Calendar
1918 год. Вышел первый номер газеты общества землевладельцев «Херсонський вісник»
1900 год. В этот день в Херсоне родилась легендарная разведчица Мария Фортус
1835 год. Официальным указом упразднена Херсонская крепость. Земля передана городу
1871 год. Под руководством первого городского головы Н. С. Троцкевича начала работу Городская управа
1944 год. Создан Херсонский гидромеорологический техникум.
1891 год. Родился известный писатель Борис Андреевич Лавренев
Из записи в метрической книге Святодуховской церкви мы узнаем, что 17 июля 1891 года в городе Херсоне в семье учителей Андрея Филипповича и Марии Ксавериевны Сергеевых родился сын Борис. Семья жила в это время в здании на пересечении улиц Витовской и Почтовой (пр-т Ушакова и ул.Горького). Здесь находился сиротский дом для мальчиков, в котором отец писателя был помощником смотрителя.
Ныне в бывшем сиротском доме разместился музей Бориса Андреевича Лавренева, созданный во многом благодаря вдове писателя Елизавете Михайловне, подарившей городу кабинет, личные вещи и архив нашего земляка.
Родители-педагоги, Андрей Филиппович и Мария Ксавериевна Сергеевы, не только дали сыну начальное домашнее образование, но и привили ему уважение к труду и к людям труда, воспитали его в лучших традициях интеллигентных семей. Через всю жизнь пронес писатель любовь и уважение к родителям. Про своего отца Лавренев писал так: «Был он талантливым, умным, честным русским человеком, хорошо играл на скрипке, много знал, но в жизни не преуспел из-за чрезмерной скромности…»
Слово о писателе
1927 год. Принято решение от организации автобусного движения в Херсоне
На пленуме Херсонского городского совета депутаты рассмотрели вопрос об организации автобусного движения в городе. На выделенные денежные средства отремонтировали проезжую часть улиц будущих маршрутов автобусов, заказали изготовление билетов на проезд. Договор на приобретение автобусов был заключен с московским автотрестом. 29 сентября 1927 года газета «Рабочий» сообщала: «Вчера из Москвы в Херсон прибыли три автобуса марки «ЯЗ», построенные на заводах «Автопромторга» из советских материалов. Испытания автобусов в Москве и Херсоне дали хорошие результаты».
В салоне машины могли сидеть 22 пассажира. Стоять по инструкции разрешалось не более шести человекам. Каждый автобус обошелся городу в 26,5 тысячи рублей. График движения автобуса был таким: с 6 до 7 часов утра перевозили только рабочих, а после 7 часов и до 10 вечера и в праздничные дни с 8 утра до 24:00 — всех желающих по маршрутам, утвержденным горисполкомом. Направления движения автобусов были следующие: первая линия — с Военного форштадта через центр города до Фан-Юнговского моста (Сухарное); вторая линия — с Александровской площади (Забалка) через центр города и порт до железнодорожного вокзала и завода имени Петровского; третья линия — с Зеленого базара (порт) до вокзала и завода имени Петровского. Регулярная перевозка пассажиров началась 30 сентября 1927 года. В 1928 году был составлен пятилетний план развития автобусного движения в Херсоне. В 1929 году автобусный парк города насчитывал уже 5 автобусов и 10 водителей.
Хроника автобусного движения в Херсоне
1778 год. Генерал-цейхмейстер Ганнибал был назначен главным строителем Херсона
25 июля 1778 года совершенно далекий от хозяйственной деятельности в силу своего воинского призвания потомок «арапа Петра Великого» и предок будущего российского поэта Александра Пушкина генерал-цейхмейстер Ганнибал был назначен главным строителем Херсона. Незадолго до этого назначения, будучи в звании бригадира (выше полковника, но ниже генерал-майора) Иван Абрамович прославил свое имя взятием неприступной турецкой крепости Наварин. А в знаменитом Чесменском сражении, в котором участвовал в качестве начальника артиллерии, отличился при изготовлении брандеров (десантных судов) и искусным управлением артиллерийским огнем, содействовал уничтожению турецкого флота. Как бы там ни было, а покорный рескрипту императрицы Ганнибал-воин, ставший Ганнибалом-строителем, осенью 1778 года доложил наместнику Новороссии Григорию Потемкину, что «в присутствии моем город и крепость заложены были…»
А уже в мае 1779 года сообщил о начале сооружения на первой Херсонской судоверфи линейного 66-пушечного фрегата «Слава Екатерины». Правда, дальнейшее строительство первого корабля и закладка новых судов в силу некомпетентности главного строителя в хозяйственных вопросах надолго затянулась. И тем не менее всё «первое», что появилось в Херсоне в начале его славной истории, связано с именем Ганнибала. За 4 года его руководства на судоверфи был заложен первый военный корабль. Построено большое количество землянок и мазанок для строителей, казармы для солдат. В городе появились первые «торговые купеческие дома», открылись Греко-Софиевская церковь, банковская, таможенная и почтовые конторы. Город был разделен на три форштадта: «Купеческий» или «Греческий», «Военный» и «Забалка». Установлен «ямщицкий тракт» с почтовыми станциями, соединивший Херсон с другими городами империи. При нем в Херсон пришло первое иностранное торговое судно французского купца Антуана, ставшее «первым звонком» в дальнейших торговых связях с зарубежьем. Открылись канатный и литейно-пушечный завод секунд-майора Струговщикова – первые крупные предприятия молодого города.
За свой труд и заслуги по основанию Херсона Иван Абрамович был награжден орденом Св. Владимира I степени (1780 год), Орденом Св. Александра Невского (1781 год). В знак высочайшего благоволения «за похвальные и поспешные труды» Екатерина пожаловала своего главного строителя табакеркой с портретом самой Императрицы, украшенной драгоценными камнями, а также 20 тысячами десятин земли вблизи Херсона в имении Ивановка (Белозерка). Впоследствии, уже в XX веке, после Великой Отечественной войны, именем Ганнибала была названа одна из площадей Херсона.
1860 год. Умер кошевой атаман Иван Дмитриевич Сирко.
Сирко умер в 1680 году, 1-го августа, в собственной пасеке, в Грушевке. Малороссийский историк Самуил Величко, говорит, что Сирко скончался «немного поболевши, в Грушовце в пасеце», что запорожцы после смерти атамана препроводили тело его в Сичу водою и похоронили за Сичею в поле, против московского окопа, где всех вообще казаков погребали, «с мушкетною и арматною стрельбою» и с великою жалостию насыпали над прахом умершего могилу, на могиле поставили каменный крест с надлежащим именем и с пропиской его дел. Очень любя своего атамана и почитая его за отца, запорожцы во время похорон глубоко сожалели о нем.
Кошевой атаман Иван Дмитриевич Сирко — колоссальнейшая личность угасшего запорожского казачества. Это один из тех рыцарей, завзятых и никем не донятых, неустрашимых, и никем неодолимых, закаленных и никем не побежденных, которые некогда были предметом общего удивления и которые служили примером живого подражания. Выступив сперва в должности кальницкого полковника, Иван Сирко затем, с 1663 года, был избран запорожцами в кошевые атаманы и занимал этот высокий у казаков пост в течение осьми лет, чего до него из века веков не было, так как запорожцы выбирали всю свою старшину только на один год, а в чрезвычайных случаях и меньше чем на год. Мужественный, храбрый, удивительно отважный, замечательно предприимчивый, в высшей степени подвижный, Сирко вечно воевал если не с татарами, то с турками, если не с турками, то с поляками, а если не с поляками, то с русскими. И враги страшно боялись его. На татар, например, он наводил такой страх, что они от него, точно от гончей собаки зайцы, бежали без оглядки. «Собака! чистая собака! Сирко! настоящей Сирко!» — говорили об нем украинцы. «Орел, чистый орел! Вихорь, буйный вихорь?» — отзывались об нем запорожцы.
«Ой як крикне старый орел, Що пид хмари вьетця, Гей загуло Запорожье, Бо до Сирка тистця. Ой не витер в поли грає, Не орел витає, — Отож. Сирко с товариством По степу гуляє»…
К истории перезахоронения кошевого атамана Сирко
1907 год. В Херсон прибыл первый поезд.
Первые поезда, которые начали курсировать по новой линии, были рабочими и служебными, их маршрут проходил по линии Николаев-Белозерская балка. И первый поезд, прибывший в Херсон из Николаева, также был служебным. Он перевозил комиссию, инспектировавшую строительство на его завершающем этапе. Произошло это 2 августа 1907 года. Причем поезд пришел с большим опозданием вследствие тщательного осмотра комиссией Чернобаевского моста. Газета того времени писала: «Встречать поезд на перроне станции Херсон собралось всё губернское и городское начальство, духовенство, начальник жандармерии со свитой и начальство железной дороги». Регулярное движение по новому маршруту открыли 16 октября 1907 года. Почти два с половиной месяца несколько комиссий проводили обследование железнодорожного полотна и мостов и высоко оценили качество постройки дороги. В 12 часов дня на перроне собрался весь цвет Херсона, играл оркестр, нарядные люди радовались появлению нового вида транспорта, был отслужен молебен и освящено здание вокзала. Первый поезд прибыл переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было свыше 80, и все они были заняты прибывшими, несмотря на то, что не была еще издана городская такса на перевозки от вокзала. Пребывание на перроне как провожающих, так и встречающих пассажиров было платным. Причем не только до революции. Многие жители города еще помнят такую практику в послевоенные годы. Тогда выйти на железнодорожную платформу можно было только по перронному билету, который продавали отдельно. Обслуживали этот участок дороги 4 поезда (2 пассажирских и 2 почтовых). Из Херсона пассажирские поезда выходили в 8 часов утра и в 5 часов вечера. В дороге поезд находился 2 часа. Разъезд встречных поездов происходил на станции Копани.
К столетию херсонской железной дороги