Херсон в 1898 — 1917 годы

В 1898 г. открылся музей древностей. Он был основан в 1890 г. по инициативе В. И. Гошкевича, секретаря губернского статистического комитета, а позднее директора музея, редактора и издателя газеты «Юг». Первые экспонаты помещались в большой коробке, специально для этого изготовленной. В 1896 г. В. И. Гошкевич участвовал в археологических раскопках. За два года было вскрыто 150 могил от Каховки до Прогноев и на Кинбурнгской косе. Экспонаты поступали и от любителей. В 1891 г. кладоискатели в Херсоне нашли погребение VI в. до н. э. с бронзовой статуэткой античной работы, золотым ожерельем, перстнями. В. И. Гошкевич передал эти находки в Эрмитаж. С открытием музея клад был возвращен в Херсон. Коллекция росла и уже не помещалась в квартире Гошкевича (2 этаж, дом №5 по нынешней ул. Ленина). Музей официально состоял при губернском статистическом комитете. Херсонская общественная библиотека отвела для музея три помещения. В 1898 г. музей открылся для публичного посещения. Работал он по воскресеньям, вход был бесплатный. Посещали музей от 53 до 169 человек в день, в основном, учащаяся молодежь.

В 1899 г. основан естественно-исторический музей известным ботаником, поляком по происхождению, И. К. Пачоским. В нем находились экспонаты флоры и фауны Херсонщины: гербарии, диорамы, чучела животных и птиц.

В 1898 г. открыто общество содействия физическому воспитанию детей. Члены общества построили площадку, приспособленную для игр. В обеденные часы она открывалась для учащихся, а в дообеденные — для дошкольников. К играм допускались дети всех сословий. Зимой площадку заливали водой и катались на коньках с 15 до 19 часов при освещении и часто под звуки музыки.

Музей древностей в Херсоне

Увеличилась протяженность водопровода в городе. В 1900 г. насчитывалось 650 домов с водопроводом, 215 пожарных кранов. В 1912 г. водопровод пришел на Забалку. В некоторых частных домах установили помпы для воды. Но на окраину воду доставляли водовозы, многие жители города брали воду из Днепра.

В октябре 1902 г. в местной почтово-телеграфной конторе приступили к устройству станции беспроволочного телеграфа между Херсоном и Голой Пристанью. С этой целью на крыше конторы установили мачту. Это была первая на Украине гражданская радиотелеграфная станция. В 1907 г. из-за технических сложностей ее демонтировали. В городе росла телефонная сеть. Число абонентов в 1910 г. составило 198, протяженность телефонных проводов — 394 км.

14 июля 1901 г. открылся Херсонский морской порт. Тысячи горожан вышли на берег Карантинного острова и городскую набережную, ожидая прихода Черноморской эскадры. С середины XIX, когда русская эскадра под командованием Лазарева и Корнилова в последний раз заходила в Херсонский порт, это было первое посещение. В 10 ч. к Херсону подошли 9 военных кораблей (6 миноносцев, минный транспорт «Дунай», минный крейсер, канонерская лодка «Донец») и стали на рейде. Жители города получили возможность осмотреть военные суда. В здании городского собрания состоялся праздничный обед, на котором присутствовали морские офицеры, губернатор князь И.М.Оболенский, городской голова М.Е.Беккер, уездный предводитель дворянства Г.Л.Скадовский, представители различных городских ведомств и учреждений. В августе 1901 г. в порт пришло первое крупное торговое судно, а в марте 1902 г. — первый иностранный пароход.

Херсонский порт. Погрузка хлеба за границу

В 1902-1907 гг. продолжалось углубление Днепра до глубины 7,2 м. Работали 4 землечерпательные машины, 8 паровых шаланд для отвоза земли, 2 буксира, плавучий кран, ремонтно-механические мастерские. Общая протяженность искусственных углублений достигла 60 км, длина канала — 23,5 км, ширина — 107 м. Стоимость работ составила 2 млн. 300 тыс. рублей, включая расходы на приобретение новых, более мощных земснарядов и плавучего дока для их ремонта. Одновременно шло расширение территории порта. На улучшение судоходства до 1911 г. выделено 1 млн. 600 тыс. рублей из запланированной суммы.

