Собко Иван Кузьмич
В бой курсанты Винницкого пехотно-пулеметного училища вступили на волжских берегах — под Сталинградом. На третьи сутки тяжелых боев противник прорвал нашу оборону. Создалась угроза захвата знамени подразделения. Спасти его было поручено лейтенанту Шегдурину и курсанту Собко. Они с честью выполнили приказ командира, доставили знамя в штаб училища. Подвиг молодого воина был отмечен медалью «За отвагу». Командование училища присвоило ему звание лейтенанта и направило в часть.
После разгрома фашистов под Сталинградом 76-я гвардейская дивизия, в 234-м полку которой служил молодой офицер, была переброшена на Орловско-Курское направление. Командира взвода пулеметчиков Ивана Собко назначили командиром пулеметной роты. Вскоре начались ожесточенные бои, потребовавшие от солдат и командиров больших физических и душевных сил.
11 июля 1943 года пулеметная рота Собко приняла участие в разведке боем и выбила фашистов из двух траншей на западном берегу небольшой реки. Командующий 61-й армией генерал-лейтенант Белов объявил молодому офицеру благодарность.
Тяжелый бой был 12 июля на подступах к селу Хмелево Болохов-ского района Орловской области. Здесь наступающие подразделения 234-го полка восемь часов сражались с крупными силами фашистов.
Пулеметчиков атаковали 28 танков и самоходок. Головную машину выстрелом из ПТР поджег сержант Голубев. Пушка, ведущая огонь, прямой наводкой вывела из строя еще четыре вражеские машины. Атака врага замедлилась. Но ненадолго. Перегруппировав силы, он снова бросился вперед. Лейтенант приказал роте не стрелять, пока гитлеровцы не подойдут на 150—200 метров. Тогда он отдал команду:
«Огонь!».
Вспыхнули несколько вражеских машин.Оправившись, гитлеровцы пошли в третью атаку. И опять безуспешно: гвардейцы Собко выстояли. Командир роты был ранен, но не оставил поля боя. Перевязав плечо, он занял место в боевом строю.
Ожесточенной была четвертая атака. Гитлеровцы сосредоточили на пулеметчиках огонь всей своей артиллерии и минометов, подвергли их ожесточенной бомбардировке с воздуха, открыли стрельбу и вражеские танки. Потом вперед снова пошла пехота.
Но гвардейцы выстояли и на этот раз. Последним напряжением сил они отбросили врага.
После боя в строю роты осталось только четыре человека — ее командир, сержант Голубев, рядовые Иванов и Фарзалеев. Закончились патроны. Гвардейцы решили: если враг снова будет атаковать, идти врукопашную.
Но пятой атаки не было. Подошла наша танковая часть, за ней стрелковые подразделения. Оставшихся в живых бойцов роты Собко подобрали санитары и отправили в медсанбат.Командир 234-го гвардейского Черноморского стрелкового полка подполковник Павловский дал такую оценку действиям пулеметчиков: «Рота под командованием старшего лейтенанта Собко Ивана Кузьмича уничтожила 900 гитлеровцев. Командир лично из станкового пулемета уничтожил 200 фашистов».
О поединке гвардейцев бойцы написали песню и нередко пели ее.
Эх, солдаты, песню грянем
О гвардейце боевом,
Нашем старшем лейтенанте,
Пулеметчике лихом.
Прет немецкая пехота
Прямо к нашим рубежам.
Стал Собко у пулемета
И сказал своим друзьям:
«Все мы, братцы, сталинградцы,
И у нас один закон.
Если драться — так уж драться,
Бить врагов со всех сторон!»
Через два месяца после боев на Орловско-Курской дуге рота старшего лейтенанта Собко в числе первых форсировала реку Убедь и точным огнем станковых пулеметов заставила замолчать фашистские дзоты. 12 немецких кавалеристов были уничтожены лично командиром роты.
В бою за город Седнев на Черниговщине счет Ивана Собко пополнился еще пятнадцатью уничтоженными фашистами.
Потом были бои. После освобождения Варшавы Ивана Кузьмича направили учиться в высшую офицерскую школу в город Ульяновск. Окончив ее, он служил в армии до 1946 года.
Возвратившись в 1948 году в Херсон, Иван Кузьмич работал на разных ответственных должностях.