Море проблем: Довженко и Новая Каховка
В начале сентября этого года депутат Херсонского облсовета Александр Сидоренко обратился с письмом к своим коллегам о сооружении памятника великому кинорежиссеру, сценаристу и писателю Александру Довженко в Новой Каховке. Какое отношение он имел к этому городу на Херсонщине?
Не зря говорят: нет худа без добра… Возможно, не случись Империалистическая война 1914 года, Александр Довженко, только закончивший Глуховские учительские курсы, мог бы разделить участь десятков тысяч российских учителей, сонно прозябавших где-нибудь в безрадостной сельской глубинке. Но ввиду нехватки преподавательского состава в Житомирском начальном училище его направили в это учебное заведение. В течение трех лет он преподавал гимнастику, географию, историю, физику и рисование.
А потом спокойный уклад жизни нарушила революция. Довженко сравнивал свое вступление в революцию с «ослеплением человека, вышедшего из темного погреба» и с «собакой, сорвавшейся с цепи». Впрочем, позже, сделав свой выбор в пользу большевиков, идеалист Довженко так и не нашел покоя своей душе. Впоследствии лишившийся партбилета после одной из многочисленных партийных «чисток» Александр напишет в своем дневнике: «Як мені жалько. Я не член комуністичної партії. Написана і анкета, і біографія, а подати у фабричну ячейку нікому. Я не бачив там чистих рук. Горе мені. Буду ж я виконувати, мабуть, до смерті партійне Ленінове діло в безпартійних лавах. Нехай мерзота… робить своє каїнове діло. Хай ненавидять і плямують мене. Під моїм українським дубом їдять жолуді… свині і шакали». К счастью для Довженко, дневник, которому он доверял самые сокровенные мысли, не попал в чужие руки.
Новая Каховка. Как все начиналось. |
Поменяв за послереволюционное десятилетие несколько профессий, не имеющий ни образования, ни опыта работы в 1926 году Александр Довженко попадает на Одесскую кинофабрику. Увиденное действо рождения фильма поразило его воображение и стало делом всей его жизни. Он пишет сценарии, на практике изучает режиссуру, а в скором времени пробует свои силы на съемках картины «Вася-реформатор» в качестве режиссера-постановщика. Впрочем, как известно, первый блин часто оказывается комом. Так было и с «Васей-реформатором».
И всё же целеустремленные люди учатся на своих ошибках. Спустя всего 4 года после первой режиссерской неудачи Довженко удивил страну фильмом «Земля». Лента стала одной из его самых известных режиссерских работ, получивших признание не только в СССР, но и за рубежом. Это был настоящий триумф, показавший значительный творческий рост теперь уже признанного мастера кино. К слову, фильм «Земля» был немым, а посему особое значение имели выразительная игра актеров и профессиональная режиссерская работа.
А потом были «Сумка дипкурьера», «Арсенал», «Иван», «Аэроград», «Щорс» и другие. Приз международного кинофестиваля в Венеции в 1934 году. Две Сталинских премии за фильмы «Щорс» и «Мичурин». А также заслуженная всенародная любовь, слава и уважение.
Иного мнения о творчестве режиссера Довженко были критики и советские идеологи. Если не считать кинолегенду «Щорс», работу над которой курировал лично Иосиф Сталин, все произведения режиссера подвергались нещадной критике и идеологическим исправлениям. А уж когда сценарий фильма «Украина в огне», правдиво рассказывающий о начале Великой Отечественной войны в Украине, «задробил» сам Верховный, на Довженко «спустили всех собак»… Пожалуй, не миновать бы ему сибирских лагерей, но высокое покровительство Сталина, желавшего иметь при себе придворного режиссера-кинолетописца, помогло избежать смертельной опасности.
В 1951 году, с благословения Сталина, в Советском Союзе приступили к воплощению очередного грандиозного плана – строительству Каховской ГЭС. Это была величайшая стройка того периода, призванная явить всем врагам социализма величие сталинских идей. Одним из основных объектов стройки должно было стать будущее Каховское море. Генеральный план предусматривал отселение из зоны затопления порядка 90 сёл. То есть для жителей этих населенных пунктов требовалось возвести жилища на новых, незатопляемых участках. Всего лишь 5 лет прошло с окончания кровавой войны. Уцелевшие и вернувшиеся с фронта люди совсем недавно восстановили родные дома, сожженные отступавшими гитлеровцами. Отстроились, наладили быт и только жить начали, а тут – новое горе… Но кто когда обращал внимание на людей? Партия сказала «Надо!» – значит надо, ведь не за горами «светлое будущее». Переселенцам предоставили построенные в спешном порядке и по единому проекту дома на не обжитых еще местах. Согласно спущенному сверху распоряжению, каждый владелец усадьбы, переезжающий на новое место жительства, должен был освободить свой участок от деревьев, чтобы не было помехи будущему судоходству. Нежелавших переселяться вывозили силой…
Трагедия простого народа в сопоставлении с грандиозными и амбициозными планами советского государства нашла свое отражение в сценарии будущего фильма «Поэма о море», написанном Александром Довженко. Вот только приступить к работе автору уже не довелось. Первым съемочным днем было назначено 26 ноября 1956 года. Однако накануне Александра Петровича Довженко не стало. Инфаркт…
После смерти мэтра в его дневниках обнаружили старую пророческую запись: «Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе». Сталина уже к тому времени не было, а был Хрущев, который и после смерти Довженко не мог простить ему статью «Учитель и друг художника», посвященную Иосифу Виссарионовичу. Александра Довженко похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
Работу над фильмом «Поэма о море» – о строителях Каховской гидроэлектростанции – продолжила жена Александра Довженко Юлия Солнцева. Она попыталась максимально сохранить в фильме почерк великого самобытного мастера. Надо сказать, что в большей степени ей это удалось. Премьера картины состоялась 4 ноября 1958 года и имела оглушительный успех. В 1959-м автор сценария Александр Довженко был удостоен Ленинской премии посмертно. А Юлия Солнцева – особого почетного диплома. В финальной сцене «Поэмы о море» Александр Довженко вложил в уста своего героя слова, воспринимаемые как завещание самого режиссера: «Любите землю и труд на земле, иначе не будет счастья нам и детям нашим ни на какой планете»…
Теги: кино