Самоуправство полковника Маргелова
Скупые строки Большой Советской энциклопедии гласят: «13 марта 1944 года Херсон был освобожден войсками 49 гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника В. Ф. Маргелова и 295 стрелковой дивизии под командованием полковника В. П. Дорофеева»
В этих казенных энциклопедических строчках навечно остались те 215 воинов – солдат и офицеров Красной Армии, погибших в бою за Херсон. А также десятки тысяч мирных жителей, расстрелянных и угнанных в рабство во время фашистской оккупации.
Обычно все повествования об освобождении нашего города сводятся к упоминанию форсирования Советской армией Днепра в районе пригородного посёлка Антоновка. После чего воинские подразделения решительным броском овладели восточными городскими окраинами и к полудню 13 марта уже полностью очистили город от врага. Но всё было не так просто, и этот – пусть даже и главный эпизод битвы за Херсон – стал завершающей частью операции по освобождению нашего города.
В конце февраля 2010 года газета «Гривна» (№ 8) рассказала о боевом пути отважного советского офицера Василия Маргелова – командира 49-й гвардейской стрелковой дивизии, освобождавшей наш город. Под Херсоном в успешном выполнении боевой задачи главную роль сыграл воинский талант и, если хотите, даже самоуправство тогда еще полковника Маргелова. А происходило это так…
Освобождение: как это было
В ненастную ночь 9 марта 1944 года, выполняя приказ, 149-й полк 49-й гвардейской дивизии вышел к берегу Днепра ниже Берислава. Невидимая в темноте река, лишь недавно очистившаяся ото льда, встретила воинов неприветливым плеском волн, подгоняемых сильным ветром. Холодный дождь вперемешку со снежной крупой, с яростной силой бивший в лицо, слепил и без того незрячие во мраке глаза. «В эту ночь фашисты нас точно не ждут, – мелькнула мысль у комдива Маргелова. – Стоит попробовать сходу форсировать Днепр».
Времени на обсуждение авантюрного плана у полковника уже не было, поэтому стихийно подготовленную операцию он возглавил сам. Воспользовавшись подручными плавсредствами, практически при нулевой видимости, 67 добровольцев во главе с комдивом растворились в пелене ночи. Под прикрытием бушующей непогоды невидимые во тьме «маргеловцы» достигли укрепленного бериславского берега. Бесшумно сняли часовых и овладели передовыми траншеями. Только поутру опешившие фашисты обнаружили советский десант, однако было уже слишком поздно. Гитлеровцы обрушили шквальный огонь на позиции, занятые смельчаками. Атаки следовали одна за другой. Но «маргеловцы» держались стойко.
Противостояние горстки отважных воинов пехоте, танкам, артиллерии и авиации врага длилось двое суток! Лишь 11 марта на помощь четырнадцати оставшимся в живых десантникам смог переправиться стрелковый батальон. Под его прикрытием с наименьшими потерями была проведена операция по форсированию реки двумя полками 49-й гвардейской дивизии, которые с боями двинулись по правому берегу Днепра в направлении к Херсону.
Наладив переправу войск у Берислава, комдив Маргелов вернулся на левобережье. Получив от командира корпуса грозную взбучку за самоуправство, он занялся подготовкой к форсированию Днепра основными силами 49-й дивизии в районе Антоновки. Как известно, эта успешная операция была проведена в ночь с 12 на 13 марта 1944 года. А уже 19 марта командующий 3-м Украинским фронтом генерал армии Малиновский поздравил полковника Маргелова с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза.
Однако не только Василию Филипповичу и славным бойцам 49-й гвардейской стрелковой дивизии принадлежит заслуга в освобождении нашего города. Плечом к плечу вместе с ними сражались воины 295-й стрелковой дивизии. В то время как маргеловские гвардейцы готовились к форсированию Днепра под Антоновкой, 1-й батальон 1038-го полка 295-й стрелковой дивизии под командованием капитана Золотухина пробирался в темноте ночи по многочисленным ерикам и озерам к укрепленной юго-западной окраине Херсона. Трудно представить изумление гитлеровцев, когда из серой дымки предрассветного тумана с криками «Ура!» вдруг появились советские бойцы и бросились на вражеские укрепления. После слабого и непродолжительного сопротивления враг в панике бежал, бросая оружие и «насиженные» траншеи. Когда фашисты, пришедшие в себя, попытались вновь вернуть утраченные укрепления, батальон капитана Золотухина уже успел закрепиться на занятых рубежах и встретил врага плотным огнем. Несколько десятков атак предприняли фашисты против наших воинов, но вновь захватить потерянный плацдарм так и не смогли.
За неимением достаточного резерва гитлеровцам пришлось бросить против бойцов Золотухина силы с позиций Бериславского направления – района ожидаемого главного удара советских войск. Однако всё оказалось тщетным. Воины батальона стойко отражали вражеские атаки. Наконец, в ночь на 13 марта небо со стороны Антоновки окрасилось кровавыми отблесками боя, и до слуха бойцов донеслась нарастающая канонада, возвестившая о начале наступления. Тогда, собравшись с силами, значительно поредевший батальон Золотухина под громогласное «Ура!» поднялся в атаку и завладел западной окраиной Херсона. К полудню 13 марта фашистов в Херсоне уже не было.
Руины и потери
Что же представлял собой освобожденный от гитлеровцев Херсон? Победителей встречали сплошные развалины. Большая часть промышленных и коммунальных объектов была полностью разгромлена, а то, что фашисты не успели уничтожить, они заминировали. Так, спустя несколько дней после освобождения города взрывом фашистской мины с часовым механизмом был разрушен городской театр. К счастью, обошлось без жертв.
При отступлении фашисты сожгли железнодорожный вокзал, уничтожили портовые здания, склады, причалы. Из жилых домов уцелели лишь считаные единицы. Но, наверное, самое страшное в городе было его безлюдье. Все жители Херсона незадолго до наступления советских воинов под страхом смерти были выселены из домов и изгнаны из города. Материалы городской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний фашистов свидетельствуют: за 31 месяц своего хозяйствования в Херсоне гитлеровцы уничтожили более 17 тысяч мирных жителей и около 40 тысяч военнопленных воинов Красной Армии, угнали на каторгу в Германию около 15 тысяч юношей и девушек. Не было ни цветов, ни музыки, ни торжественных речей при встрече воинов-освободителей Херсона. Навстречу им вышли всего с полсотни уцелевших жителей, прятавшихся от фашистов в подвалах и тайниках. Всё это, а еще реки крови и слёз скрыты за скупыми строчками энциклопедии: «13 марта 1944 года Херсон был освобожден…»
Теги: II мировая война