Больница им. Афанасия и Ольги Тропиных
Ныне на фронтоне бывшего главного корпуса больницы, как и в тот незабвенный Татьянин день 1914-го года, белеет мраморная доска, черные свинцовые буквы на которой хранят почти вековую надпись: «Городская больница имени Афанасия и Ольги Тропиных, сооруженная на средства их наследников»
За предшествующие 95 лет эта больница получала разные то ли имена, то ли клички: «Рабочая больница», «Рабоче-крестьянская больница», «Народная больница № 2 имени М.С.Урицкого», «2-я городская больница», «Больница Комсомольского района»…
Но все эти годы херсонцы называли ее уважительно-ласково, твердо и гордо: «Тропинка»! В этом слове слились благодарность и преклонение перед христианами — братьями Иваном и Михаилом Афанасьевичами Тропиными, соорудившими больницу и подарившими ее городу. В дополнение к этому определению еще один штрих: к «Тропинке» ведет множество тропинок, прежде протоптанных некогда беднотой Херсона к спасительной больнице на тогдашней городской окраине и затерянных среди обступивших больницу домов.
На территории больницы до сих пор сохранилось дерево каштана, которое посажено братьями Тропиными и первыми сотрудниками весной 1914 года. Лечебная и могучая сила этого дерева легла в основу логотипа больницы со словами, в переводе с латинского языка: «Здоровье – наивысшая ценность».
Благотворительная деятельность Тропиных приобрела известность на Херсонщине. Среди филантропов также выделялись Соколов, Стеценко, Газадиновы. Богатые и состоятельные люди Тропины строили училища, приюты, дома призрения престарелых, приобретали оборудование и учебники для школ, обеспечивали учащихся из бедных семей забалковских училищ теплой одеждой и обувью.
Херсон обеспечивался медицинской помощью земской губернской больницы (ныне областная больница) и еврейской больницы (ныне областной кожно-венерологический диспансер). Ясно, что городское население, а особенно беднота, подавляющую часть которой составляли христиане, испытывало острейшую нужду в лечебном учреждении, двери которого были бы для нее если не распахнуты, то хотя бы открыты. Мысль о строительстве больницы носилась в воздухе…
Идея христианского благолепия подталкивала Тропиных к строительству вожделенной больницы. Около двух лет велась настойчивая переписка с дореволюционными чиновниками — городскими Думой и управой, Землеустроительной комиссией Херсонского уезда. Наконец-то было определено место…
Земельный участок власти города выделили в северовосточной части Херсона — вблизи Александровской площади, рядом с бывшими морскими казармами. Некогда здесь, в 1855-1856 гг., размещался морской лазарет; старый крепостной госпиталь находился на Нижнегоспитальной улице (ныне Днепропетровская) на месте школы. Неподалеку размещалось старообрядческое кладбище.
Слева и выше отведенного участка простирались поля, изрезанные балками. Сюда вывозились городские нечистоты. Но — что выделили, то выделили…
Проект больничного здания разработал архитектор Бунцельман, автор маленьких херсонских градостроительных шедевров: дом Тропиных (ныне здание облпотребсоюза), дом Рощина (угол улиц Декабристов и Октябрьской революции), дом, где сейчас размещается гостиница «Первое мая».
Первое ноября 1913 года официально объявили днем открытия больницы, но и здесь не обошлось без накладок: внезапно уехал в Петербург городской голова Н.И.Блажков, а без него — как?
И вот наступил, наконец, день открытия больницы, который стал и днем ее освящения. Это случилось 12 января 1914 года! В Татьянин день, морозный и снежный. Отец Иоанн Кирьяков освятил больницу, «окропив ее здания, двор, хозяйственные постройки святой водой, сотворив торжественный молебен».
Пополудни освящение свершилось.
По двору больницы, подходя к каждому из шести корпусов, свершили экскурсию почетные гости. Чувствовалось — довольны. Территория ограждена добротным каменным забором. Аллеи четко разграничивали прилегающие к корпусам части двора. Тогда же, зимним днем, наметили места посадки каштанов (деревья эти и сейчас растут рядом с родильным отделением).
В углу больничного двора находилась часовня. Неподалеку (корпус не сохранился) располагалась поликлиника — красное кирпичное одноэтажное здание — в отличие от остальных корпусов, построенных из камня и облицованных цементной шубой серого цвета. Двор ярко освещался ночами одиннадцатью электрическими фонарями на чугунных столбах (до наших дней уцелел лишь один рядом с красным уголком). Больницу украшала оранжерея. Добротные ворота лечебного учреждения располагались рядом с уютным приветливым домом, в котором проживал старший врач (сейчас там глазное отделение).
Главный корпус больницы — хирургический — был самым большим и единственным двухэтажным зданием (именно в нем находился рентгеновский аппарат). Терапевтический корпус, корпус детского отделения, пищеблок — серые одноэтажные здания с большими светлыми окнами, добротными дубовыми дверями с ярко начищенными медными ручками, придверными решетками для чистки обуви. Вблизи корпусов располагались скамейки.
Летом двор утопал в кустах сирени, оглашался птичьим щебетом, все дышало покоем и надеждой на возвращение к жизни…
Источник http://www.tropinka.ks.ua/