В небе над Херсоном – «король воздуха»
В марте 1912 года херсонские газеты пестрели сообщениями о приезде в город всемирно известного авиатора Сергея Уточкина
Газета «Херсонская мысль», в частности, опубликовала письмо знаменитого одессита, присланное на имя Её Превосходительства госпожи председательницы Херсонского отдела Российского общества Красного Креста. В нем говорилось: «Покорнейше прошу принять от авиатора Уточкина для розыгрыша в устраиваемой 9, 10 и 11 марта сего года в Херсоне, в пользу пострадавших от неурожаев, лотереи две квитанции; выигравшим их в лотерею квитанции эти дадут право совершить 26 и 27 марта сего года полеты на аэроплане, в качестве пассажиров – бесплатно».
Для организации полетов в Херсон прибыло доверенное лицо известного авиатора – С. М. Варшавский. По всем вопросам он принимал посетителей с 2 до 4 часов дня в гостинице «Санкт-Петербургская» (ныне в этом здании находится гидрометеорологический техникум. – Прим. авт.). Специально для такого события между губернской тюрьмой и богоугодным заведением (между современными улицами Пугачёва и Гмырева. – Прим. авт.) были обустроены аэродром и места для зрителей. Кстати, места в ложе стоили по тем временам недешево – 8 рублей 40 копеек, стулья первого ряда были по цене 2 рубля 40 копеек, на скамейках первого, второго и третьего рядов за одно место горожане платили по 1 рублю. Для того, чтобы стоя наблюдать за полетом Уточкина, нужно было отдать 50 копеек. Для сравнения: килограмм свежей рыбы на херсонском Привозе в те годы стоил меньше 20 копеек, а удаление зуба в частном кабинете – от 50 до 80 копеек. И тем не менее все билеты на показательные полеты Уточкина были раскуплены.
Поездом в Херсон в разобранном виде привезли аэроплан авиатора. В назначенный день Уточкин впервые поднял его в небо над Херсоном . За этим событием наблюдали, по свидетельству газет, около 12 тысяч горожан.
Газета «Южная Русь» в своих публикациях называла знаменитого одессита «королем воздуха» и подробно освещала все три дня полетов. Так всем стало известно и о забавном приключении, произошедшем во время показательных полетов. Обладательница первого лотерейного билета – молодая херсонка в красивом платье и белой шляпке – подошла к аэроплану «Фарман». Уточкин как истинный джентльмен помог ей занять место в летательном аппарате. Через мгновение ассистенты завели мотор, и аэроплан начал разбег. Оторвавшись от земли, «Фарман» совершил два круга. Но затем летательная машина, сделав разворот, неожиданно свернула в сторону и, к недоумению многочисленных зрителей, исчезла из поля зрения. Хотя по условиям полетов аэроплан должен был совершать полеты по кругу. В течение получаса испуганные херсонцы недоумевали. Только ассистенты из команды Уточкина сохраняли хладнокровие. А один из них, дабы как-то отвлечь зрителей, запел куплеты из любимой Уточкиным «Песни летчиков».
Но затем все встало на свои места. Послышался рокот приближающегося мотора. Как выяснилось, летчик посадил аэроплан на лужайке на окраине Херсона. Дотошным журналистам он объяснил вынужденную посадку возникшей проблемой с мотором. Впрочем, многие знали, что Уточкин был отчаянным ловеласом и как «король воздуха» позволял себе различные вольности. Да и женщины от него были без ума…
А тысячи херсонцев еще долго вспоминали о Сергее Уточкине – одном из первых авиаторов, большом энтузиасте и пропагандисте многих видов спорта, смелом и бескорыстном человеке, влюбленном в небо и в свою мечту.