От Олешковской Сечи до Любимовского городища

Наш путь пройдет по землям, входившим до революции в состав Днепровского уезда Таврической губернии. Если города Цюрупинск (Олешки), Каховка, Новая Каховка известны многим, то села Крынки, Корсунка, Любимовка с сохранившимися там памятниками прошлого станут для туристов подлинным открытием. Перед нами воскреснет история Левобережья Херсонщины во всем ее многообразии: скифы, гунны, запорожские казаки, колонизация ХVIII-ХIХ веков, гражданская война..

Памятник наркому Цюрупе в г.Цюрупинске (источник paramio.com)Переехав через Днепр по Антоновскому мосту, мы окажемся в районном центре Херсонской области — городе Цюрупинске (до 1928 — Олешки). Долгое время исследователи ошибочно полагали, что он возник на месте древнерусского города ХI-ХIII веков Олешья (это мнение, кстати, до сих пор отстаивают цюрупинчане). Известно, что этот город был открыт археологами на Большом Потемкинском острове, а Олешьем во времена Киевской Руси называли плавни Днепровского устья, ввиду обилия там ольхи. Вмести с тем, в окрестностях Цюрупинска не обнаружено ни следов поселения, ни каких-либо серьезных находок древнерусского периода.

Однако отсутствие памятников XI-XIII веков с лихвой компенсируется наличием в пределах города и района (Пролетарка, Казачьи Лагери, Саги, поселка Новая Маячка) гуннских погребений веков, которые вообще встречаются крайне редко. Как правило, их находят не в результате раскопок, а случайно, поскольку гунны скрывали могилы своих соплеменников, боясь их разграбления.

Находки, обнаруженные в погребениях IV-V веков на территории Цюрупинского района, являются интересными образцами ювелирного искусства того времени. Среди них — бронзовая позолоченная диадема, инкрустированная полудрагоценными камнями, шейная цепочка из золотой проволоки, золотые серьги, поясные наборы.

Любопытную легенду о происхождении гуннов передает готский историк VI века Йордан. По его словам, король готов Филимер изгнал в пустыню неких ведьм, немало досаждавших его народу. Там они сошлись со злыми духами и дали начало гуннам. «Ведьмами», вероятно, следует считать сарматских женщин-воительниц амазонок, а «злыми духами» — племя хунну, разбитое протомонголами-сяньби в степях Центральной Азии. Нелестные же эпитеты объясняются лишь ненавистью готов к своим противникам и созданием на этой основе «образа врага». На деле же гунны были доблестными и благородными воинами, отважившимися бросить вызов не только готским королевствам, но и Римской империи.

Мемориал Олешковской Сечи в г.Цюрупинске (источник paramio.com)Как кочевой народ, гунны занимались, преимущественно, скотоводством и табунным коневодством. Одним из ареалов их обитания в конце IV — начале V веков, видимо, были земли современных Цюрупинского и Голопристанского районов Херсонщины. Вполне возможно, что именно здесь родился знаменитый властитель гуннов, выдающийся полководец и государственный деятель древности Аттила. Хотя вряд ли он сам знал место своего рождения, так как римский историк IV века Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат в одном месте, рожден вдали оттуда, вырос — еще дальше…».

История же Олешек-Цюрупинска начинается с романтической страницы — существования здесь в 1711-1728 годах одной из Запорожских Сечей — Олешковской. В начале XVIII века запорожцы во главе с кошевым Константином (Костем) Гордиенко приняли активное участие в национально-освободительном движении под руководством гетманов Ивана Мазепы и Пилипа Орлика. После разрушения российскими войсками Чертомлыкской и Каменской Сечей, они были вынуждены перейти под протекторат Крымского ханства. Поначалу жизнь казаков в Олешковской Сечи была достаточно вольготной: они ничего не платили в ханскую казну, пользовались доходами с нижнеднепровских перевозов и рыболовными угодьями, беспошлинно брали соль в Прогнойских озерах для собственных нужд. Но позднее ситуация изменилась. Все началось с того, что татары заметили, что запорожцы берут в Прогноях соль не только для своих нужд, но и на продажу, и лишили их права беспошлинной соледобычи. К тому же, царевич Адиль-Гирей обманом втянул 1 500 казаков в войну против хана Менгли-Гирея II, а после поражения первого их просто продали на галеры. С тех пор олешковских сечевиков стали, что называется, «держать в черном теле»: у них отняли устье Днепра, запретили иметь в Сечи артиллерию и сооружать укрепления, вести торговлю. Запорожцы были обязаны участвовать в походах крымских ханов и бесплатно работать на строительстве Перекопской оборонительной линии. Но самым тяжелым унижением стал запрет строить в Сечи постоянную церковь — главной святыней запорожцев оставался камышовый храм с полотняным иконостасом. Да и песчаные земли вблизи Олешек не нравились казакам.

Кошевой Гордиенко пытался всеми силами отстаивать казацкие права, но было это не так просто. К тому же, он, как и все сечевики, лелеял мечту о возвращении в родные места, возлагал все надежды на победоносную войну с Россией. В этом его заверял и тайно приезжавший в Сечь сын гетмана в изгнании Пилипа Орлика Григорий. Но за 17 лет пребывания в Олешках почти полностью сменились не только личный состав, но и настроения запорожцев. Большинство молодых казаков уже не чувствовали вражды к Российской империи и всей душой ненавидели татар. В 1728 году Гордиенко был лишен власти, а Славное Войско Запорожское Низовое покинуло Олешки.

Что же представляла собой Олешковская Сечь? По свидетельству очевидцев, она заключала в себе лишь 2 десятины (чуть больше 2 гектаров) земли и имела вид правильного четырехугольника с валами до двух аршин (около 1,42 метра) высоты с редутами по углам и с воротами в северной части. Однако, ввиду песчаных бурь, в 1845 году с целью задержания кучугур Сечь была распахана и засажена кустарником. Вскоре ее место забыли, а в советское время большая часть территории попала под застройку. Лишь в 1990 году Олешковская Сечь была вновь обнаружена археологами, исследовавшими несколько полуземляночных куреней. Среди находок — фрагменты керамики, гутного стекла, печного кафеля, керамические трубки-«носогрейки», но, пожалуй, наиболее интересен серебряный перстень-печатка с изображением в геральдическом орнаменте сердцевидного щитка с рыцарским крестом и инициалами «К» и «Н». 14 октября 1991 года на месте Олешковской Сечи был установлен памятный знак. К сожалению, практически недоступно для исследователей запорожское кладбище в урочище «Маркуцын берег», территория которого ныне застроена.

Живописная природа Цюрупинской Конки (источник paramio.com)Несмотря на уход основной массы сечевиков в 1728 году на Базавлук, Олешки, видимо, продолжали существовать как село. Это подтверждается свидетельством казака Усть-Дунайского войска Феодосия Осадченко, родившегося здесь в 1767 году в семье запорожца Ивана Осадченко.

В1773 году, в ходе русско-турецкой войны, казачья команда полковника Опанаса Колпака построила в Олешках земляные укрепления. Лучше других сохранилось укрепление на северной окраине жилпоселка. Оно имеет форму вытянутого четырехугольника и относится к типу «блок-форт». Земляные валы его, сильно заросшие лесом, до сих пор поражают воображение. Здесь часто находили ядра конца XVIII века. После окончания войны, укрепления реконструировал будущий победитель Наполеона, тогда еще молодой полковник, Михаил Илларионович Кутузов. Кстати, он тоже имел отношение к казачеству — в 1773 году записался «почетным товарищем» в Крыловский курень Запорожской Сечи, а в 1776-1783 годах командовал Луганским пикинерным полком, сформированным из бахмутских казаков.

В 1784 году в Олешки прибыли 50 семей государственных крестьян, поселившихся здесь рядом с запорожцами. Через 6 лет жившие в Олешках казаки были включены в Кинбурнскую паланку Черноморского войска. В то время здесь насчитывался 51 казацкий двор, а среди проживавших упоминаются два куренных атамана: Семен Цукур и Демко Поноговный, а также толмач Илья Кравченко. Некоторое время царское правительство делало попытки переименовать Олешки в Днепровск, но к 1802 году оставило эту затею, ограничившись лишь русификацией топонима, который стал звучать как Алешки. Тогда же село получило статус местечка и стало центром Днепровского уезда Таврической губернии. В 1876 году Алешки преобразовали в город. На 1880 год здесь проживало 8 802 человека.

Основным занятием населения было рыболовство, торговля, овощеводство, бахчеводство и садоводство. Особенно славились рачьи промыслы — в городе даже проводился ежегодный «праздник раков». Местные умельцы изготовляли из тростника, в изобилии поставляемого окрестными плавнями, плетеную мебель, корзины, шляпы…

Важную роль в жизни Алешек играли православные храмы. Введенский собор был возведен в центре города в 1818 году на месте деревянной церкви 1790 года. В годы II мировой войны он был поврежден, а в 1952 году разрушен. Ныне на его месте стоит памятник Ленину. Не так давно неподалеку была построена колокольня-часовня, а в будущем намечено строительство нового собора Святого Архистратига Михаила.

Скульптурная группа в Цюрупинском сквере (источник paramio.com)В 1862 году в предместье, называвшемся «Алешковской слободкой», поселилась монахиня Лебединского женского монастыря Киевской епархии Елизавета (Нестеренкова) с двумя сестрами Марией Митьковой и Еленой Нестеренковой. Занимались они обучением грамоте крестьянских детей, рукоделием, а летом работали на арендуемых ими участках земли. Вскоре жители слободки решили основать здесь женский монастырь и в 1869 году построили корпус из 10 келий с домовым храмом Святого Николая, освященным лишь через 31 год.

Старания подвижниц в конце концов увенчались успехом, и в 1896 году женская община была наименована Успенской, а через 4 года стала монастырем. В 1896-1901 годах был построен монастырский собор Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святого Александра Невского. В его архитектуре угадывались традиции московского зодчества XVII века. В 1904-1906 годах обветшавшую церковь Святого Николая заменили новым каменным храмом в псевдовизантийском стиле.

Существует предание о том, как в 1908 году в Алешковском Успенском монастыре произошло чудо исцеления крестьянина Воронежской губернии Трофима Зеленина. После тяжелого ранения, полученного на русско-японской войне, у него иссохла правая рука, что доставляло ему немало мучений. Как-то во сне Зеленину явился образ Богородицы, и та велела ему отправиться в Алешковский монастырь. В соборном храме он не нашел приснившейся ему иконы. Ему посоветовали зайти в Николаевскую церковь, где он и увидел ее. Это был образ Федоровской Богородицы. Искренне помолившись перед иконой, Зеленин заметил, что рука его исцелилась… К сожалению, в годы советской власти монастырь был почти полностью разрушен. Уцелел лишь небольшой домик, используемый ныне как часовня.

Советская власть не только уничтожила православные святыни Алешек, но и переименовала город в Цюрупинск, в честь родившегося здесь наркома продовольствия Александра Дмитриевича Цюрупы. Ныне в историческом центре города сохранилось лишь несколько интересных памятников прошлого. Архитектурной доминантой среди них является здание бывшей синагоги, построенной во II половине XIX века в стиле неоклассицизма с применением элементов ренессанса. До революции при ней существовала еврейская ремесленная школа. Ныне в этом здании цех швейной фабрики «Юность» (улица Энгельса, 15-а). Неподалеку (улица Гвардейская, 29) стоит здание бывшей частной мужcкои гимназии, в которой учился украинский драматург, писатель-сатирик Николай Гурович Кулиш. Рядом установлен памятник этому мастеру художественного слова. Сейчас в стенах гимназии размещается канцелярия Олешковского казачьего куреня со своеобразной «светлицей-музеем».

Из других памятников зодчества конца XIX века наиболее интересны здания уездной лазаревской больницы (улица Коммунаров, 85), земской школы (улица Пролетарская, 17), дома городничего (улица Коммунаров).

На окраине Цюрупинска уцелело кладбище «Панкеева дача» с каменной часовней, построенной в стиле неоклассицизма. Своим названием некрополь обязан купцам Панкеевым, похоронившим здесь своего сына. Семья Панкеевых была известна в Алешках благотворительной деятельностью. Николай Матвеевич постоянно жертвовал немалые суммы Алешковской женской гимназии, а его жена помогала беднякам получить образование. В 1905 году Вера Ивановна нашла бедного мальчика Миколку и устроила его в богадельню, а вскоре помогла поступить в частную мужскую гимназию. Этим мальчиком был не кто иной как будущий писатель Николай Кулиш. Могила супругов Панкеевых также сохранилась до наших дней. Неподалеку от нее похоронен изобретатель электрического трамвая, полковник Федор Аполлонович Пироцкий.

Ограда с угловой башней Корсунского монастыря. (источник paramio.com)Но, пожалуй, главным туристическим «козырем» Цюрупинска является природа: богатые рыбой и раками плавни, песчаные пляжи, хвойные леса, насаженные не так уж давно и популярные среди грибников.

