Карнаушенко Михаил Павлович
Потрепанные в боях гитлеровские части отходили: за Вислу. Там, на правом берегу реки, они сооружали оборонительные рубежи, туда подходили свежие войска. Бойцы 117-го гвардейского-стрелкового полка неотрывно преследовали отступающего противника.
Первого августа 1944 года второй батальон старшего лейтенанта Карнаушенко вышел к Висле. Враг отступил за реку. Комбат, оценив сложившуюся обстановку, решил ночью форсировать реку и доложил об этом командиру полка майору Гриценко. Получив одобрение, приказал готовиться к ночной операции.
Пока бойцы готовили переправочные средства, старший лейтенант Карнаушенко внимательно изучал правый берег. Где-то там укрылся враг. За три с лишним года войны старший лейтенант научился спокойно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Сталинградская битва, бои за Харьков, ликвидация группировки гитлеровцев под Никополем, форсирование Южного Буга, Днестра, Западного Буга — вот вехи его фронтовых дорог. Из боя в бой вел свой батальон старший лейтенант Карнаушенко. А теперь на его пути Висла.
В ночной тьме первыми на правый берег переправились две ударные группы. За ними двинулась первая и вторая роты. Они выбили немцев из первых траншей и стали расширять плацдарм. Всего через полтора часа весь батальон был переправлен на плацдарм. Потери были небольшие — в одну лодку попала бомба.
Что собирается предпринять враг? Каковы его силы и где они сосредоточены? Комбату нужны были ответы на эти вопросы еще до рассвета, до начала завтрашнего боя. А в том, что он будет жарким, старший лейтенант не сомневался.
На разведку вышли три группы солдат. Они скоро возвратились и донесли, что враг совсем рядом. Невдалеке на дороге разведчики обнаружили колонну танков и спокойно отдыхающую пехоту. Стало ясно; гитлеровцы ждут утра, чтобы обрушить удар на батальон. Надо опередить врага, надо атаковать его ночью, с самой близкой дистанции.
Сигналом к атаке послужил сильный взрыв в голове танковой колонны противника. Это постарались батальонные разведчики. И сразу ударили пулеметы и автоматы. Гитлеровцы выскакивали и спросонок метались в огненном мешке. Фашистские танки ничем не могли помочь своей пехоте, их «заклинил» головной танк, взорвавшийся на узкой дороге, по обочинам которой было болото. Они вспыхивали один за другим, освещая все вокруг. Ошеломленный враг так и не смог оказать организованного сопротивления, хотя имел превосходящие силы.
Победа была блестящей: взорвано 7 танков, уничтожено 150 вражеских солдат и офицеров, захвачено 6 зенитных пушек, 9 пулеметов, 6 автомашин и боевое снаряжение. Но самое главное — батальон почти не имел потерь. Только 27 бойцов получили ранения.К утру переправились другие подразделения, вскоре плацдарм был расширен на тридцать километров вглубь и на пятьдесят в ширину. С него позже наши войска и начали освобождение Польши.
За эту проведенную операцию весь личный состав батальона был награжден орденами и медалями Родины, а командиру батальона гвардии старшему лейтенанту Михаилу Павловичу Карнаушенко и еще шести воинам присвоено звание Героя Советского Союза.
Вернувшись с фронта на Херсонщину, Михаил Павлович Карнаушенко занялся мирным трудом: возглавил рыболовецкий колхоз «Заветы Ильича», затем работал председателем исполкома поселкового Совета.