На окраинах старого города

В отличие от Греческого предместья, окраины Херсона небогаты историческими памятниками. На военном форштадте, Забалке, Сухарном, Киндийских хуторах жила, в основном, беднота, не имевшая средств на строительство роскошных особняков и доходных домов, зато храмы, возведенные здесь, нередко являются подлинными жемчужинами архитектуры.

 

Забалка и Сухарное

Церковь Св. Николая. 1842.Местность, отделенную от города глубоким оврагом (балкой) херсонцы издавна называли Забалковским предместьем. В начале XIX века этот район начал активно застраиваться, и вскоре здесь появился первый храм — деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. Первоначально она была приписана к морскому госпиталю, но в 1819 году стала обычной приходской. К сороковым годам XIX века храм обветшал и возникла необходимость замены его новым. В 1842 году на средства потомка гетманского рода коллежского асессора Якова Андреевича Дорошенко была возведена в стиле классицизма каменная церковь Святого Николая (улица Доброхотова, 31).

Величественное здание венчают сферический купол на восьмигранном барабане и двухъярусная колокольня. С запада и востока его украсили четырехколонные портики тосканского ордера с треугольными фронтонами. До перестроек начала XX века аналогичные портики, вероятно, примыкали и к северному, и южному фасадам.

В годы Крымской войны в церкви Святого Николая отпевали защитников Севастополя, умерших в херсонских госпиталях. В начале XX века храм был расширен за счет пристройки к нему с севера и с юга приделов Святого Серафима Саровского и Казанской Иконы Божией Матери.

Далее улица Доброхотова, именовавшаяся до революции Мостовой, поскольку была наиболее благоустроенной в Забалковском предместье, приведет нас к Забалковскому кладбищу, возникшему на рубеже ХVIII-ХIХ веков.

Церковь Сретения Господня. 1889. Его участок, примыкающий к школе № 5, находящейся в угловом доме на пересечении улиц Доброхотова и Сухарной, где в годы Крымской войны 1853-1856 годов размещался один из херсонских госпиталей, получил название «Ратницкое кладбище». Здесь нашли свой последний приют защитники Севастополя, умершие в госпитале от ран и болезней.
Если на Старом городском кладбище хоронили солдат, матросов и казаков, то на Забалке, преимущественно, ополченцев, благодаря чему участок кладбища у каменной госпитальной ограды нарекли Ратницким кладбищем. К сожалению, крест с братской могилы Севастопольских героев исчез в 20-е годы XX века. Представляет интерес также захоронение добровольцев братьев Пожалутиных, первый из которых, Константин, пропал без вести в годы I мировой войны, а второй, Григорий, погиб в годы гражданской войны, а также братская могила солдат и офицеров Советской армии, павших смертью храбрых в боях за освобождение Херсона в 1944 году.

Улица Доброхотова соединяет Забалку с Сухарным предместьем. В годы русско-турецкой войны 1787-1791 годов здесь было устроено множество печей, в которых выпекали хлеб и сушили сухари для российской армии и флота. Поэтому местность и назвали — Сухарное. В 1913 году при нивелировании уровня земли для постройки портовой железнодорожной ветки, здесь были обнаружены остатки большого кладбища, вероятно, принадлежавшего запорожским казакам и первопоселенцам Херсона.

В 1889 году на средства местного землевладельца Гичко на Сухарном был возведен храм Сретения Господня (улица Энгельса, 45). Архитектура церкви, имеющей форму четырехугольного креста, характерна для неоклассицизма второй половины XIX века.

В 30-х годах XX века храм был закрыт, купол и колокольня снесены, внутреннее убранство уничтожено. Богослужения возобновились лишь в 1941 году. В результате недавней реставрации церкви возвращен первозданный вид.

 

Киндийские хутора

Начало Киндийским хуторам было положено во второй половине XVIII века. Неподалеку находились зимовники запорожских казаков, а при основании Херсона здесь дислоцировался Тенгинский пехотный полк, воевавший в XIX веке на Кавказе. Именно в нем в последние годы жизни служил великий русский поэт Михаил Лермонтов.

