«Херсонский староста предан суду по обвинению в том, что во время выборов раздавал деньги избирателям и поил их водкой, чтобы получить эту должность..»
До земской реформы 1864 года в Российской империи понятие «выборное право» относилось лишь к институтам сословного (дворянское собрание) и местного (городская Дума) самоуправления. После принятия 1 января 1864 года закона о земских учреждениях в стране началось формирование системы избирательного права. В основу закона был положен принцип выбора по сословиям. Избирателей делили на три неравные группы: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане, имевшие недвижимость. Съезды каждой из групп избирали установленное количество депутатов (гласных). Затем на уездном земском съезде избирали гласных губернского земского собрания.
После реформирования в 1870 году городской системы самоуправления всесословная форма избирательного права стала основным принципом избрания гласных в городскую Думу. Согласно новому закону, избирателями могли быть только лица, достигшие 25 лет, имеющие российское подданство (не менее 25 лет) и не находящиеся в настоящее время под судом и следствием. В число избирателей входили владельцы крупной недвижимости, лица, занимающиеся предпринимательской или промышленной деятельностью и исправно вносившие налоги в городскую казну. Кроме того, правом голоса в лице своего представителя пользовались различные ведомства, общества, церкви и монастыри, которые имели недвижимое имущество в городе. Рабочие, ремесленники, интеллигенция, не владеющие недвижимостью, не имели избирательных прав.
В начале ХХ века и расширения в стране революционного движения избирательная система империи вновь претерпела ряд изменений. Населению страны были «дарованы» политические свободы и права, создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума, принято новое избирательное законодательство. Впрочем, уступки со стороны верховной власти имели всё же ряд существенных ограничений. Так, избирательного права были лишены военнослужащие, студенты, служащие полиции, женщины, большая часть рабочих, был оставлен и имущественный ценз. Интересно также, что наряду с ними были лишены избирательного права высокопоставленные должностные лица.
Спустя ещё несколько лет положением «О выборах в Государственную Думу» от 3 июля 1907 года существующее законодательство вновь было изменено. Положение лишило избирательного права жителей окраин страны, а также сократило число представителей от городов. В большинстве своем новшества серьезно коснулись представителей рабочей и крестьянской фракций. Вследствие модернизации избирательной системы процент избирателей, имеющих право участия в выборах, сократился с 25 до 15.
Правда, не все попавшие в эти 15% спешили воспользоваться своим правом. Вот о чём сообщает публикация в «Херсонском курьере»: «Крестьянин Колесниченко подал в уездную по выборам комиссию заявление, в котором он просит исключить его из избирательных списков и “не затрудняться посылкой ему повесток”». Что ж, по крайней мере, честно!
Долгое время, почти 2 года, решался вопрос о депутатском жаловании членам Государственной Думы. Наконец, как сообщала херсонская газета «Югъ» в 1908 году, «Государственный Совет ходатайствовал назначить членам Думы во время заседания 20 рублей и дать таким образом ту же сумму 4800 рублей в год, но никаким образом не давать деньги в виде жалования (чтобы не сделать из депутатов государственных чиновников). Характерна тенденция Совета сократить сумму суточных с 25 до 20 рублей».
Новый орган государственной власти особой популярностью не пользовался, его достаточно часто критиковали в подцензурной прессе того периода. «А вот и каникулы, и мы снова без Государственной Думы. Без Бобринских, Марковых, Пуришкевичей, Челышевых, Крупенских. Без громады речей, которыми, казалось, в конце концов будет засыпана Россия, как некогда была засыпана прекрасная Помпея пеплом Везувия. Не будет особым преувеличением, если сказать, что за всё время существования государства российского не наговорено было столько, сколько теперь за одну бюджетную неделю. Теперь каждый идёт своим путем. Дума – сама по себе, а страна – сама по себе. Как будто что-то чужое, чуждое и совершенно безразличное», – сообщал «Херсонский вестник» в 1908 году, всего лишь спустя 2 года после начала работы нового государственного органа. «Чужое, чуждое и совершенно безразличное» – ну чем не достойное определение современного органа законодательной власти?
В остальном же предвыборная «каша» оставалась такой же, как и теперь. С предвыборной «грызней» и подкупами избирателей. Правда, нужно отдать должное, в основном этим грешили представители органов местного самоуправления. Вот что писала газета «Родной край» в 1909 году: «Херсонский староста Корней Дубина предан суду по обвинению в том, что во время выборов… в содержимом им трактире раздавал деньги избирателям и поил их водкой, чтобы получить эту должность». Депутаты государственного уровня действовали с большей осторожностью.
Падение самодержавия вследствие февральской революции 1917 года послужило новым этапом истории избирательного права в нашей стране. Временным правительством были приняты новые правовые акты, отменены сословные и имущественные ограничения, упразднен ценз грамотности и оседлости. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Отныне избирательное право распространялось на граждан обоих полов, всех национальностей и вероисповеданий, достигших возраста 20 лет. В группу лишенных права свободного волеизъявления попадали находящиеся под следствием или судом, заключенные, умалишенные, особы, пребывающие под опекой, глухонемые, воинские дезертиры и члены царской фамилии.
Для проведения выборов страна была разделена на территориальные округа с избирательными участками. Была установлена единая форма избирательного бюллетеня. При согласовании данных, удостоверяющих личность, каждый гражданин, участвующий в выборах, получал именное удостоверение избирателя, по предъявлении которого его допускали к голосованию. Вместе с удостоверением он получал бюллетень и конверт с печатью городской управы.
Выборы в Херсоне происходили таким образом. Избиратель вкладывал бюллетень с номером того списка, за который голосовал, в конверт. Заклеивал его и отправлялся в избирательный участок, где предъявлял комиссии свой паспорт и избирательную карточку (удостоверение). Затем непосредственно из рук в руки передавал конверт с бюллетенем председателю избирательной комиссии, который на глазах публики и наблюдателей от различных партий опускал его в урну. Бюллетень, представленный на голосование в конверте без печати городской управы или же с малейшими помарками, считался недействительным. Голосование на избирательных участках, а их было 7 в разных частях города, начиналось в 9 часов утра и заканчивалось в 9 вечера. За соблюдением порядка на избирательных участках зорко следила милиция и представители различных партий. Пожалуй, это были первые и последние по-настоящему демократические выборы в стране.
Стоит отметить также и саму подготовку к выборам. В отличие от современной грязи в виде намертво приклеенных к заборам, стенам и другим, не предназначенным для этого местам, предвыборных воззваний, «украшающих» город ещё долгое время после выборных баталий, в тот период агитационным целям служили исключительно специальные тумбы для объявлений. Их устанавливали на городских перекрестках. Тем же целям служили и местные газеты. В них во время подготовки к выборам можно было прочитать подобные обращения: «Призываем всех граждан и товарищей к строгому соблюдению спокойствия и терпимости во время предвыборной агитации. Не употребляйте никаких угроз, насилия и обманов. Не срывайте чужих плакатов, имейте уважение к чужому мнению!»
12 ноября 1917 года путем демократических выборов было избрано Учредительное собрание, практически сразу же распущенное пришедшими к власти большевиками. Новое социалистическое государство, на словах исповедовавшее демократические принципы, по однопартийной сути своей «заключило» избирательную систему под жесткий контроль государства и сделало выборы чисто формальной процедурой.