Министерство торговли в 1911 г. устроило затон для каботажных судов. В 1912 г. приступили к строительству набережной на Днепре длиной 104 м. К 1917 г. построено два участка длиной 45 м и глубиной у причала до 6-7 м. В начале века причалов в порту не было. Действовало несколько частных пристаней для каботажного плавания и пассажирских судов. С постройкой двух свайных пристаней для морских судов общая протяженность причалов составила 725 м. В 1913-1915 гг. построили железнодорожную ветку к причалам вдоль реки Кошевой.

Жители города в начале XX века занимались торговлей, работали на предприятиях и пристани. Рыболовство давало населению значительные заработки. Многие занимались земледелием, огородничеством, садоводством. В октябре 1900 г. открылось Херсонское общество сельского хозяйства. Оно проводило беседы для тех, кто занимался и интересовался земледелием. Беседы проходили в здании земской управы. В 1901 г. общество выпускало сельскохозяйственную газету на восьми страницах.

В 1905 г. в городе 328 заводов, фабрик, мастерских с 2 343 рабочими, выпускали продукцию на 5 262 300 руб. На первом месте по объему производства были 6 лесопильных заводов с 3 млн. руб. (62 % всего производства), затем 16 паровых мельниц — 144 тыс. руб, одна шерстомойня — 200 тыс. руб., табачная фабрика — 266 тыс. руб.. В 1914 г. на 113 предприятиях города работало 8 500 чел., выпуская продукцию на 8 млн. 500 тыс. руб.

В начале века приступили к строительству железной дороги Николаев-Херсон. В 1905г. на строительство выделено 1,5 млн.руб. 16 октября 1907г. в 12 часов состоялось освящение здания вокзала. В 17 ч. отошел первый поезд, и началось регулярное пассажирское железнодорожное движение Херсон — Николаев. Поезд ходил дважды в день, отправлялись от станции в 8 и 17 часов. В пути он находился 2 часа.

Херсонский вокзал

В 1908 г. начала действовать городская электростанция (на этом месте кинотеатр «Украина») с тремя двигателями мощностью 600 лошадиных сил. В 1911 г. установили еще один двигатель в 300 лошадиных сил. Станция работала на полную мощность, так как росло число абонентов (в 1914 — 1200). На улицах появились первые 160 електрофонарей. В феврале 1914 г. на Забалке установили 35 электрических фонарей, но в городе преобладало керосиновое освещение. В 1910 г. насчитывалось 1070 керосиновых фонарей.

5 марта 1917 г. прошла общегородская демонстрация и многолюдный митинг на Соборной площади, в котором принимали участие рабочие, ремесленники, приказчики магазинов, учащиеся. Выступавшие выразили поддержку революционным солдатам и рабочим Петрограда, был избран Временный рабочий комитет из 5 человек под председательством слесаря завода Гуревича И. Ф. Сорокина. В здании думы (д.№ 34 по нынешней ул.Ленина) состоялось первое заседание комитета.

Осенью в Херсоне, как и по всей стране, ухудшилось экономическое положение. Предприниматели умышленно закрывали предприятия, выбрасывали рабочих на улицу. Увольняла рабочих администрация завода Вадона, была понижена зарплата рабочим завода Гуревича и других предприятий. Уменьшилось количество грузоперевозок по Днепру, что привело к росту безработицы среди портовых рабочих. Резко подскочили цены на товары первой необходимости, процветала спекуляция. В октябре объявлено, что потребность в сахаре не будет удовлетворена. Осенью цены на хлеб в Херсоне возросли вдвое и это, несмотря на то, что хлеб лежал под открытым небом на станциях недалеко от города, а вагоны использовали под перевозку арбузов.

Центральное бюро профсоюзов потребовало отменить повышение цен. Все это приводило к росту революционной активности трудящихся масс. Бастовали рабочие завода Гуревича, судоверфи Вадона, табачной фабрики Лермана. Был создан штаб Красной гвардии, который руководил созданием вооруженных отрядов на предприятиях города.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: