Немецкие бароны работали на Россию…
Жил в лесу свирепый барс,
А в Одессе – Каульбарс.
Дикий барс людей съедал,
Каульбарс в людей стрелял…
Отрывок из одесского юмористического стихотворения
«Два зверя» времен революции 1905–1907 годов
Факт упоминания имени Каульбарса в херсонских газетах не удивляет, ведь Одесса тогда входила в состав Херсонской губернии, а значит в какой-то степени была подвластна своей «столице» – Херсону. Куда более интересны личности одесского генерала и его потомка – Владимира фон Каульбарса.
В молодости Александр фон Каульбарс окончил школу прапорщиков, а затем – Академию Генштаба. Принимал участие в усмирении польского мятежа в 1863–1864 годы. С 1870-го служил в Туркестане, участвовал в походе на Хиву. В боях показал себя лихим и умелым командиром. В туркестанский период службы Каульбарс находил время для занятий научно-исследовательской деятельностью. Ее результатом стал ряд изданных позднее научных работ, не потерявших свою актуальность и в наше время.
В период русско-турецкой войны 1877–1878 годов будущий генерал прославился, командуя передовым кавалерийским отрядом армейского корпуса. Потом был военным министром освобожденной Болгарии. Во главе 2-го Сибирского корпуса сражался с китайцами в Маньчжурии. Принимал участие в русско-японской войне, руководя 2-й Маньчжурской армией.
В 1905 году Александр Васильевич стал командующим Одесским военным округом. Благодаря «стратегическому» положению и многочисленности населения Одесса была одним из основных очагов революционной борьбы. Погромы и беспорядки 1905 года, в отличие от «столичного» Херсона, имели здесь более серьезные последствия. И если во время херсонских погромов 1905 года погиб всего один человек, в Одессе убитыми оказались более 200. В большей степени это были гражданские лица. Да и как иначе, если анархический террор, захлестнувший город, был направлен прежде всего против мирных граждан. Только решительные действия генерала Каульбарса и войск вверенного ему военного округа сумели в какой-то степени нормализовать обстановку в Херсоне.
Но если «мирные» городские обыватели видели в генерале своего защитника и избавителя, то революционно настроенные силы создали в его лице сатанинский образ «душителя свободы и кровавого убийцы». Стихотворение, строки из которого вынесены в эпиграф этого повествования, появилось после событий 1905 года в различных революционных изданиях. Естественно, что впоследствии образ Каульбарса-убийцы безоговорочно перекочевал в анналы советской истории.
Из-за сложившегося к царскому генералу отношения в недавнем социалистическом прошлом никто и не упоминал о том, что Александр Васильевич стоял у истоков создания отечественной авиации. В 1908 году он организовал, а впоследствии руководил первым российским авиаклубом в Одессе. С непосредственной помощью и при содействии генерала во Франции был также приобретен и первый в истории страны аэроплан типа «Вуазен». Сам Каульбарс, несмотря на солидный возраст, не единожды поднимался в воздух на воздушном шаре или аэроплане.
А в подшивках старых херсонских газет «ЮГъ» и «Родной край» можно найти его обращения к жителям губернии с просьбами о содействии и помощи экипажам затерявшихся или потерпевших аварию летательных аппаратов. Кстати, не без участия генерала в 1910 году в Одессе состоялся и воздухоплавательный съезд, определивший основные задачи развития авиации. А также стал возможен приезд в Херсон первого авиатора-демонстратора Николая Костина в ноябре 1910 года.
В 1915 году генерал фон Каульбарс вышел в отставку. После социалистической революции 1917 года, справедливо рассудив, что «советы» не простят ему 1905-го, отставной генерал оставил родину и поселился в Париже. Умер Александр фон Каульбарс в возрасте 76 лет в 1929 году. Прах его нашел упокоение на старом эмигрантском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.
Разобраться во всех перипетиях истории ушедшего ХХ века не помогут, пожалуй, и все доступные для современных исследователей архивные материалы. Ну а ежегодно пополняющая прилавки магазинов и библиотек масса «исторической» литературы только безнадежно запутывает дело. И всё же попытаемся разобраться…
Сын генерала Александра фон Каульбарса Владимир пошел по стопам отца. К началу революции 1917 года он был уже довольно успешным царским офицером с прекрасными перспективами в будущем. Однако воплотиться в жизнь им не было суждено – помешала революция. Следом за смутой начался хаос, втянувший страну в мрачную бездну Гражданской войны. Жалкие остатки проигравшей в этой кровавой бойне Белой армии нашли свое спасение за границей, втайне мечтая когда-нибудь вернуться назад.
Так оказался за границей и блестящий офицер Владимир фон Каульбарс. Конечно, их там не встречали с распростертыми объятьями. Офицеру, не знакомому с иной профессией и не нужному чужой стране, приходилось несладко. В 1925 году, при личном участии будущего начальника Разведуправления РККА Яна Берзиня, Владимир был завербован и согласился работать на советскую разведку. Уже после прихода к власти Гитлера, по требованию своих тайных руководителей, Владимир перебрался в Германию. Старые связи и арийские корни сослужили должную службу – Каульбарсу предложили работу в Абвере, органе военной разведки и контрразведки нацистской Германии. Было это в 1939 году, незадолго до начала войны с СССР.
Начальник Главного управления государственной безопасности НКВД СССР Лаврентий Берия был далеко смотрящим человеком, рассчитывавшим свои комбинации на много шагов вперед. Одним из таких его ходов стала Секретная Служба Стратегической разведки (СССР), которую с согласия Сталина он тайно создал параллельно структуре государственной контрразведки. Впоследствии, как оказалось, она вполне могла бы взять на себя и физическое устранение «отца народов». Новая спецслужба подчинялась лично указаниям Лаврентия Павловича. Ее агенты были надлежащим образом засекречены, а некоторых, особо ценных, в лицо знал только сам хозяин. К таким агентам относился и Владимир фон Каульбарс, доказавший свою непосредственную ценность передачей сведений о гитлеровском плане «Барбаросса» за полгода до нападения Германии на СССР. А также передав информацию о начале гитлеровского наступления под Воронежем в 1942 году и стратегические сведения о вражеских силах в районе Курска в 1943-м. Основной деятельностью Каульбарса в Абвере было активное участие в формировании антисоветских воинских подразделений из числа пленных, заключенных в фашистские лагеря, а также тесные контакты с высшим командным составом армии генерала Власова.
Вместе с тем Владимир Каульбарс являлся одним из лидеров «Черной капеллы» – тайной организации германских офицеров, готовивших покушение на Гитлера. Через Каульбарса заговорщики держали связь с Москвой, а по сути – с тем же Берией. По свидетельствам некоторых историков, ряд неудавшихся попыток уничтожения фюрера был частью плана «двойного заговора». В случае получения информации о физическом устранении Гитлера и правящей верхушки III Рейха Берия должен был поступить аналогичным образом в Советском Союзе. В отношении же восточных воинских формирований и непосредственно армии генерала Власова эти силы предполагалось задействовать для изменения существующего в Германии режима.
Однако, как мы знаем, тщательно подготовленное покушение 20 июля 1944 года провалилось. Фюрер отделался лишь незначительными царапинами. А вот судьба участников заговора оказалась ужасной. По личному распоряжению Гитлера смерть их была долгой и мучительной. Владимир фон Каульбарс, успев скрыться, избежал судьбы заговорщиков. Но спустя две недели был всё же схвачен гестапо и заключен в тюрьму для особо опасных преступников в Торгау. В апреле 1945 года, воспользовавшись наступлением войск союзников, Владимир сумел вырваться на свободу. Далее, по сообщениям некоторых источников, его вывезли в СССР. Слухи о дальнейшей судьбе Каульбарса разноречивы, но сходятся лишь в одном: после ареста и смерти Берии в 1953 году Владимир Каульбарс был казнен в спецтюрьме во Владимире. Бытует версия, согласно которой, его заживо растворили в кислоте…