Выборы сто лет назад
И вновь на носу выборы. Снова миллионные средства запихнут «коту под хвост» вместо того, чтобы принести пользу государству и людям. Причём такая же ситуация складывалась в нашей стране и почти сто лет назад
Кто придёт к власти в результате этой катавасии – неизвестно. Зато с полной уверенностью можно сказать, что особых изменений в нашей жизни не произойдёт, разве что жить станем ещё хуже. За эти нескончаемые годы борьбы за светлое будущее капитализма народ уже порядком устал и укрепился в своём недоверии к «любимым» правителям.
Такая же ситуация складывалась в нашей бывшей стране и в преддверии Октябрьской революции, чем не преминули воспользоваться те, кто вследствие переворота пришёл к власти. К тому времени члены Государственной Думы давно забыли о нуждах народа. Их интересовали только личные финансовые вопросы, а видимость интенсивной работы они создавали многочисленными скандалами и драками на заседаниях. (Ну прям как наши современные избранники – даже не скажешь, что уже сто лет прошло!) Правда, «пиарились» они, несомненно, покруче – скажем, вызывая друг друга на дуэль. И это были далеко не единичные случаи, «к счастью», для страны всегда заканчивавшиеся благополучно.
К примеру, в начале прошлого века все российские газеты пестрели сообщениями о состоявшейся дуэли между депутатами Государственной Думы господами Пергаментом и Марковым. Непримиримые противники разрядили пистолеты в воздух с 30 шагов. Затем, как сообщала херсонская газета «ЮГъ», в сопровождении секундантов «весьма довольные друг другом дуэлянты отправились отмечать это мероприятие шампанским на пароходе, возвращающемся в Петербург». Поднятый вокруг дуэли шум, естественно, пошёл обоим на пользу.
Конечно, и среди государственных пустозвонов встречались исключения. К таким личностям относился бывший министр финансов, а впоследствии Председатель Совета Министров Российской Империи граф Сергей Витте. С его именем было связано процветание одного из самых крупных городов в то время Херсонской губернии – черноморской жемчужины Одессы. Здесь Сергея Юрьевича избрали почётным гражданином города и даже одну из улиц назвали в его честь. Правда, как оказалось, ненадолго. Любовь к деятелям высших эшелонов власти проходит слишком быстро. Вслед за экономическим взлётом последовал спад производства, в коем не последнюю роль сыграли беспорядки 1905 года. Благодаря кризису, любовь одесситов к графу Витте мгновенно остыла. Его сделали виновным в упадке торговли и промышленности. И даже «отказались иметь улицу его имени», переименовав её в улицу Петра Великого.
Случалось также, что некоторые избиратели, которым порядком надоела эта паучья возня в верхах, официально заявляли об отказе от своего избирательного права. Тем самым они поступали более честно, чем большинство наших современников, просто игнорирующих выборы. Так, в одной из херсонских газет была опубликована небольшая заметка о богатом крестьянине Афанасенко, обратившемся в Херсонскую Городскую Думу с подобной просьбой.
Те же избиратели, кто от своего права не отказывался, голосовали порой с «мужицкой сметкой», больно отозвавшейся впоследствии революцией. Приведённый ниже диалог корреспондента с потенциальным избирателем, опубликованный в газете «Речь», – яркий тому пример.
«Вчера я разговорился с извозчиком, собственником шести лошадей, довольно зажиточным крестьянином. Коснулись и выборов.
— Кого же ты выбирал?
— А кого же выбирать, акромя мух.
— Каких мух?
— Знамо – революционеров.
— Отчего революционеров? Ты же крупный собственник, так что же ты от них получишь?
— Конечно, ничего не получу. Только начальство может всё дать.
— Так отчего же ты за них голосовал?
— А потому, что ежели да начальство оставить в покое, то оно опять заснёт. Вот чтобы не спало, на него и нужно напускать мух».