Церковь Рождества Богородицы в Киндийке. 1898-1900 В 1897-1900 годах для жителей хуторов Киндийки, Боляховки, Зеленовки и Рожновки была возведена однопрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (улица Пионерская, 14). Архитектура храма сочетает в себе детали старомосковского и романского стилей. Святыня всегда играла выдающуюся роль в духовной и общественной жизни хуторян. Так, в апреле 1917 года, на третий день Пасхи, на площади перед храмом проходило народное вече в поддержку Центральной Рады и молодой Украинской Народной Республики.

Улица Колодезная ведет к Малому Киндийскому кладбищу, возникшему в 1808 году как госпитальное. В годы русско-турецкой войны 1806-1812 годов здесь хоронили солдат и казаков, умерших от ран и болезней в херсонском госпитале. Только в 1808 году на Киндийском госпитальном кладбище было погребено 327 военнослужащих. Здесь нашли последний приют представители Херсонского гарнизонного полка, Херсонской полевой артиллерии, Полтавского и Эстлянского мушкетерских полков, Владимирского, Тамбовского, Таганрогского и Царицинского гарнизонных батальонов, Черноморского казачьего войска, Киевской милиции (ополчения), Екатеринославской инвалидной команды. В настоящее время на госпитальном кладбище уцелело только пять памятников в форме георгиевских крестов — остальные уничтожены позднейшими погребениями. Кроме военнослужащих, на Киндийском кладбище хоронили также жителей окрестных хуторов, в том числе и казаков. Так, 3 октября 1808 года здесь был погребен «Малороссийской Полтавской губернии местечка Смелой казак Трофим Ананченко». До наших дней сохранилось несколько каменных крестов самых разнообразных форм.

 

Монастырь над Белым озером

В 15 километрах к юго-западу от Херсона на живописном мысе, образуемом озерами Безмен и Белым, находится поселок Приозерное. В древние времена в этих местах кочевали скифы и сарматы, оставившие в память о себе несколько курганов. В начале XVIII века здесь располагались запорожские зимовники. Местные казаки занимались охотой, рыболовством, скотоводством. В конце XVIII века эти земли перешли во владение строителю Херсона генерал-цехмейстеру Ганнибалу, который впоследствии продал их графу Безбородко.Нынешний храм в Белозерке (источник paramio.com)

В 1856 году новый хозяин этих мест Лев Балтазарович Скадовский выделил 280 десятин земли на берегу Белого озера для основания женского монастыря «для приюта девиц бедного сословия и вдов». В 1867 году здесь возникла монашеская община. Через два года был освящен первый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, впоследствии преобразованный в трапезную. Позже на базе общины возник Благовещенский женский монастырь, ставший одним из крупнейших духовных центров юга Украины. Монастырь не только обеспечивал сам себя продовольствием, но и помогал крестьянам окрестных сел, а вина и сыры, производимые здесь, даже экспортировали за рубеж.

Необычайно величественное зрелище представлял из себя архитектурный ансамбль монастыря. Его композиционным центром был Благовещенский собор, возведенный в 1890-1896 годах в псевдовизантийском стиле. К северу от него находилась колокольня с двумя жилыми помещениями, к востоку — трапезная и келий, к западу — корпус келий и дом игуменьи. В 1883 году монастырь был обнесен каменными стенами со святыми вратами и круглыми башнями. В 1900-1909 годах на внешнем монастырском дворе по проекту губернского архитектора Казимира Квинто возвели Троицкий собор. Фасады храма были решены в старомосковском стиле, а стенопись интерьера копировала знаменитые росписи Владимирского собора в Киеве.

В 1920 году монастырское хозяйство со всеми угодьями национализировали, а территорию обители объявили совхозом «Пролетарская жизнь».

23 марта 1922 года 300 красноармейцев, курсантов и женщин-коммунисток ворвались на подворье монастыря и выгнали оттуда всех монахинь, предварительно ограбив их до нитки.

Позднее на базе монастыря был образован детский городок имени Петровского, а с 1959 года здесь разместилось ПТУ № 6.

От прекрасного архитектурного ансамбля монастыря до наших дней сохранились лишь святые врата, северный корпус келий с нижним ярусом колокольни, восточный и западный корпуса келий и дом игуменьи. Великолепные монастырские храмы были стерты с лица земли в 1946 году.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: