Calendar
1944 год. Создан Херсонский гидромеорологический техникум.
1891 год. Родился известный писатель Борис Андреевич Лавренев
Из записи в метрической книге Святодуховской церкви мы узнаем, что 17 июля 1891 года в городе Херсоне в семье учителей Андрея Филипповича и Марии Ксавериевны Сергеевых родился сын Борис. Семья жила в это время в здании на пересечении улиц Витовской и Почтовой (пр-т Ушакова и ул.Горького). Здесь находился сиротский дом для мальчиков, в котором отец писателя был помощником смотрителя.
Ныне в бывшем сиротском доме разместился музей Бориса Андреевича Лавренева, созданный во многом благодаря вдове писателя Елизавете Михайловне, подарившей городу кабинет, личные вещи и архив нашего земляка.
Родители-педагоги, Андрей Филиппович и Мария Ксавериевна Сергеевы, не только дали сыну начальное домашнее образование, но и привили ему уважение к труду и к людям труда, воспитали его в лучших традициях интеллигентных семей. Через всю жизнь пронес писатель любовь и уважение к родителям. Про своего отца Лавренев писал так: «Был он талантливым, умным, честным русским человеком, хорошо играл на скрипке, много знал, но в жизни не преуспел из-за чрезмерной скромности…»
Слово о писателе
1927 год. Принято решение от организации автобусного движения в Херсоне
На пленуме Херсонского городского совета депутаты рассмотрели вопрос об организации автобусного движения в городе. На выделенные денежные средства отремонтировали проезжую часть улиц будущих маршрутов автобусов, заказали изготовление билетов на проезд. Договор на приобретение автобусов был заключен с московским автотрестом. 29 сентября 1927 года газета «Рабочий» сообщала: «Вчера из Москвы в Херсон прибыли три автобуса марки «ЯЗ», построенные на заводах «Автопромторга» из советских материалов. Испытания автобусов в Москве и Херсоне дали хорошие результаты».
В салоне машины могли сидеть 22 пассажира. Стоять по инструкции разрешалось не более шести человекам. Каждый автобус обошелся городу в 26,5 тысячи рублей. График движения автобуса был таким: с 6 до 7 часов утра перевозили только рабочих, а после 7 часов и до 10 вечера и в праздничные дни с 8 утра до 24:00 — всех желающих по маршрутам, утвержденным горисполкомом. Направления движения автобусов были следующие: первая линия — с Военного форштадта через центр города до Фан-Юнговского моста (Сухарное); вторая линия — с Александровской площади (Забалка) через центр города и порт до железнодорожного вокзала и завода имени Петровского; третья линия — с Зеленого базара (порт) до вокзала и завода имени Петровского. Регулярная перевозка пассажиров началась 30 сентября 1927 года. В 1928 году был составлен пятилетний план развития автобусного движения в Херсоне. В 1929 году автобусный парк города насчитывал уже 5 автобусов и 10 водителей.
Хроника автобусного движения в Херсоне
1778 год. Генерал-цейхмейстер Ганнибал был назначен главным строителем Херсона
25 июля 1778 года совершенно далекий от хозяйственной деятельности в силу своего воинского призвания потомок «арапа Петра Великого» и предок будущего российского поэта Александра Пушкина генерал-цейхмейстер Ганнибал был назначен главным строителем Херсона. Незадолго до этого назначения, будучи в звании бригадира (выше полковника, но ниже генерал-майора) Иван Абрамович прославил свое имя взятием неприступной турецкой крепости Наварин. А в знаменитом Чесменском сражении, в котором участвовал в качестве начальника артиллерии, отличился при изготовлении брандеров (десантных судов) и искусным управлением артиллерийским огнем, содействовал уничтожению турецкого флота. Как бы там ни было, а покорный рескрипту императрицы Ганнибал-воин, ставший Ганнибалом-строителем, осенью 1778 года доложил наместнику Новороссии Григорию Потемкину, что «в присутствии моем город и крепость заложены были…»
А уже в мае 1779 года сообщил о начале сооружения на первой Херсонской судоверфи линейного 66-пушечного фрегата «Слава Екатерины». Правда, дальнейшее строительство первого корабля и закладка новых судов в силу некомпетентности главного строителя в хозяйственных вопросах надолго затянулась. И тем не менее всё «первое», что появилось в Херсоне в начале его славной истории, связано с именем Ганнибала. За 4 года его руководства на судоверфи был заложен первый военный корабль. Построено большое количество землянок и мазанок для строителей, казармы для солдат. В городе появились первые «торговые купеческие дома», открылись Греко-Софиевская церковь, банковская, таможенная и почтовые конторы. Город был разделен на три форштадта: «Купеческий» или «Греческий», «Военный» и «Забалка». Установлен «ямщицкий тракт» с почтовыми станциями, соединивший Херсон с другими городами империи. При нем в Херсон пришло первое иностранное торговое судно французского купца Антуана, ставшее «первым звонком» в дальнейших торговых связях с зарубежьем. Открылись канатный и литейно-пушечный завод секунд-майора Струговщикова – первые крупные предприятия молодого города.
