Под их руководством. Евгений Григорьевич Алешко
О людях, в разные годы руководивших нашим предприятием, уже упоминалось с благодарностью и уважением на страницах этой книги. Настало время сказать о каждом из них несколько подробней.
Евгений Григорьевич Алешко
Он работал в горкоме партии инструктором. Однажды, дело было в начале мая 1968 года, его вызвал первый секретарь горкома А. П. Балабай. Он повел разговор о том, что не только в Херсоне, но и по всей Украине решено упорядочить организацию теплообеспечения городов, что правительство приняло уже постановление по этому вопросу. Отныне теплокотельные, находившиеся в ведении ЖЭКов, со всем своим хозяйством будут сведены в одной организации — Дирекции объединенных котельных и теплотрасс. Сообщив эту новость, Александр Петрович вопросительно посмотрел на инструктора: задачу понял? Алешко понять не понял, но уже догадался, что в его жизни грядут перемены, однако промолчал.
Евгений Григорьевич АЛЕШКО |
— Мы посоветовались,— сказал Балабай, — и предлагаем вам взяться за руководство новым предприятием. Собственно, — развел секретарь руками, — его еще нет, оно пока только на бумаге, нужно все создавать с самого начала. Но мы надеемся… верим… желаем…
Когда партийный комитет кому-нибудь что-то предлагал, это следовало воспринимать как решенное дело и отвечать: готов. Входил Евгений Алешко в кабинет первого секретаря инструктором, вышел же в новой роли. Сдав дела, он на следующий день приступил к новой хлопотной работе. Впрочем, хлопотной — не то слово. Начинать действительно пришлось почти с нуля. Слабомощные, примитивно оборудованные, работающие на твердом топливе котельные, разбросанные по городу, были не в состоянии обеспечить его стабильным теплом. Руководство каждого ЖЭКа воспринимало свои котельные как кару Божью — мучились жэковцы с котельными, мучились их работники с жэковцами, а все шишки падали в конечном счете на население, на квартиросъемщиков. Упрятанные в подвалы жилых домов, котельные были очень бедно оборудованы, специалистов по теплотехнике не было, работали случайные люди. Даже то оборудование, которое стояло в подвалах, эксплуатировалось безграмотно.
Как ДОКиТ делала свои первые шаги, из кого состоял тогда ее коллектив, с какими трудностями пришлось столкнуться с первого дня, мы писали в начале книги. Но, встретив недавно Евгения Григорьевича, попросили поделиться личными впечатлениями 30-летней давности.
— Многое подзабылось за эти годы, — сказал ветеран. — Да и директорствовать в ОКиТе мне пришлось всего год с небольшим. Приняли мы с Леонидом Буровым, главным инженером немудренное хозяйство, которое досталось нам — один старый трактор да такой же ветеран-мотоцикл с будкой, на котором ездили и мы с Леонидом Дмитриевичем, и электросварщик со своим оборудованием, — это была вся наша техника. Все на первых порах делалось вручную, теплотрассы, при нужде, вскрывались с помощью лопаты. Нам обоим было ясно: если немедленно не создадим материальную базу, хотя бы подобие ее, мы пропадем, из наших затей ничего не выйдет. И вот однажды Буров наткнулся на Николаевском шоссе на большой кирпичный пустующий, захламленный дом — склад не склад, сарай не сарай. Хозяина искать некогда было, и мы захватили дом по-партизански, немного привели в Божеский вид, сюда перетащили первые старые станки. База! Смешно, а мы радовались, как дети. Денег на приобретение оборудования не было, мы раздобывали его где хитростью, где по знакомству, где брали нахальством. А что делать? Сколько радости было, помню, когда с помощью хороших знакомых заполучили хоть и старенький, но вполне пригодный токарный станок. Он был первенцем ремонтного цеха; если он еще сохранился, его надо бы как памятник поставить на пьедестал.
Так обустраивались и одновременно готовились к зиме. Очень помогал нам, вспоминает Евгений Григорьевич, тогдашний начальник облжилуправления В. И. Иванов. С его помощью мы легче решали многие сложные вопросы: брали на свой баланс котельные, а также деньги со счетов у ЖЭКов — плату населения теплопользование, на них покупали инструмент, арматуру й все прочее.
— Встретил я как-то своего бывшего партбосса Балабая. Смеется: ну, Алешко, как дела на трудовом фронте? Отвечаю: ох, не спрашивайте, Александр Петрович, удружили вы мне, жарко нам приходится. «Э, — отвечает, — разве это жар? Вот если городу зимой будет холодно, тогда вам станет жарко. Понял?»
Очень помогал ОКиТовцам Г. А. Сдобнов, тогдашний заведующий облкоммунхозом. Поддерживал и второй секретарь горкома В. П. Масенков. Зима прошла в нервотрепке, в заботах, но относительно нормально. И только весной следующего года все почувствовали: новое предприятие, в общих чертах создано, начали ему поступать то трубы, то оборудование…
С благодарностью вспоминает первый директор, какие мужественные, хорошие люди подобрались в той самой первой когорте первопроходцев, трудности словно прибавляли им сил и хорошей злости в работе. Но в августе 1969-го вдруг пришлось прервать начатое, оставить дело, которое Алешко уже полюбил, «заболел» им. Руководство города решило перевести его на другой участок — назначило начальником горуправления газового хозяйства. В ОКиТе же бразды правления принял от него С. А. Васюк.
Судьба водила потом Алешко разными путями-дорогами.
Поработав несколько лет в газовом хозяйстве, он уехал на крайний Север, строил там асбесто-цементный комбинат. Затем работал в Волгограде. Снова вернулся в Херсон, и директор ДСК В. М. Зайцев пригласил его к себе заместителем по производству…
Ветеран и сегодня в строю. Он работает в ГКП «Херсонэлектротранс» — так называется теперь бывшее троллейбусное управление. Это бодрый, энергичный мужчина, привыкший не надеяться ни на что готовое, но делать его, добиваться. Человек, который и умеет, и любит работать, и может быть, поэтому и в почтенном возрасте ветеран шагает бодро и твердо. От всей души пожелаем ему еще многих лет такой активной жизни.