Макаров Сергей Викторович
Случается порой, что детские наши увлечения остаются с нами навсегда и становятся неотъемлемой частичкой всей нашей дальнейшей жизни. Увлечения эти формируют мировоззрение человека, а порой и существенно влияют на его судьбу. Херсонцу Сергею Макарову было всего 10 лет, когда его отец, возвратившийся из Германии, подарил сыну новенький фотоаппарат. Радости мальчишки не было предела! Отец, сам увлекавшийся фотографией и оборудовавший дома любительскую фотолабораторию, познакомил мальчика с азами съемки, обработки пленки и печати снимков.
«Мне нравилось фиксировать на пленку интересные моменты жизни, — рассказывает Сергей Викторович Макаров. — А со своим первым фотоаппаратом я не расставался практически никогда. Фотографировал на улице, дома, в школе. Потом экспериментировал с фотографиями в отцовской лаборатории. Словом, фотография с детства стала неотъемлемой частичкой моей жизни».
Со временем родственники и знакомые, оценившие мальчишескую тягу к творчеству, стали дарить ему в дни рождения и на другие праздники различных марок фотоаппараты.
Так уж случилось в жизни Сергея Викторовича, что профессиональным фотографом он не стал. Работал слесарем-инструментальщиком на одном из заводов, потом страховым агентом, механиком и, наконец, до пенсии начальником поезда Каховского рефрижераторного депо. И все же прежнего своего увлечения фотографией и коллекционированием не забывал. Возможно, поэтому и сын его, с детства окруженный своеобразной атмосферой, по окончании школы изъявил желание учиться только на профессионального фотографа.
«Я, конечно же, был рад и хотел, чтобы сын стал не просто «ремесленником», а настоящим фотохудожником, — продолжает Сергей Викторович. — Поэтому со своей стороны решил помочь ему в этом: в качестве образцов мастерства фотопрофессии начал собирать работы старых виртуозов фотографии. Так возникло новое направление — коллекционирование дореволюционных фотографий. Это потом уже, осознав, какую духовную и эстетическую ценность для новых поколений несут эти застывшие мгновения жизни, я стал «подбирать» все, что шло в руки. Через какое-то время в моей коллекции появились достаточно интересные работы…»
Ныне же собранием фотографий Сергея Викторовича пользуются и краеведы, и журналисты, и музейные работники, и те, кто пытается отыскать свои генеалогические корни. Уход на заслуженный отдых позволил собирателю больше времени уделять любимому делу. Так что пополнение коллекций продолжается. Однако самая сокровенная его мечта — создание постоянно действующего музея истории фотографии в Херсоне — пока не осуществилась. Поэтому в полной мере с уникальной коллекцией, состоящей из более чем пятиста фотоаппаратов, нескольких сотен фотоприборов и приспособлений, а также более 2 тысяч только дореволюционных фотографий, не считая фото более позднего времени, ознакомиться достаточно сложно. Разве что с частью ее на различных выставках, которые иногда организовывают в городе. Без преувеличения, здесь есть на что посмотреть! Ну, скажем, видели ли вы когда-нибудь, как выглядит настоящий шпионский фотоаппарат, замаскированный под пачку сигарет, или фотокамера 1888 года?
Впрочем,только коллекционированием интересы Сергея Викторовича не исчерпываются. Есть у него еще одно занятие, настолько необычное, что о нем, стоит рассказать чуть подробнее. Кстати, истоки этого увлечения также относятся к детству Макарова, пришедшемуся на 1950-е годы. Коренные жители Херсона знают, что под старой частью города с незапамятных времен существует система подземелий и подземных ходов. Причем большая часть их неизвестна и, конечно же, не изучена: ибо всерьез этим вопросом никто никогда не занимался. Множество бытующих версий не дают полной картины цели их появления под Херсоном, порой на достаточно большой глубине от поверхности. Городские легенды наделили эти подземелья сокровищами и различными жуткими тайнами, передаваемыми из уст в уста «знающими» людьми.
Однажды в конце 1950-х годов недалеко от дома, где жил Сергей, водопроводчики рыли траншею для прокладки труб. Внезапно дно готовой траншеи обвалилось, открыв подземный ход. Пока взрослые решали проблемы, связанные с таинственной находкой, да собирали «компетентную комиссию», Сергей умудрился пробраться в подземелье и даже пройти по нему с замирающим сердцем десяток-другой метров. Этот случай стал причиной того, что Макаров всерьез заинтересовался историей городских катакомб.
«Расспрашивал старожилов о херсонских подземных ходах, фиксировал на пленку обвалы на улицах города, причиной которых были все те же неизвестные подземелья. А когда появлялась возможность, спускался под землю, — рассказывает Сергей Викторович. — Правда, не всегда все проходило гладко: часто гоняли, не пускали и даже «привлекали» в милицию. Только после службы в армии впервые появилась возможность официально, в составе группы работников городского музея, которой руководил Александр Шитко, принять участие в исследовании подземелий».
Потом такие случаи выпадали Сергею Викторовичу довольно часто. По несколько раз работал под землей с исследовательскими группами краеведческого музея, Общества охраны памятников старины, с архитекторами Комсомольского района Херсона, с группой исследователей от горисполкома. Накопленные материалы, навыки и знание херсонских подземелий на сегодняшний день позволяют считать Сергея Макарова одним из компетентных специалистов в этой области.
Александр ЗАХАРОВ, фото автора