За свой труд и заслуги по основанию Херсона Иван Абрамович был награжден орденом Св. Владимира I степени (1780 год), Орденом Св. Александра Невского (1781 год). В знак высочайшего благоволения «за похвальные и поспешные труды» Екатерина пожаловала своего главного строителя табакеркой с портретом самой Императрицы, украшенной драгоценными камнями, а также 20 тысячами десятин земли вблизи Херсона в имении Ивановка (Белозерка). Впоследствии, уже в XX веке, после Великой Отечественной войны, именем Ганнибала была названа одна из площадей Херсона.
1860 год. Умер кошевой атаман Иван Дмитриевич Сирко.
Сирко умер в 1680 году, 1-го августа, в собственной пасеке, в Грушевке. Малороссийский историк Самуил Величко, говорит, что Сирко скончался «немного поболевши, в Грушовце в пасеце», что запорожцы после смерти атамана препроводили тело его в Сичу водою и похоронили за Сичею в поле, против московского окопа, где всех вообще казаков погребали, «с мушкетною и арматною стрельбою» и с великою жалостию насыпали над прахом умершего могилу, на могиле поставили каменный крест с надлежащим именем и с пропиской его дел. Очень любя своего атамана и почитая его за отца, запорожцы во время похорон глубоко сожалели о нем.
Кошевой атаман Иван Дмитриевич Сирко — колоссальнейшая личность угасшего запорожского казачества. Это один из тех рыцарей, завзятых и никем не донятых, неустрашимых, и никем неодолимых, закаленных и никем не побежденных, которые некогда были предметом общего удивления и которые служили примером живого подражания. Выступив сперва в должности кальницкого полковника, Иван Сирко затем, с 1663 года, был избран запорожцами в кошевые атаманы и занимал этот высокий у казаков пост в течение осьми лет, чего до него из века веков не было, так как запорожцы выбирали всю свою старшину только на один год, а в чрезвычайных случаях и меньше чем на год. Мужественный, храбрый, удивительно отважный, замечательно предприимчивый, в высшей степени подвижный, Сирко вечно воевал если не с татарами, то с турками, если не с турками, то с поляками, а если не с поляками, то с русскими. И враги страшно боялись его. На татар, например, он наводил такой страх, что они от него, точно от гончей собаки зайцы, бежали без оглядки. «Собака! чистая собака! Сирко! настоящей Сирко!» — говорили об нем украинцы. «Орел, чистый орел! Вихорь, буйный вихорь?» — отзывались об нем запорожцы.
«Ой як крикне старый орел, Що пид хмари вьетця, Гей загуло Запорожье, Бо до Сирка тистця. Ой не витер в поли грає, Не орел витає, — Отож. Сирко с товариством По степу гуляє»…
К истории перезахоронения кошевого атамана Сирко
1907 год. В Херсон прибыл первый поезд.
Первые поезда, которые начали курсировать по новой линии, были рабочими и служебными, их маршрут проходил по линии Николаев-Белозерская балка. И первый поезд, прибывший в Херсон из Николаева, также был служебным. Он перевозил комиссию, инспектировавшую строительство на его завершающем этапе. Произошло это 2 августа 1907 года. Причем поезд пришел с большим опозданием вследствие тщательного осмотра комиссией Чернобаевского моста. Газета того времени писала: «Встречать поезд на перроне станции Херсон собралось всё губернское и городское начальство, духовенство, начальник жандармерии со свитой и начальство железной дороги». Регулярное движение по новому маршруту открыли 16 октября 1907 года. Почти два с половиной месяца несколько комиссий проводили обследование железнодорожного полотна и мостов и высоко оценили качество постройки дороги. В 12 часов дня на перроне собрался весь цвет Херсона, играл оркестр, нарядные люди радовались появлению нового вида транспорта, был отслужен молебен и освящено здание вокзала. Первый поезд прибыл переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было свыше 80, и все они были заняты прибывшими, несмотря на то, что не была еще издана городская такса на перевозки от вокзала. Пребывание на перроне как провожающих, так и встречающих пассажиров было платным. Причем не только до революции. Многие жители города еще помнят такую практику в послевоенные годы. Тогда выйти на железнодорожную платформу можно было только по перронному билету, который продавали отдельно. Обслуживали этот участок дороги 4 поезда (2 пассажирских и 2 почтовых). Из Херсона пассажирские поезда выходили в 8 часов утра и в 5 часов вечера. В дороге поезд находился 2 часа. Разъезд встречных поездов происходил на станции Копани.
К столетию херсонской железной дороги
1924 год. Родился Илья Кулик, руководитель антифашистской подпольной группы «Патріот Батьківщини»
1784 год. Заложен Арсенал Херсонской крепости.
При ремонте здания арсенала в 1971 году была найдена медная закладная доска с надписью: «Оружейная в Херсоне Палата Заложена лета господня: 1784 августа в 8 день. Екатерина II Основательница Града Августейшая Благочестивая Благоденствующая Великая Россов обладательница. Григорий Александрович Потемкин Князь Священной Римской Империи Губернии Наместник».
Арсенал строился инженером Иваном Струговщиковым по проекту Викентия Ванрезанта с 1784 до 1788 годы. Это самое крупное сооружение крепости являлось хранилищем артиллерии, оружия и боеприпасов для армии, дислоцированной в Новороссийском крае.
Первоначально здание арсенала фланкировалось флигелями с громадными четырехколонными портиками, которые выходили на красную линию Дворцовой площади и объединялись уходящим в глубину квартала полукруглым одноэтажным корпусом. Зрительное пространство площади расширялось, создавалась игра масс объемов арсенала и противоположного дворца генерал-губернатора. Стилистически арсенал был полностью согласован с архитектурой Екатерининского собора, отражая в классицизме некоторые черты барокко.
К сожалению, здание арсенала сильно пострадавшее во время землетрясения, происшедшего в Херсоне в 1802 году, было перестроено в 1812 году но проекту губернского архитектора И.В.Ярославского уже в стиле ампир. На оборотной стороне закладной доски, найденной при ремонте арсенала, была сделана дополнительная надпись: «Перестройка 1812 Была». В дальнейшем появилась и третья надпись, сделанная в 1884 году: «Здания бывшего арсенала приспособлены для помещения Херсонского Арестантского Исправительного № 2 Отделения в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III, при Губернаторе Тайном Советнике Александре Семеновиче Эрдели, Архитекторами Бароном фон Штемпелем и Корфом и инженером Залеским и заняты арестантами в октябре 1884 г.».
После некоторых перестроек, выполненных в 1884 году для размещения в нем арестантского исправительного отделения, здание сохранилось до наших дней. При арестанском отделении находилась Покровская домовая церковь, колокола которой видны между колоннами арсенала.
В 1923 году и позднее в здании арсенала находился «Херсонский уездный дом принудительных общественных работ» (ДОПР). В настоящее время здесь размещен «Следственный изолятор № 28 Управления государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Херсонской области», а также «Телецентр» и «Комитет по телерадиовещанию» (ул.Перекопская, 10).