В Цюрупинском краеведческом музее, недавно открывшемся после реконструкции, можно ознакомиться с богатым историческим прошлым города. В его экспозиции представлена коллекция предметов быта жителей Алешек XIX — начала XX века, а также картины местных художников. Музей размещен в доме, принадлежавшем отставному обер-офицеру Дмитрию Павловичу Цюрупе, известному в Алешках земскому деятелю.

Миновав села Раденск и Казачьи Лагери Цюрупинского района, основанные черноморскими казаками, остановимся в Крынках. Знаменито село тем, что здесь любил отдыхать выдающийся украинский писатель-юморист Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко). Страстный рыбак и охотник, он предпочитал Днепровские плавни элитным санаториям. «Кто в Крым, а я в Крынки», — любил говорить писатель. Именно здесь родились многие из его знаменитых охотничьих рассказов. А жил Остап Вишня в простой крытой камышом крестьянской хате-мазанке.

Ныне в ней находится его мемориальный дом-музей, а рядом разрослась туристическая база, носящая имя гениального мастера юмора.

Село Корсунка Новокаховского горсовета своим названием обязано старообрядческому монастырю, основанному в 1784 году архимандритом Досифеем по воле князя Потемкина. Таврия конца XVIII века стала своеобразной «землей обетованной» для российских старообрядцев, преследуемых у себя на родине за разногласия с официальным православием. Монастырь вскоре превратился в настоящий духовный центр старообрядчества или древнеправославия.

В 1784-1803 году был возведен монастырский собор Корсунской Богородицы. Рядом находилась трехъярусная колокольня, высота которой превышала 74 метра. С нее были видны не только все земли монастыря, но и окраины Херсона. У входа в собор стояла восковая статуя Святого Афанасия, а возле нее — касса для пожертвований.

К северу от соборного храма находилась трапезная с церковью Святого Михаила, епископа Синадского (1804 год), а к востоку — церковь Святого Димитрия Солунского (1797— 1802 годы). Позже, в 1854 году, построен архиерейский дом с Николаевской церковью.

Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя угловыми башнями, увенчанными восьмиконечными крестами. От Восточных ворот, обсаженная фруктовыми деревьями, архиерейская дорога (ныне — улица Набережная) вела к маленькому кладбищенскому храму Всех Святых (1857 год), где хоронили наиболее выдающихся благодетелей монастыря. С 1845 года Корсунский монастырь стал принимать и православных иноков, а во II половинеXIX века превратился в исключительно православную обитель.

В годы советской власти судьба монастыря, как и большинства святынь Таврии, была трагичной. В 1930 году его закрыли и передали совхозу, являвшемуся частью хозяйства заповедника «Аскания-Нова». В 1947 году здесь разместился детский дом, а с 1969 года -школа социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, нравы которой описаны в повести Олеся Гончара «Бригантина». В 1955-1959 годах был разобран ряд строений монастыря: собор, колокольня, архиерейский дом, две гостиницы за монастырскими стенами, что нанесло непоправимый урон архитектурному ансамблю. От монастырского комплекса до наших дней сохранилось лишь 8 зданий. Из них наиболее интересны трапезная, Дмитриевская церковь, ограда с башней и воротами. К вытянутой в плане трапезной с востока примыкает Михайловская церковь с граненой апсидой. Декор ее фасадов очень сдержан, что вполне отвечает суровым эстетическим вкусам старообрядцев. Единственное их украшение составляют арочные сандрики над окнами и дверьми, а также зубчатый фриз. В 1999 году в Михайловской церкви возобновились богослужения.

Шлюз Каховской ГЭС (источник paramio.com)Перестроенная в советское время в водонапорную башню, Дмитриевская церковь представляет собой довольно редкий для Украины, но распространенный в Центральной России тип храма «иже под коло-колы». Внешне здание скорее напоминает оборонную башню, чем церковь. Архитектурный декор скромен и одновременно величественен. Ныне идет борьба за возвращение Свято-Дмитриевского храма православной церкви.

От монастырской ограды уцелели части стен, западные ворота, увенчанные барочным фронтоном, и круглая северо-восточная башня с шатровым завершением. Необычайно живописно смотрится свитое на ней гнездо аиста…

А вот мы в одном из самых молодых городов Украины — Новой Каховке, основанной в 1950 году на месте села Ключевого. Возникновение его тесно связано с сооружением Каховской гидроэлектростанции — одной из «строек века», коими так изобиловал советский период истории нашей страны.

Строившийся на протяжении шести лет Каховский гидрогигант состоит из гидроэлектростанции, земляной плотины, железобетонной плотины и судоходного шлюза с подводными каналами, ограниченными мощными пирсами. Одновременно с ГЭС сооружалась и оросительная система, основой которой стал Северо-Крымский канал.

Атмосферу тех лет отразил в своей киноповести «Поэма о море» выдающийся украинский писатель и кинорежиссер Александр Петрович Довженко. Автор восхищался молодым городом, в котором поселились строители ГЭС. «Новая Каховка — один из чудесных новых городов, — писал он. — В нем все современно, во всем волшебство сегодняшнего почерка, утонченного, радостного и прекрасного».

В то же время Довженко был возмущен тем, что при создании рукотворного моря уничтожаются знаменитые плавни Днепра, множество памятников археологии, национальные святыни украинского народа, в том числе и пять из восьми Запорожских Сечей.

В его дневниках зафиксирована пословица, передающая истинное отношение народа к Каховскому водохранилищу: «Новое наше море — новое наше горе»…

Архитектурный ансамбль Новой Каховки сложился в середине XX века, композиционным центром которого является здание городского совета, возведенное в стиле послевоенного классицизма. В его архитектуре угадываются мотивы и старинных городских ратуш и петербургского адмиралтейства, а шпиль, венчающей башню над главным входом, виден почти со всех точек города.

Беседка в Новокаховском парке (источник paramio.com)Одно из красивейших мест Новой Каховки — ее набережная с уникальным дендрарием, чистым воздухом, обилием цветов и журчащими родниковыми ключами. На территории парка можно увидеть три вековых платана, занесенные в реестр памятников природы. Тут же находится парк культуры и отдыха с популярными аттракционами для детей и взрослых, духовым оркестром и розарием. В марше парков 2003 года Новокаховский парк был признан лучшим в Украине. 

Ежегодно в Новой Каховке проходят Международный фестиваль академического исскуства «Vivat, Musica!» (конец мая), туристический фестиваль (сентябрь), Международная выставка «Таврiйський ярмарок» (начало мая). Новая Каховка — центр одного из самых зрелищных видов спорта — стрельбы из лука. Ежегодно весной сюда съезжаются лучники для розыгрыша Кубка страны. В 2003 году в Новой Каховке проходил зональный теннисный турнир Кубка Дэвиса.

Как и в большинстве населенных пунктов, основанных в советское время, в Новой Каховке первоначально не было ни одного храма. Лишь совсем недавно началось строительство православного собора Святого Андрея Первозванного, запроектированного в традициях московского зодчества XVII века, который, вне всяких сомнений, станет достойным украшением этого цветущего города-сада.

В 16 километрах от Новой Каховки лежит районный центр Херсонщины — Каховка. По сложившейся традиции, датой основания города считают 1791 год, хотя на деле Каховка старше почти на 300 лет. Причиной таких неточностей следует считать замалчивание турецко-татарского периода истории края.

В1492 году по указу крымского хана Менгли-Гирея на левом берегу Днепра, над речкой Конкой, близ острова Тавань была заложена крепость Ислам-Кермен («Крепость ислама») или Аслан-Кермен («Львиная крепость»), строительство которой завершилось около 1506 года. Несколько разные названия, возможно, объясняются тем, что лев в иконографии символизировал ислам. «Причина основания этой крепости, — пишет Эвлия Челеби, — такова. Ветроподобные татары прежде всегда беспечно переходили Днепр, грабили области поляков и казаков; и когда они при возвращении переправлялись в этом месте через Днепр на крымскую сторону, кяфиры (казаки) укрывались на суше и в прибрежном тростнике. Когда же татары с трудностями и бедами переходили Днепр, кяфиры побивали их, забирали обратно все имущество и добычу и уходили в свои области».

Уже первые казацкие гетманы понимали всю опасность татарской крепости на Днепре и поэтому походы запорожцев на Ислам-Кермен стали довольно частым явлением. Аннотация на карте Миколая-Христофора Радзи-вилля указывает: «Осламкермен. Крепость каменная татарская, покинутая татарами из-за постоянных набегов казацких. Еще Вишневецкий обратил ее в прах, обстреляв из пушек». А вот что пишет польско-украинский поэт начала XVII века Мартын Пашковский:«Iслам-город колись був фортеця премiцна В дикiм полi татарськiм i дуже помiчна Татарвi проти наших — лишились признаки Князь Ружинський розкидав i мужнi козаки. В1626 году брат крымского хана Мухаммед-Гирея III Шагин-Гирей восстановил крепость, дав ей свое имя. В то время она представляла собой квадратное в плане каменное сооружение с длиной по окружности 1 100 шагов с пятью башнями и двумя воротами в северной и восточной части. Внутри крепости стояло около 80 татарских домов и красивая мечеть Шагин-Гирей-Джами. За пределами замка находилось несколько сараев и питейных домов, а также огороды и бахчи.»

Здание горисполкома в Новой Каховке (источник paramio.com)Гарнизон состоял из 500 пехотинцев, содержали его крымские ханы. Вот как характеризует этих воинов Эвлия Челеби: «Здесь встречаются удивительные храбрецы, смельчаки и герои, которые всегда сражаются с поляками, московитами и мятежными казаками».

Однако прошло лишь два года, и хан Мухаммед-Гирей III и его брат Шагин-Гирей решили освободить из-под власти турок. С этой целью они обратились за помощью к гетману Михаилу Дорошенко. Казаки взяли Ислам-Кермен, уничтожив турецкий гарнизон и захватив там 20 пушек. Затем они, прорвавшись в Крым через Перекоп, пришли на помощь Мухаммед-Гирею и Шагин-Гирею. Однако в ходе боев под Кафой погиб Дорошенко, а новый гетман Мозерница увел Запорожское войско из Крыма. Ушел с казаками, опасаясь мести турок и Шагин-Гирей. Вскоре он принял крещение, а в 1648 году стал полковником в освободительной армии Богдана Хмельницкого под фамилией Шангирей.

Кстати, именно с разрешения Богдана Хмельницкого хан Ислам-Гирей III восстановил крепость Ислам-Кермен. Вскоре все вернулось «на круги своя», и татарские набеги на Украину возобновились. Но в 1673 году кошевой Иван Сирко вновь разорил Ислам-Кермен, мотивируя это тем, что от крепости запорожцам «теснота великая была».

5 лет спустя напротив Ислам-Кермена на острове Тавань появилась еще одна крепость -Мубарек-Кермен. Состояла она из четырех башен высотой в четыре сажени (8,5 метров), соединенных на расстоянии десяти саженей (21,3 метра) стенами высотой в три сажени (6,4 метра) и шириной в 14 пядей (2,4 метра). Гарнизон состоял из 400 турецких добровольцев при 27 орудиях.

Но недолго оставалось туркам и татарам властвовать на этих землях. В 1695 году, увидев, что казацкие полки гетмана Ивана Мазепы и московское войско воеводы Бориса Шереметьева овладели Кази-Керменом и Мустрит-Керменом, гарнизоны Мубарек-Кермена и Ислам-Кермена, бросив тяжелую артиллерию, бежали в Крым. Победители разрушили крепости до основания. С тех пор татары называли руины Ислам-Кермена или Аслан-Кермена «Аслан-Олу», что в переводе означает «умерший лев».

В 1771 году, в ходе русско-турецкой войны, Крымская армия князя Долгорукого возобновила крепость, получившую название Шангирейского ретраншемента. Некоторое время здесь стояла конная запорожская команда полковника Опанаса Колпака, который построил в ретраншементе первый православный храм.

Памятник девушке в шинели под Каховкой (источник paramio.com)После присоединения Крыма к России рядом с Шагингирейским ретраншементом в 1791 году возникло село Каховка, названное так в честь участника русско-турецких войн II половины XVIII века и правителя Таврической области генерала Михаила Васильевича Каховского.

Удачное географическое положение на перекрестке важных торговых путей cпособствовало стремительному росту Каховки, ставшей в 1840 году местечком. К началу XX века она состояла из четырех районов: Местечко, Щемиловка, Слободка и Новые Планы. Если в центре имелись церковь, синагога, склады, магазины, мужская и женская гимназии, школа, постовая контора, заезжий двор, ночлежка, лесопильный и колбасный заводы, мебельная фабрика, паровая мельница, электростанция, много каменных домов, то на окраинах находились, в основном, мазанки, в которых жила беднота. Лишь в последние годы XIX — начале XX веков на Слободке и в Новых Планах открылись школы.

Особенно оживлялась жизнь в Каховке 1 января, 9 мая (день Святого Николая) и 1 октября (день Покровы Пресвятой Богородицы), когда в местечке проводились ярмарки. «Глиняная, полузанесенная песком Каховка — ничем не приметное заштатное местечко Таврической губернии. Но на момент ярмарки оно превращалось в столицу юга Украины. Сюда приезжали приказчики нашего степного миллионера Фальц-Фейна, шерсть которого знал весь мир, а с Америкой отношения были особенно дружескими. Город выглядел удивительно богатым: «Не было, кажется, такой вещи на свете, которой нельзя было бы купить на этой богатейшей ярмарке!.. в этой переполненной, по-южному яркой Каховке все горело на солнце!..», — пишет в своем романе «Таврия» украинский писатель Олесь Гончар…

Ныне в Каховке сохранились лишь небольшие участки старой застройки, состоящие из одноэтажных каменных домиков с арочными воротами. Наиболее интересен архитектурный ансамбль улицы Карла Маркса, до революции носившей название Куликовской — в честь основателя города Дмитрия Матвеевича Овсянико-Куликовского.

Заслуживает внимания Каховский исторический музей, который знакомит своих посетителей с богатым прошлым города. В его залах мастерски воссозданы интерьеры крестьянской хаты и мещанского жилья XIX — начала XX веков. Среди других экспонатов наиболее интересны диорама «Стоянка скифов», турецкое оружие ХVII-ХVIII веков и даже очень редкая находка, которой может похвастаться далеко не каждая музейная коллекция — межевой камень конца XVIII века.

Мемориал событиям на Каховском плацдарме в 1920 г. (источник paramio.com)Наиболее живописный уголок Каховки — набережная, с которой открывается вид на просторы Каховского водохранилища и стоящий на правом берегу Берислав. В 1992 году по инициативе казаков Каховского куреня здесь был установлен памятный знак в честь гетмана Богдана Ружинского, погибшего при штурме крепости Ислам-Кермен в 1576 году. Неподалеку довольно интересное здание -кафе «Замок» с зубчатыми стенами и изящными башенками. Неизвестно, есть ли здесь какая-то связь, но эта загадочная постройка поразительно напоминает турецкие крепости с гравюры Леонтия Тарасевича, изображающей их взятие Мазепой и Шереметьевым в 1695 году…

Пожалуй, наиболее драматичная страница истории Каховки — сражение на Каховском плацдарме в августе-октябре 1920 года, ставшее одним из последних аккордов гражданской войны и началом конца Белого движения. Силы воюющих сторон насчитывали: Красная Армия — 133 тысячи штыков и сабель, 500 орудий, 17 бронепоездов, 31 бронемашина, 29 аэропланов; Белая армия — 37 220 штыков и сабель, 213 орудий, 6 бронепоездов, 18 бронемашин и 8 авиационных отрядов. При таком соотношении сил шансы одержать победу у последних были минимальными.

Тем не менее, II-му корпусу Белой армии под командованием 34-летнего генерал-лейтенанта Александра Слащева удалось достичь некоторых успехов. Но уже 7 августа 1920 года авангарды 13-й армии красных форсировали Днепр и выбили белых из Каховки и Любимовки. Придя в себя, Спащев попробовал перейти в контратаку, но было уже поздно: красные переправили через Днепр главные силы. Кроме того, они, перебросив в Каховку на баржах все мобилизованные в Херсоне «нетрудоспособные элементы», начали, по приказу командующего укрепрайоном Василия Константиновича Блюхера, возводить оборонительные сооружения.

11 августа Слащев, совместно с конным корпусом Ивана Барбовича, остановил красных и перешел в наступление, преследуя противника до Днепра. Однако в районе Каховки белые наткнулись на хорошо укрепленный плацдарм в три линии обороны до 15 километров в глубину, занятый свежими силами 51-й Красной стрелковой дивизии. 15 августа под Каховкой донские казаки нанесли поражение частям Латышской стрелковой дивизии, но взять штурмом укрепления белым не удалось — не хватало боевой техники и артиллерии. Кроме того, на стороне красных было численное превосходство, а их орудия, установленные на правом берегу Днепра, доминировали над левобережьем.

По приказу главнокомандующего вооруженными силами юга России барона Врангеля, Слащев был смещен со своего поста. Сменивший его генерал-лейтенант Витковский сделал отчаянную попытку овладеть плацдармом, но потерпел неудачу, понеся при этом большие потери: элитная Корниловская дивизия почти полностью полегла на проволочных заграждениях Каховки.

Сражение за Каховский плацдарм положило конец наступательным действиям белых. К концу октября ценой нечеловеческих усилий им удалось прорваться в Крым, а к середине ноября красные овладели полуостровом…

Памятник «Легендарная тачанка» под Каховкой. (источник paramio.com)В Каховке и за ее пределами в советское время было установлено немало памятников, посвященных боям за Каховский плацдарм. Наиболее знаменитой среди них является всемирно известная «Легендарная тачанка», созданная скульпторами Лоховининым, Михайленко, Родионовым по проекту архитектора Е. Полторацкого и открытая в 1967 году.

Величественный монумент прекрасно вписывается в степной ландшафт и производит колоссальное впечатление. Зрелище четверки огневых коней, вихрем проносящих пулеметную тачанку с ее боевым экипажем — возничим, командиром и пулеметчиком — по зеленым травам и древним курганам с первого взгляда поражает воображение и своей реалистичностью, и былинной красотой. По сей день «Легендарная тачанка», являясь своеобразной «визитной карточкой» Херсонщины, привлекает ежегодно немалое количество туристов.

В семи километрах к востоку от Каховки лежит живописное село Любимовка, где мы и завершим наш маршрут. Знаменито оно, прежде всего, позднескифским городищем III века до нашей эры — III века нашей эры, находящимся на берегу Каховского водохранилища.

По красоте своего местоположения и степени сохранности Любимовское городище уступает разве что Червономаяцкому. Оно имеет прямоугольную форму. В древности город окружали каменные стены, от которых ныне уцелели лишь остатки валов, защищенных с юга рвом, а с запада и востока — глубокими балками. Как внутри цитадели, так и за ее пределами были открыты фундаменты каменных сооружений. Среди находок — ручные жернова, ткацкие прясла и грузила, лепная керамика, античные амфоры, краснолаковые сосуды, римский серебряный динарий императора Траяна…

Жизнь на городище продолжалась и в золотоордынский период, что подтверждается находками, датируемыми XII—XIV веками. Карта Риччи Заннони 1767 года фиксирует название татарской крепости — Аслан-Кермен. Может возникнуть вопрос: «Каким образом под таким же именем существовала крепость на месте современной Каховки?» Вероятно, все может объяснить легенда, записанная от запорожских казаков князем Семеном Мышецким в 30-х годах XVIII века, согласно которой город был «от самых татар разорен затем, чтобы в оном городе пауки, по турецкому званию марамуки или тарантули, людей поедали; кого оные ни укусят, тот уже жив не будет». Скорее всего, обилие ядовитых пауков вынудила татар покинуть Аслан-Кермен и основать одноименную крепость на месте нынешней Каховки.

Кафе "Замок" на набережной Каховки. (источник paramio.com) Встречаются на Любимовском городище и находки, имеющие отношение к запорожским казакам. Среди них наиболее интересна бронзовая печать с изображением открытых ворот, увенчанных знаменем и сопровожденных изнутри рыцарским крестом, по бокам — двумя тополями и двумя же увенчанными бунчуками, башнями, снизу — челном с флагами на мачте и на корме и стилизованными волнами. Вероятно, данная находка связана с Таванским (или Кизикерменским) перевозом, которым запорожцы владели с 1717 по 1775 годы.

Село Любимовка было основано в 1804 году государственными крестьянами из Полтавской губернии. В1830 году здесь зимовали запорожцы Задунайской Сечи, ожидая решения вопроса о выделении им новых земель. В следующем году они переселились в «Бердянскую пустошь», образовав Азовское казачье войско.

До наших дней в Любимовке сохранилась Троицкая церковь, построенная в 60-х годах XIX века в стиле неоклассицизма. Это единственный храм, уцелевший на территории Каховского района в эпоху «воинствующего атеизма». Но все-таки памятник значительно пострадал: были снесены купол и колокольня, уничтожено внутреннее убранство. До недавнего времени в здании церкви размещался музей истории села. В 1990 году оно было передано православной общине. Ныне храм реставрируется, уже восстановлена колокольня. Будем надеяться, что недалек тот час, когда святыня вновь приобретет свой первозданный вид.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Комментарии (1)

  • Василий

    |

    Спасибо. Было интересно и познавательно.

    Reply

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: