Литвинова (Розанова) Лариса Николаевна
Как только не называли этот самолет фронтовики: и «кукурузник», и «огородник», и «тихоход». А девушки-пилоты — ласково: «ласточка». Его скорость была ниже, чем у сегодняшних «Москвичей» и «Лад». Сделанный из фанеры, он был беззащитен. На нем не было ни пушек, ни пулеметов. Но под плоскостями к нему приделали бомбодержатели, и он исправно сбрасывал свой смертоносный груз на головы фашистов. Поэтому гитлеровцы так боялись его, а командование установило за каждый сбитый По-2 высокую награду — железный крест.
На одном из таких самолетов и летала воспитанница Херсонской летной авиационной школы Лариса Литвинова. Путь в авиацию у Ларисы был такой, как у многих юношей и девушек ее поколения.
Родилась в Киеве. Окончила школу, затем стала закройщицей обувной фабрики. Как и многие ее сверстники и сверстницы, в свободное время училась в Киевском аэроклубе. Полюбила летное дело и всю свою жизнь связала с авиацией. В 1940 году окончила Херсонскую авиационную школу. Как вспоминает теперь сама Лариса, «…там, в школе, я стала крылатой, получила путевку в небо, в большую советскую авиацию… С благодарностью вспоминаю своего инструктора Попова и всех других наставников летной школы. Они помогли мне и товарищам выковать крылья для полетов, для служения Родине…»
Когда началась война, обратилась в военкомат с просьбой направить ее на фронт. В октябре 1941 года ее просьбу удовлетворили — она была зачислена в авиационную часть, в полк ночных бомбардировщиков, который формировала Герой Советского Союза Марина Раскова.
27 мая 1942 года полк прибыл на фронт. Вначале летчицы получали индивидуальные задания бомбить тот или иной объект, живую силу и технику врага. Они приобретали мастерство, накапливали опыт.
Вскоре полк получил приказ бомбить железнодорожную станцию, на которую, по данным разведки, прибыли два воинских эшелона противника. Сорок самолетов пересекли линию фронта. Фашисты будто ждали: их — открыли ураганный огонь. Тем не менее некоторые самолеты пробились к цели, десятки взрывов слились в сплошной, неумолкаемый гул. Вдруг Лариса увидела, что один из наших самолетов попал в перекрестье лучей прожекторов и небо вокруг него покрылось клубками взрывов. Нужно было срочно выручать подруг. И Лариса бросила свой самолет в самое пекло огня. Теперь она хорошо знала, что это в тяжелый переплет попали ее боевые подруги, Таня Макарова и Вера Велик. Штурман; Ларисы, Мария Лошманова, словно прочитав мысли командира, сбросила светящуюся авиабомбу. Над землей на парашютике повисла яркая «лампа». Лучи прожекторов сразу же метнулись к самолету Литвиновой. На него перенесли огонь и зенитчики. Взрывы все плотнее ложились вокруг самолета, осколки снарядов барабанили по фюзеляжу и плоскостям. Литвинова, выполняя «горки» и «змейки», сумела приблизиться к цели, точно послать бомбы и, маневрируя, быстро уйти. Внизу были хорошо видны огромные вспышки взрывов и пожары. Это рвались и горели боезапасы,, которыми были нагружены эшелоны.
Литвинова еле дотянула израненный самолет до аэродрома. Следом приземлились ее подруги. Машину Ларисы чинили техники — паяли: маслобак, подсоединяли проводку, латали пробоины. И снова — вылет на боевое задание.
Лариса Николаевна Литвинова участвовала в боях за освобождение от фашистов Северного Кавказа, Кубани, Крымского полуострова, Белоруссии, Польши, воевала над самой Германией.
На ее счету 816 боевых вылетов, десятки тысяч сброшенного на врага бомбового груза, большое количество уничтоженной живой силы; и техники.
За проявленные мужество и отвагу в боях с немецко-фашистскими: захватчиками Лариса Николаевна Литвинова награждена двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.