Херсон в 1838 — 1857 годы

В 30-е годы улицы получают свои названия: Купеческая, Солдатская, Почтовая, Сухарная и др. В середине XIX в. в городе 92 улицы и площади. Центральные улицы стали мостить булыжником, а тротуары — плитами из лавы Везувия, привезенными торговыми судами из Неаполя как балласт. Освещались улицы сальными свечами. При въезде в Херсон через городские ворота (располагались напротив современной областной больницы) брали плату. Влево от ворот располагалось много ветрянных мельниц, между ними — дома их владельцев. Прямо к Днепру, на протяжении 2 км находился бульвар, обсаженный акацией, устроенный губернатором Оленичем. Влево от него площадь, отделяющая город от крепости. Вправо — постройки канатного завода длиной около 48 м, под прямым углом к крепости шел Пестелевский бульвар и направо от него — центр города с губернаторским домом. Выше и ниже города по Днепру располагались сады. Особенно много их было выше города по балке Веревочной. Здесь же ломали известняковый камень. Он шел на строительные нужды и для выжигания извести. Камыш по Днепру служил для жителей города топливом и строительным материалом.

А.С.Афанасьев-Чужбинский, украинский писатель, этнограф, писал о Херсоне середины XIX в.: «Если подъехать к нему водой, в особенности от лимана, он кажется издали довольно красивым городом, тем более, что по примеру всех своих новороссийских собратьев, изобильно обсажен акацией. Но вблизи это царство длинных каменных заборов, между которыми торчат дома весьма некрасивой наружности. При малейшем дожде незатейливые улицы делаются непроходимыми, залиты буквально грязью; во время суши, при малейшем ветре, клубы едкой пыли буквально обдают с ног до головы… Вообще Херсон не может похвастаться наружностью и не в состоянии предоставить ни одного здания, которое отличалось бы красотой и изяществом стиля, однако, что можно похвалить, это так называемый бульвар, среди которого возвышается памятник Потемкину. Сам бульвар небольшой, растительность — акация, сирень, сюда вечером собирается общество. Весною бульвар красив… Из города через большую площадь обсаженная дорога, именуемая Пестелевским бульваром, ведет в крепость, где сохранился ряд зданий, но в страшном опустошении. Особенно печально состояние монетного двора, где, по преданию, всего раза два была чеканка монет. В крепостной церкви сохранилось кресло, на котором сидела Екатерина II. Собор этот, небольшой и красивый, отличается благолепием и необыкновенной тишиной и порядком во время служения».

Мельницы. Район города так и назывался - МельницыВ 1844 г. в городе было 33 предприятия. 17 заводов располагались в центре: 2 кожевенных, 8 салотопенных, 6 свечных, 1 пивоваренный; 16 располагались за пределами города: 1 кожевенный, 15 кирпичных. В 1846 г. на 11 салотопенных заводах вытапливали 12 тыс. пудов сала на 40 тыс. руб., на 5 свечных заводах выпускали продукцию на 25532 руб. На 3 кожевенных заводах перерабатывали 23 тыс. пудов кожи на 1 13 тыс. руб. В 1857 г. кожевенные заводы остановились.

В средине XIX века в Херсоне работало 124 ветряные мельницы. В 1848 г. купец Княгин приобрел паровую машину со старого парохода и поставил ее на мельницу. Это была одна из первых паровых мельниц на Украине. Вскоре медные части машины украли. Запчасти не смогли сделать ни на ближайших заводах, ни в Петербурге, ни за границей, так как детали были небольшие, а заказ незначительный. Мельница не работала, пока в Херсоне не появился чугунолитейный завод, выполнивший заказ.

Развитие военного и гражданского судостроения дало толчок развитию деревообрабатывающей промышленности, одной из главных в городе. Лес, сплавляемый по Днепру, шел на местные нужды, отправлялся в другие портовые города Черного моря и за границу. Появились лесопильные заводы. В 1851 г. купцом Готроном, французом по происхождению, построен паровой лесопильный завод возле принадлежавшей ему шерстомойни. Строительство и установка паровой машины в 30 лошадиных сил поручили бельгийскому инженеру-технику, на что затратили 40 тыс. руб. На заводе, двухэтажном каменном здании с железной крышей и паровой машиной, приобретенной во французском городе Льеж, днем и ночью работало 20 человек, в 1863 г. — 180 человек. Они получали 30 руб. в месяц. Бельгийский механик, работавший с паровой машиной, получал 750 руб. в год. В 1856 г. завод произвел продукции на 60 тыс. руб., в 1859-1860 гг. — на 135 тыс. руб. В 1859 г. купцы братья Ванштейн построили второй лесопильный завод и паровую мельницу. В 1861 г. на двух заводах распиливали леса на 122 тыс. руб. В 1870 г. появился третий лесопильный завод.

Лесопильный завод Вайнштейна. Старинная открыткаВ 1853 г. Вадон основал в Херсоне механическую мастерскую, которая в 60-тые годы переросла в чугуно-литейный и механический, а затем в судостроительный и судоремонтный завод. Сначала в мастерской работало 3-4 человека. Первый крупный заказ получен в начале Крымской войны на оковку 60 лафетов к орудиям Очаковской крепости. Завод изготовлял земледельческие орудия, машины для мельниц и лесопильных заводов, суда, плавучие элеваторы. В 1895 г. на заводе работало 150 рабочих. Они получали от 2 руб. до 2 руб. 50 коп. в день, мастера 1-2 тыс. руб. в год. Оборот завода в 1857 г. составлял 2 тыс. руб., а в 1861 г. — 4 тыс. руб.

В период войны, в связи с опасностью нападения, Днепровский лиман укрепили. Херсон стал перевалочным пунктом для войск, следовавших в Крым. В городе устроили временные госпитали. В 1855 году в Елизаветград перевели комиссариатскую комиссию. Торговля морем практически прекратилась. С окончанием войны в 1856 году порт снова начал свою работу. В 1857 г. через него прошло свыше 600 парусных судов и пароходов. Возобновилось строительство коммерческих речных и морских судов на судоверфи.

В конце 1856 г. основано Русское общество пароходства и торговли с целью развития грузового и пассажирского сообщения Одессы с портами Черного и Азовского морей. В 1857 г. общество начало свою деятельность, а в 1858 г. оно уже владело 30 пароходами и пятью 60-сильными буксирами с 12 баржами. Один из пароходов ходил между Одессой и Херсоном три раза в неделю, перевозя пассажиров и разные грузы. Для расширения перевозок со всех днепровских пристаней в Херсон и Одессу в городе учреждено агентство Общества. Движение по Днепру оживилось. Перевозкой грузов в Херсон занимались 50 речных судов и 3 берлины Общества. В городе осуществлялась перегрузка на морские суда, следовавшие в Одессу.

Реформы второй половины XIX в. дали новый толчок развитию города. Растет его население.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: