Херсон в 1818 — 1837 годы
В 1824 г. правительство признало нецелесообразным оставлять адмиралтейство в Херсоне и приняло проект адмирала Грейга о постепенном, в течение трех лет, его закрытии. Адмиралтейство, в которое вложили несколько миллионов рублей, в 1827 г. прекратило существование. Мастеровые со своими семьями переселились в Николаев. Сократилось число военнослужащих. Население города уменьшилось на 2/5, пришла в упадок торговля, возросли цены. Окраины города, где проживали рабочие, семьи военнослужащих, почти опустели. В городе остался канатный завод, а также в бывшем адмиралтействе небольшая часть рабочих для строительства и ремонта небольших военных судов.
Херсонская крепость с упразднением адмиралтейства и развитием военного искусства утратила свое первоначальное значение. Теперь здесь находились под охраной склады с различным военным имуществом. В 1835 г. императорским указом крепость ликвидирована. Часть зданий, построек, земля крепости и адмиралтейства поступили в ведение города, а позднее проданы с публичных торгов.
Казармы, гауптвахта, складские помещения оставлены в распоряжении военно-инженерного ведомства (находилось в Одессе), которое разместило на территории крепости лишь один батальон. В 1837 г. закрыто военно-сиротское отделение, состоявшее из 1 тыс. кантонистов (солдатских сыновей, проходивших подготовку к военной службе). В 1853 г. закрывается адмиралтейский канатный завод, а его здание было приспособлено под казарму. В 1866 г. упраздняется должность коменданта крепости. Херсон в середине XIX в. перестает быть военным городом и принимает внешний вид, характерный для многих городов России.
В первой половине XIX в. город располагался на берегу Днепра на площади 6 км. в длину и 2,5-3 км в ширину. Территория увеличилась за счет застройки Военного форштадта, Забалки и собственно города, особенно в первой трети века. К середине века вырос район Мельниц, а от реки Кошевой до Забалки — Сухарное предместье. На этом месте действовало 50 хлебных печей под навесом, здесь готовили сухари для Черноморского флота и отправляли транспортными судами в Севастополь. К северу от города находилось Прядильное предместье (с середины XIX в. — Северное предместье), где располагался канатный завод и жили рабочие с семьями.
В июне 1822 г. в Херсон пришел первый пароход, принадлежавший Черноморской эскадре. Его встречали как невиданное чудо. Он приходил в город, пока не было закрыто адмиралтейство. Затем ежегодно в Херсон приходили военные буксиры для сопровождения плотов. Коммерческие пароходы не заходили в порт до 1857 года, так как торговля в Черном и Азовском морях производилась речными и каботажными судами.
Город не отличался красотой. Каменные дома знати чередовались с камышовыми и саманными строениями бедноты, большая часть которых представляла собой простые землянки. Немощеные улицы, изрытые ямами, утопали в грязи в ненастную погоду. По всему городу — небольшие лавки и питейные заведения. На месте современной гостиницы «Киев» и областной больницы находились обширные болота, куда местные жители ходили охотиться. По берегам Днепра рос густой камыш. Вредные болотные испарения, антисанитария были причиной массовых эпидемий.
Благоприятные условия для развития овцеводства в губернии дали возможность Херсону в XIX в. стать крупнейшим центром на юге России по производству шерсти. Первые шерстомойни появились в городе в 1828 г., построенные помещиками Деменитру и Вассалем. Херсонский губернатор Сент-При пригласил из Франции специалиста, предпринимателя Петра Муллена, при котором развитие шерстомойного производства пошло быстрее.
22 августа 1831 г. открылась единая купеческая верфь на берегу реки Кошевой. Стапеля располагались на расстоянии трех километров.
В 1833 г. получено разрешение на открытие в городе училища торгового мореплавания. В 1834 г. в училище приступили к занятиям.
В 1833 г. Херсон получил право взымать налог с заходящих в порт судов: по 50 коп. с каждого фута (0,3 м) по килю с местных и по рублю с иногородних. Вырученные деньги шли на нужды города и судостроения. В 1834 г. контора купеческой верфи присоединилась к городской думе. С 1833 по 1834 г. на верфи построено 187 судов (7 корветов, 43 брига, 137 трибаг) на сумму 2293263 руб. В 1840 г. судовладельцам принадлежало 221 судно, из них 96 крупных для дальнего плаванья. Каждый судовладелец имел 2-3, а иногда 5 морских судов и барж вместимостью 300-600 тонн и осадкой от 2 до 5 м с грузом.
Постройка судов в Херсоне обходилась дешевле, чем в других портах, так как город превратился в перевалочную базу леса на юге России. Во второй половине XIX в. действовало две верфи: купеческая и Русского общества пароходства и торговли.
В 1834 г. для управления городским хозяйством, общественными и судебными делами образована городская дума, магистрат, сиротский суд, словесный суд, городское депутатское собрание, отделение купеческой верфи, квартирная комиссия. Одним из первых вопросов, решенных городским самоуправлением, была засыпка болот по Днепру и строительство набережной. В 1807 г. построили земляную дамбу, отделявшую от болот и препятствующую разливам Днепра. Дамба служила местом размещения различных товаров, привозимых в Херсон по Днепру. Земляные насыпи, идущие через болота, связывали дамбу с городскими улицами. Затем построили свайную набережную, просуществовавшую до 1834 г.