Херсон в 1958 — 1977 годы
В конце 50-х годов в городе продолжался интенсивный рост промышленного производства, в первую очередь, на наиболее крупных предприятиях: локомобильном заводе им. Г. И. Петровского, судостроительном заводе, хлопчатобумажном комбинате, судоремонтном заводе им. В. В. Куйбышева и других. Осваивались новые виды продукции, особо необходимые для страны. Велась подготовка к серийному выпуску кукурузоуборочных комбайнов на локомобильном заводе им. Г. И. Петровского, осваивалось производство сухогрузов, буксиров, сейнеров, железобетонных доков на судостроительных заводах. С августа 1956 г. хлопчатобумажный комбинат начал выпускать готовые ткани.
В 1960 г. вступило в строй второе прядильное производство, в 1961 г.- второе ткацкое, в 1965 г. — третье прядильное. С этого времени комбинат работает на полную мощность. Неуклонным ростом характеризуется экономика Херсона в 60-70-е гг. На комбайновом заводе им. Г. И. Петровского начался выпуск прицепных, а затем и самоходных кукурузоуборочных комбайнов «Херсонец». Осваивалось также производство машин для очистки и сушки початков кукурузы. Одновременно наращивался выпуск запасных частей для тракторов, кукурузоуборочных комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Завод карданных валов (до 1959 г. завод «Сельхоззапчасть») освоил производство деталей карданного вала для автомобиля ГАЗ-51 и автомобиля КРАЗ. Одновременно со специализацией шло внедрение комплексной механизации и автоматизации, совершенствовались технологические процессы. Коллектив судостроительного завода совместно с Институтом электросварки им. Патона АН УССР освоил полуавтоматическую сварку пространственных швов в среде углекислого газа и достиг высоких темпов электросварочных работ. В 1960-1965 гг. в городе построено и введено в строй 10 предприятий, в т. ч. заводы бетонный и крупнопанельного домостроения, теплоэлектроцентраль и мясокомбинат.
Коллектив Херсонского судостроительного завода построил десятки крупнотоннажных морских судов, среди которых были первое в мире сухогрузное судно с газотурбинной установкой и винтом регулируемого шага «Парижская Коммуна» и первое в СССР комплексно-автоматизированное судно «Светлогорск».Развитие промышленности Херсона происходило на основе научно-технического прогресса. Только в 1970 г. промышленность города освоила 56 новых типов машин, судов, приборов, изделий легкой промышленности. Заметно улучшилось качество продукции. В годы девятой и десятой пятилеток продолжались реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий. В десятой пятилетке введено в действие 333 механизированных поточных и автоматических линии, комплексно механизировано и автоматизировано 230 участков, цехов и предприятий, модернизировано 5,6 тыс. единиц производственного оборудования, снято с производства 50 наименований устаревших конструкций машин, оборудования, аппаратов, приборов и других изделий, начат серийный выпуск 592 наименований новых видов промышленной продукции, создано 28 машин новых типов. Широко развернулась реконструкция заводов — нефтеперерабатывающего, им. Серго Орджоникидзе, комбайнового им. Г. И. Петровского, карданных валов.
В машиностроительной промышленности города ведущее место занимает производственное объединение «Комбайновый завод им. Г. И. Петровского», продукция которого, особенно самоходные кукурузоуборочные комбайны «Херсонец-200», пользуется все возрастающим спросом не только в нашей стране, но и за рубежом; они экспортируются на Кубу, в Монголию, Болгарию, Венгрию, Вьетнам и другие страны. Электромашиностроительный завод выпускает стартеры и генераторы для автотракторной промышленности. На мощных судостроительных и судоремонтных заводах (судостроительное объединение им. 60-летия Ленинского комсомола, «Паллада», им. Коминтерна, им. В. В. Куйбышева) строятся первоклассные танкеры и сухогрузы, речные суда, ремонтируются рыболовецкие траулеры. Продукция херсонских судостроителей известна во многих странах мира. Это признание высокого технического уровня, отличного качества работы корабелов.
Химическая промышленность представлена Херсонским нефтеперерабатывающим заводом им. Серго Орджоникидзе и заводом бытовой химии, первый из которых широко использует в качестве сырья нефть, добываемую на месторождениях Украины.В пищевой промышленности ведущее место занимают консервная, винодельческая и мясная отрасли. Важное значение имеют также кондитерская, молочная, маслосыродельная, рыбная и мукомольная отрасли. Крупным предприятием пищевой промышленности не только в городе, но и в стране является ордена Ленина консервный комбинат. Он вырабатывает пищевые продукты 60 наименований, выпускает до 200 млн. условных банок консервов в год.
Среди предприятий легкой промышленности ведущее место занимает ордена Ленина хлопчатобумажный комбинат — одно из самых крупных предприятий текстильной промышленности не только республики, но и страны. Здесь работают более 24 тыс. человек. Ежегодно предприятие выпускает свыше 190 млн. кв. метров тканей 45 артикулов. Высококачественная продукция херсонских текстильщиков отмечена многочисленными наградами на десятках всесоюзных и международных выставок.
Возросло значение Херсонского морского порта, который является одним из важных звеньев внешнеторговых связей нашей страны. Он занимает одно из первых мест на Черном море по объему грузоперевалочных работ. Порт оборудован мощными портальными кранами, конвейерами, автопогрузчиками. Для обработки зерновых грузов сооружен мощный элеватор. Через Херсонский морской порт вывозятся хлеб, лес, металл, марганцевая и железная руды, минеральные удобрения. Здесь же перерабатываются грузы, поступающие из-за рубежа.
В 1972 г. реконструирован, а по существу заново построен речной порт. К услугам пассажиров — комфортабельные теплоходы, речные трамваи, скоростные суда на подводных крыльях. Херсонский речной порт обслуживает 29 городских, пригородных и транзитных линий (свыше 10 млн. пассажиров). Транспортные суда перевозят около 4 млн. тонн грузов.
Растущая трудовая и общественно-политическая активность трудящихся города проявляется прежде всего в социалистическом соревновании, размах которого из года в год увеличивается. Уже в 1960 г. в движении за коммунистическое отношение к труду участвовало свыше 10 тыс. человек. Новое отношение к труду, высокая дисциплина в сознательность стали нормой жизни не только бригад и отдельных производственников, но и коллективов крупных предприятий. 2 ноября 1960 г. за достигнутые успехи в организации соревнования за коммунистическое отношение к труду, высокие производственные показатели, успешное выполнение задач, поставленных XXI съездом КПСС, коллективу завода карданных валов присвоено звание предприятия коммунистического труда. 5 ноября 1962 г. этого звания удостоился и коллектив нефтеперерабатывающего завода им. Серго Орджоникидзе. В целом движение за коммунистический труд охватило все предприятия города. Только на хлопчатобумажном комбинате в первом полугодии 1962 г. работали 126 бригад, 16 смен, один цех и 384 ударника коммунистического труда.