 года на учредительном собрании директоров предприятий и организаций судостроительной промышленности, расположенных на территории Украины, была создана корпорация «Украинское судостроение» («Укрсудстрой»). В число более чем пятидесяти ее основателей вошли объединение «Черноморский судостроительный завод», судостроительный завод им. 61 коммунара, верфи «Океан», «Залив». Вступили в корпорацию и херсонские судостроители. Президентом «Укрсудстроя» был избран начальник ЦКБ «Черноморсудопроект» Ю. Т. Каменецкий.
Эта украинская судостроительная компания поставила своей целью объединить усилия и координацию деятельности верфей, проектно-конструкторских организаций в деле создания новых высокоэффективных судов, кораблей и плавающих сооружений, энергетического оборудования, механизмов, приборов. «Укрсудстрой», должен был содействовать расширению экспорта продукции, защищать социальные интересы судостроителей.
Судя по оценкам специалистов, судостроение на Украине переживало кризисный период. На 1992 год украинские судостроительные предприятия обеспечивались поставками оборудования только на 10—15 процентов, металлом — на 40 процентов. Тем временем республиканское правительство проявляло медлительность: заместитель комитета по оборонной промышленности, которому подчинялось судостроение, сообщил, что ведется разработка концепции о работе судостроительных заводов, а начнет осуществляться она лишь в 1993 году. Судостроение Украины столько ждать не могло. Ведь усиление кризиса ожидалось уже в начале 1992 года.
Заканчивался 1991 год с «пасмурным» чувством на душе у всех судостроителей. Кроме пугающих пустых прилавков в магазинах, наступающих холодов беспокоило и то, что на Украине уже прекратили работу более 200 предприятий. И, что особенно тревожило людей, заводы и фабрики продолжали останавливаться: не было сырья, материалов, оборудования, горюче-смазочных материалов, электроэнергии.
В такой сложной ситуации начало лихорадить и Херсонское судостроительное объединение. Ведь комплектация судов состояла из 42 тысяч наименований только по линии материально-технического снабжения, многие из которых не обеспечивались из-за разрушенных связей между предприятиями. Создание условий работы цехов завода в запланированных объемах требовало от коммерческих служб огромных физических и материальных затрат.
Сдаточная программа завода по судостроению в 1991 году состояла всего из двух судов: в июне передали датскому судовладельцу Таркельсену танкер «Сусанна» и к концу года построили снабженец с названием «Александр Следзюк». Однако это судно попало в сети новых баснословных цен, и заказчик (Мурманское морское пароходство) от него отказался. Заводские курьеры измотались в поисках покупателя и только через четыре месяца его, наконец, нашли. Судно приобрело производственно-коммерческое предприятие «Аквалимитед», возглавляемое генеральным директором К. Шубским. Снабженец получил новое название — «Ювент». Его старший помощник капитана В. Брагин сообщил, что команда снабженца ранее принадлежала Мурманскому пароходству. Многие члены экипажа уже плавали на судах этого типа. С банкротством пароходства команда осталась без работы, однако новый владелец снабженца не стал искать другой команды. Экипаж разорвал трудовое соглашение с Мурманским пароходством и не пожалел об этом: обслуживать северные районы Канады или буровые установки Мексиканского залива куда выгоднее материально, чем Арктику бывшего СССР.
В мае состоялась передача «Ювента» производственно-коммерческой фирме «Аквалимитед». К. Шубский решил, что событие это надо отметить так, чтобы оно хорошо запомнилось всем. Он привез с собой из Москвы звезд эстрады и кино, операторов и режиссеров телекомпании «Останкино». Гостями корабелов стали J1. Смирнова, М. Булгакова, Н. Варлей, А. Филиппенко, Б. Хмельницкий, В. Глаголева, М. Глузский, М. Распутина и другие звезды. Во время торжественной части «крестная мать» «Ювента» В. Глаголева огромными ножницами перерезала тесемочку, и бутылка шампанского разбилась о борт океанского судна. После этого старпом пригласил всех на банкет, который устроил К. Шубский. На банкете Маша Распутина певучим голосом сказала: «Коль будем живы — не помрем. Меня спасет песня, а вас — ваши прекрасные корабли и работящие руки…»
В 1991 году объединение получило новый заказ — судно-лесовоз для Сахалинского пароходства. В апреле судосборщики изготовили первую кормовую секцию в стапельном цехе второй площадки. Бригада судосборщиков А. Г. Старостенко без суеты и спешки, с особой тщательностью установила ее на строевое устройство. Старший мастер стапельного участка К. Б. Иванов пошутил: «Закладка лесовоза — 2 апреля — совпала с очередным повышением цен. А это означает, что и судно будет одеваться в более дорогие одежды… Ну, а вообще-то для нас сегодня праздник, соскучились судостроители по настоящему делу. Правда, омрачает то, что проектная организация до настоящего времени не выдала полностью рабочие чертежи. А судно это головное и срок его сдачи — 1992 год».
Старший строитель судна-лесовоза Л. Н. Коршун дополнил: «Тем самым мы связаны по рукам и ногам. Отсутствие полного проекта не позволяет широким фронтом развернуть работы по подготовке производства и строительству заказа. А значит, срок его сдачи передвигается… Кроме того, отразилась на нас забастовка шахтеров: они подвели металлургов, а те, соответственно, срывают поставку металла, необходимого для комплектования секций корпуса».
По меркам судостроителей судно-лесовоз было не очень сложным сооружением — водоизмещение его составляло всего 7,5 тысячи тонн, однако предполагалось, что за первенцем последует целая серия лесовозов-близнецов.
Херсонские корабелы давно зарекомендовали себя как активные участники международного сотрудничества в области судостроения. Поэтому не случайно в мае 1991 года объединение стало местом проведения международного симпозиума, рассматривавшего проблемы, пути и опыт выхода на мировой рынок. В работе симпозиума приняли участие руководители крупнейших строительных предприятий Советского Союза, представители международных торговых фирм, судоходных компаний. Деловых людей интересовали опыт международного сотрудничества херсонских судостроителей, организация производства и работа внешнеэкономических служб объединения.
Много интересных предложений прозвучало в выступлениях гостей. Участники симпозиума получили прекрасную возможность обсудить ситуацию на внешнем рынке, ознакомиться с прогнозами развития рыночной инфраструктуры, а также с перспективами автоматизированной разработки проектно-конструкторской документации, системой планирования и управления на заводе.
2 декабря 1991 года на Украине состоялся референдум о подтверждении Акта провозглашения независимости Украины и выборы ее президента. В референдуме и выборах приняло участие 83,4 процента жителей Херсонщины, имеющих право голоса. За независимую Украину отдали свои голоса 89,9 процента херсонцев. Среди шести кандидатов в президенты больше всего голосов набрал JI. М. Кравчук — 70,2 процента.
Как никогда, проявили активность в этот день на избирательных участках херсонские судостроители и члены их семей. Большинство жителей микрорайона Корабел проголосовало до полудня. Результаты их голосования практически совпали с данными по всей области. Судостроители высказались за независимую Украину и большинство отдали свои голоса Л. М. Кравчуку, гак как его предвыборная программа, по заявлению многих корабелов, отличалась конструктивностью, деловитостью, взвешенностью.
С 1 декабря 1991 года прекратило свое существование Министерство судостроительной промышленности СССР. Верфи юга оказались «осиротевшими», лишившись гарантированных поставок некогда могучего Центра. Фактически полностью развалились все экономические связи между смежными предприятиями России, Прибалтики, Грузии, Азербайджана.
Сложность обстановки усугублялась тем, что на Украине не сформировался орган, координирующий работу республиканского судостроения, на предприятиях которого трудились 270 тысяч человек. Перед корабелами Украины возникла реальная угроза развала всего судостроительного производства. Предприятия начали работать не в полную силу, появились случаи закрытия цехов, началось сокращение рабочих мест, свертывание социальных программ, резкое падение жизненного уровня судостроителей.
С ликвидацией союзного министерства со всей серьезностью встал вопрос о юридическом положении предприятий судостроения Украины. Поэтому в Киеве был срочно создан Государственный комитет по оборонной промышленности и машиностроению, который взял под свою защиту и судостроение. Херсонскому предприятию было предложено оформить соответствующую регистрацию.
Получив срочную телефонограмму из республиканского центра, администрация обратилась к профсоюзному комитету с предложением немедленно обсудить проект Устава предприятия, без которого не могла состояться регистрация, и принять необходимое решение. Ведущие специалисты, члены профсоюзного комитета объединения, представители профсоюзных организаций цехов и отделов всесторонне обсудили проект Устава и приняли его подавляющим большинством голосов (против голосовали лишь несколько представителей завода «Паллада»).
Через несколько дней пришло сообщение из Киева о регистрации Херсонского судостроительного завода. Устав предприятия подписал председатель Государственного комитета по оборонной промышленности и машиностроению А. К. Лобов.
Согласно новому Уставу Херсонский судостроительный завод является государственным самостоятельным хозяйственным предприятием, которое осуществляет производственную, научно-техническую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли, основывается на государственной собственности Украины и непосредственно подчинено Гособоронпроммашу Украины. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штампы, бланки и товарный знак. Предметом деятельности предприятия является проектирование и строительство судов, доков, плавсредств различного назначения, изделий межзаводской кооперации, сельскохозяйственной техники, товаров народного потребления, других изделий и услуг.
Предприятие получило право проводить самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, в частности, экспортно-импортные операции, включая экспорт продукции и услуг, которые являются предметом деятельности предприятия, приобретение импортного оборудования и товаров, транспортных средств, материалов для укрепления и развития материально-технической базы, обеспечения производственной деятельности и социально-бытовых вопросов.
Интересы трудового коллектива, по новому Уставу, представляет профсоюзный комитет. Руководитель завода самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия с учетом действующего законодательства и контракта, заключенного с ним, рассматривает и решает вопросы, связанные со структурой предприятия и его штатами. Заместители директора, начальники структурных подразделений, старшие мастера и мастера, главные специалисты назначаются на должности и освобождаются руководителем предприятия.
Генеральный директор без поручения действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом завода, заключает договоры, выдает поручения, открывает в банках расчетные и другие счета предприятия. Он имеет право на Украине и за ее пределами создавать и основывать самостоятельно или с местными и иностранными юридическими и физическими лицами новые структуры, вступать в соответствующие объединения, открывать в учреждениях банков на Украине и за ее пределами счета, проводить соответствующие финансовые операции, устанавливать цены (тарифы) на продукцию, услуги, руководствуясь действующим законодательством.
Новый Устав предприятия открывал перед коллективом и руководством определенные возможности для проявления самостоятельности и предприимчивости в условиях зарождающихся рыночных экономических отношений. Однако для полного использования этих возможностей и претворения их в практические дела необходим был четкий организационный и правовой механизм взаимоотношений между отраслями экономики, который еще предстояло выработать парламенту и правительству молодого независимого государства. Процесс этот не простой, и кто знает, какой длительности период займет он в деятельности судостроителей, народного хозяйства Украины в целом.