Антипенко Иосиф Степанович
От него одного, от солдата Иосифа Антипенко, порой зависел боевой успех роты, батальона, а то и всего 1052-го стрелкового полка. У него была простая, но опасная специальность. Ему приходилось иногда по нескольку раз в день под огнем врага устранять обрывы телефонных проводов, обеспечивать связь штаба полка с батальонами, ротами, с высшим командованием. Он прошел боевой путь, участвовал в форсировании Днепра, освобождении правобережной части Херсонщины, Николаева, Одессы. И всегда успешно выполнял свои обязанности и задания.
Еще до войны сержант Антипенко досконально изучил специальность телефониста. И теперь на фронте, даже в самых трудных условиях боя, всегда быстро разворачивал телефонный узел, без задержки тянул провода в подразделения, ведущие бой.
Осенью 1944 года 301-я дивизия, в которой он воевал, была переброшена на 1-й Белорусский фронт.
…Наступление полка приостановилось. Затем гитлеровцы пошли в контратаку. Им значительно превосходящими силами удалось потеснить первый и третий батальоны. Второй батальон оказался в «мешке» и вел особенно ожесточенный и жаркий бой. Враг, стремясь замкнуть батальон в кольцо, ввел в бой танки. Их могла остановить только артиллерия. Нужно было установить постоянную связь батальона с артиллеристами. А связь эта под шквальным огнем противника все время обрывалась. И тогда на линию под град пуль и осколков вышел сержант Антипенко. Он сумел наладить бесперебойную связь. Артиллеристы заработали четко, и гитлеровцам так и не удалось выбить батальон с ключевой позиции.
Исход боя во многом определило мужество сержанта-связиста. Он был награжден орденом Славы III степени.
Потом были сражения на Висле, форсирование реки и освобождение Польши. Полк с боями шел на запад. От связистов отделения, которым стал командовать сержант Антипенко, требовались смелость, бесстрашие, умение. И они с честью выполнили свой долг. За это сержант был награжден орденом Отечественной войны II степени.
На подступах к Берлину, в районе города Гольцев, перед подразделениями дивизии была поставлена боевая задача прорвать сильно укрепленную оборонительную линию врага. Пытаясь остановить наступление, противник вел мощный огонь тяжелой артиллерией из глубины своей обороны. И во время каждого такого артналета сержанту Антипенко приходилось выходить на открытую местность, где ползком, где перебежками пробираться по линии связи, отыскивать обрывы проводов.
Остались считанные дни до окончания войны. Из Берлина, где шли ожесточенные бои за каждую улицу, каждый дом, Антипенко написал своей жене Дарье Марковне последнее письмо. В нем он сообщал о близком разгроме врага, о своем скором возвращении в родные края. И еще о том, что соскучился по широким полям, мирному труду, запахам свежевспаханной земли. «Думаю, мои дорогие, о том часе,- писал он,- когда увижу и обниму вас…»
Но этой мечте не суждено было сбыться.
27 апреля 1945 года сержант Антипенко прокладывал линию телефонной связи от командного пункта в батальоны. Только закончил он свою боевую работу, как вражеские снаряды в четырех местах порвали линию. Сержант Антипенко побежал устранять повреждения. Возвращаясь, он огнем своего автомата уничтожил 12 гитлеровцев.
В одном из боев он был легко ранен, но поля боя не оставил.
29 апреля, когда стрелковые подразделения, штурмуя дом за домом, продвигались вперед, неоднократно нарушалась связь. На линию первым выходил Иосиф Степанович. Он в самом пекле боя находил обрывы, восстанавливал связь. В этом бою сержант Антипенко был тяжело ранен, но, даже теряя силы, добрался до командира роты и доложил о выполнении приказа. Это были последние минуты его жизни…
На обелиске, установленном на братской могиле в Берлине, золотом высечено: «Герой Советского Союза сержант Антипенко Иосиф Степанович».