Первомая ждёт народ, чтоб вскопать свой огород!
Ах, Первомай, Первомай! Добрый весенний праздник, расцвеченный трепетом полотнищ красных стягов и транспарантов. Наполненный запахом первых весенних листочков и цветов. Озвученный многоголосьем духовых инструментов и людских голосов. Таким запомнился этот день большинству наших соотечественников, маршировавших с песней нестройными рядами перед красной трибуной на главной улице города или села
Потеряв в перестроечные годы свой политический смысл, праздник Первомая стал еще более «народным». Впрочем, и «до», и «после» для абсолютного большинства наших соотечественников он оставался лишь поводом для «продолжения банкета»…
Праздник без политики
Неполитическая традиция отмечать начало последнего весеннего месяца проведением маёвки существовала до Октябрьской революции 1917 года, когда «маёвкой» называли традиционные «вылазки» обывателей на природу. Самыми популярными в Херсоне местами проведения этих весенних мероприятий считались Александровский парк (ныне – парк имени Ленина) и Казенный сад (улица Полтавская, 89). Впрочем, это были места чересчур людные, где любители чрезмерного потребления горячительных напитков рисковали получить серьезное внушение от стражей порядка. Поэтому большинство горожан на наёмных лодках отправлялись на многочисленные острова реки Кошевой и Днепра, подальше от всевидящего ока полиции.
Политикой на таких сборищах не пахло даже после решения Парижского социалистического конгресса 1889 года, объявившего 1 мая праздником международной солидарности трудящихся.
Да здравствует… мир, труд, май
Кстати, 1 мая 1905 года участники нелегальных маёвок были ознакомлены с любопытным документом авторства Льва Троцкого, отрывок из которого привожу: «Весь народ должен быть вооружен. Не должно быть солдат, специалистов убийства, должны быть граждане, умеющие владеть оружием. Не должно быть казарм, в которых дрессируют солдат – вооруженные граждане должны жить в своих домах и выбирать из своей среды офицеров. Вооруженный народ будет чувствовать себя полным хозяином на своей земле. (Вот вам и «Мир! Труд! Май!» – Прим. авт.) Товарищи рабочие! Пользуйтесь днем 1 мая, чтобы нести в массы мысль об уничтожении постоянной армии и вооружении народа. Да здравствует 1 Мая – праздник борьбы! Да здравствует восьмичасовой рабочий день! Долой милитаризм! Да здравствует вооруженный народ! Долой самодержавие! Да здравствует всемирная революция! Да здравствует социализм!» (Дело № 127, Киевского Губернского Жандармского Управления, 1905 год).
И в войну был первомай
Впервые Первое мая как праздник солидарности трудящихся открыто отмечали в 1917 году. А потом Украину оккупировали германские войска. Впрочем, вот что сообщала херсонская газета «Родной край»: «Немецкие войска пришли только для очищения Украины от большевистских банд и они являются только помощниками украинского правительства».
Удивительно, но празднование Дня международной солидарности они не запретили. Более того, накануне праздника в той же херсонской газете был опубликован утвержденный командиром 11 германской дивизии генералом Фон Мецем официальный документ: «По принятому Украинской Радой закону, всемирный праздник 1 мая становится для Украины общественно-национальным торжественным ежегодным праздником. А посему, согласно распоряжению министра внутренних дел, довожу до всеобщего сведения, что занятия в правительственных учреждениях, на фабриках, заводах, где условия и общественно-государственные нужды это позволят, в течение дня производиться не должны».
Далее следовал утвержденный порядок манифестации – прохождение под красными знаменами и исполнение «Интернационала» и «Марсельезы»! Мало того, были утверждены «социалистические» надписи на знаменах и транспарантах: «Да здравствует Украинская демократическая республика! Да здравствует Украинское учредительное собрание! Да здравствует 8-часовой рабочий день! Да здравствует Интернационал! Мир всему миру! Да здравствует социализм!»
Демонстрации в Херсоне – воспоминания очевидца
Потом, уже в зрелую социалистическую эпоху, праздник Первое мая стал любимым торжеством трудящихся страны. А уж когда в верхах утвердили два выходных первомайских дня, его полюбили вдвойне.
К концу 1950-х годов в Херсоне и других городах Советского Союза уже сложился определенный ритуал празднования. Впрочем, дадим слово херсонскому старожилу Эдуарду Вайнштейну, который в своей миниатюре «Праздник» прекрасно этот ритуал описал: «…Вдоль тротуаров по всему Херсону были расставлены столики выездных буфетов, торгующих на разлив дешевым крепленым вином и немудреной закуской. Постепенно буфет становился центром мужских устремлений. Оркестр играл “Семь сорок” и “Девочку Надю”. Начиналось веселье. В четверть десятого появлялась машина с наглядной агитацией и начальство. Парторг назначал, кому что нести. Все отказывались, находили веские причины. Наконец, с помощью “кнута и пряника” кое-как удавалось распределить все флаги, транспаранты и прочее агитимущество и колонна начинала строиться. Оркестр играл “Интернационал” или “Москву майскую”. И все под звуки оркестра, построившись в некое подобие колонны, начинали двигаться к месту общего сбора…
Эпицентром праздника являлась трибуна, обитая красной материей. На ней стояли работники обкома партии – идейное руководство области. Трибуна начиналась у обкома профсоюзов (сегодня – краеведческий музей) и заканчивалась на углу улиц Ленина и Коммунаров, напротив обкома партии (сегодня – художественный музей). Сзади, боком к трибуне, в позе регулировщика уличного движения стоял гипсовый Ленин и, казалось, вытянутой рукой указывал направление движения колонны: “Правильной дорогой идете, товарищи!”
Начинала демонстрацию или “парад”, как говорили в Херсоне, колонна курсантов Херсонского мореходного училища, “централки”… За курсантами училищ шли спортсмены, перепоясанные наискось, как свадебные сваты, широкими красными лентами, на которых были пришпилены медали за спортивные победы… Громогласное: “Ура-а-а!” – и колонну спортсменов сменяла колонна школьников. В руках у школьников – лозунги, портреты партийного руководства, плакаты и транспаранты. И то же: “Ура-а-а!” Потом выступали гиганты херсонской промышленности – судозавод или хлопчатобумажный комбинат, в зависимости от успехов, достигнутых в соцсоревновании… Важно шествовало руководство предприятия. А дальше…
А дальше шел, переговариваясь, слегка под хмельком, “наш брат” пролетарий. Проходя мимо трибуны, все громко и весело горланили: “Ура!!!” – в ответ на очередной лозунг, звучавший сверху, предвкушая скорое праздничное застолье. После прохождения колонны собирались возле своих грузовиков, которые стояли в переулках, и избавлялись от плакатов, портретов и лозунгов. А потом веселой гурьбой, разбившись на компании, с шутками и смехом расходились по ранее намеченным квартирам и “гуляли” вскладчину. Через полчаса после окончания демонстрации улицы города пустели…»
Торжество на… огороде
1 мая 1990 года руководство Советского Союза и КПСС в последний раз поднялось на трибуну Мавзолея для проведения последней официальной первомайской демонстрации. В 1992 году Международный день солидарности трудящихся был переименован в праздник Весны и Труда. Демонстрации на улицах сёл и городов прекратились…
Сегодня выходные первомайские дни большинство наших соотечественников проводит на своих огородах и дачных участках.