Херсонщина — край озёр?
«Ну уж это явно преувеличение»! Так, пожалуй, подумают многие из читателей — особенно те, которые живут в районах, называемые у нас степными: в Нижнесерогозском, Ивановском и Высокопольском. Территория этих районов не омывается ни морями, ни большими реками, да и с озёрами здесь «не густо». Почти нет озёр и в более обводнённых районах — там, где находится Каховское водохранилище: в Бериславском и Нововоронцовском, в Каховском и Великолепетихском.
Тем не менее озёр у нас действительно немало, но расположены они в основном на юге области. И хотя Херсонщина, конечно, не Канада и не Шотландия, но в некоторых местах озер у нас столько, что непонятно, чего все-таки здесь больше: земли или воды? А многие из этих водоёмов настолько своеобразны, что заслуживают того, чтобы о них рассказали.
Конечно, в первую очередь надо бы упомянуть о водоемах Олешья — Нижнеднепровских песков. Да, как это ни парадоксально, но именно в песках расположена значительная часть озер Херсонщины. Причем эти водоемы можно называть озёрами безо всяких оговорок. Это, так сказать, озёра настоящие — они не являются частью какой-либо речной системы (как, например, озёра низовьев Днепра) и не связаны с морем. А существуют сами по себе, в виде изолированных водоемов. Хотя, конечно, словосочетание «сами по себе» не совсем верно: ведь недаром говорят, что в природе все связано со всем. И тут сразу же возникает вопрос: а за счет чего возникли и существуют эти озера? Или, используя выражения, более близкие к тем, которые применяют в науке, — каково их питание? Реки ведь в них не впадают, да и осадков в Нижнеднепровских песках выпадает немного…
Но на этот вопрос ответить довольно просто: уже давно было установлено, что источник питания водоемов Олешья — подземные водоносные слои. Точнее, те воды, которые называют грунтовыми. Они достаточно обильны, хотя и не совсем понятно, как они возникли, каково происхождение этих грунтовых вод? Теорий здесь много, всех не пересказать. Важно другое: Нижнеднепровские пески (к счастью!) — это далеко не пустыня. И хотя здесь есть и полупустынные, и даже пустынные участки, влажных мест тоже немало — в понижениях, между песчаными холмами. Есть и озёра. В некоторых местах их особо много: между Цюрупинском и селом Пролетарка, вблизи посёлка Буркуты и за селом Рыбальче. Но я не берусь сказать, сколько всего находится озер в Нижнеднепровских песках: точных данных найти не удалось. Но уж не меньше, чем 120-150. И это не считая Кинбурнского полуострова: о нем особый разговор!
Кстати, озёра по пескам распределены довольно-таки неравномерно. А потому в последние десятилетия в этих местах стали сооружать искусственные водоёмы — такие себе пруды в песках. Точнее, в песках облесенных — в массивах сосновых лесов. Их выкапывают для того, что бы по лесам более-менее равномерно были распределены источники воды на случай пожара.
Особая тема — озёра в плавнях. Все они представляют собою часть огромной водной системы Нижнего Днепра. Их здесь более сотни! Кстати, большие озёра плавней называют лиманами. Один из них хорошо известен и это действительно большой и красивый водоём. Это Кардашинский лиман — озеро, возникшее на месте одного из древних рукавов Нижнего Днепра.
Есть и другие места, где в нашей области есть озёра: на побережьях Черного и Азовского морей и их заливов — в Скадовском, Каланчакском, Новотроицком и Геническом районах. А особенно в Голопристанском: этот район у нас вообще самый «озерный». Многие из озёр побережья когда-то соединялись с морем или же соединяются с ним и теперь. Так что зачастую такие вот водоёмы — не «классические» озера. Это что-то среднее между озерами и небольшими заливами. Конечно, вода в таких озерах-заливах соленая. Или, по крайней мере, солоноватая: ее соленость может быть снижена за счет поступления пресных вод — с осадками или из почвы. А бывает и наоборот: соленость озера может быть даже выше, чем солёность моря. Это в том случае, если озеро соединяется с морем, а пресная во-да в озеро не поступает. И тогда летом концентрация солей в этих водоёмах увеличивается, потому как вода в этих небольших и мелководных озёрах нагревается и испаря-ется.
А некоторые из соленых озер удалены и от моря, и от засоленных почв. Находятся эти озера в самом что ни на есть «пресном» окружении. Да и состав солей здесь особый: увеличено содержание карбонатов. Поэтому не совсем ясно, как эти озёра возникли.
Из-за этих особенностей такие водоёмы обладают лечебными свойствами. Как, например, находящееся вблизи Голой Пристани озеро Соляное.
Особая ситуация — на Кинбурнском полуострове. Расположен он на территории Херсонской и Николаевской областей, образован одной из территорий (арен) Нижнеднепровских песков — Геройской ареной. И земля эта поистине удивительная! Потому как воды на полуострове не просто много — её здесь, что называется, немеряно. И не потому даже, что этот полуостров представляет собой полосу суши шириной всего лишь в несколько километров и омывается Днепро-Бугским лиманом, морем и Ягорлыцким заливом. А потому, что на этой полосе находится великое множество озер! Солёных, пресных, солоноватых, как говорится, «на любой вкус». Оно и неудивительно. Ведь на формирование и существование этих водоемов оказывают влияние и лиман, и залив, и грунтовые воды Нижнеднепровских песков. Сколько здесь озер? Опять же, точное их число неизвестно. Прежде всего потому, что в разные годы ситуация может быть различной. И количество озер… изменяется! Они ведь все мелководные, и в засушливые годы многие из них пересыхают. А когда осадков много и уровень грунтовых вод увеличивается — тогда озёр здесь становится больше. В общем, по приблизительным подсчётам, на Кинбурнском полуострове (включая и территорию Николаевской области) находится 150-200 озёр! «Это целый мир». Так обычно говорят об озёрах поэты, писатели и прочие лирики. Но вообще-то это высказывание не поэтическое, а вполне научное. Поскольку оно довольно точно отображает действительность: ведь озёра — это если и не мир, то немаловажная часть его. А в каждом озере формируются свои особые условия: ведь двух абсолютно одинаковых не бывает! И даже в наше время об озёрах (об их происхождении, фауне, флоре и так далее) известно далеко не всё. Например, до сих пор не вполне ясно, как заселялись и заселяются некоторые из озер и искусственных водоемов Нижнеднепровских песков — те, которые находятся в центральных участках песчаных арен. Нет, вы только представьте себе: вокруг, на ближайшие 3-4 километра — ни одного водоема. А в озере полным-полно живности. Водные растения, насекомые, беспозвоночные, лягушки, ужи. И даже рыба! Более всего удивляет та скорость, с которой заселяются новые водоемы — те, которые выкопал человек. 1-2 года и пожалуйста — «штаты набраны»! Ну и как, скажите, вся эта «водяная братия» преодолевает безводные (а летом — раскалённые) пески?!
Знаю, знаю! Многие из читателей напомнят о том, что обитатели вод якобы появляются в таких местах «при содействии» водоплавающих птиц. Они, будто бы, на перьях и лапах разносят споры, семена и даже икру. Может быть, так оно и есть?
А до одного из самых удалённых водоёмов Нижнеднепровских песков добрались даже… бобры. Но их-то, конечно, не утки занесли, сами пришли: из болот, что вблизи села Малая Кардашинка. И прошли они почти семь километров, по пескам! Как оказалось, это фактически рекорд — предельное расстояние, которое этот обитатель пресных вод может преодолевать по безводной местности. В общем, озёра ещё ждут своих исследователей: биологов, гидрологов и гидрогеологов. И здесь, вероятно, данных — не на одну диссертацию. И не на один десяток солидных научных статей!
О том, что озёра Херсонщины имеют большое значение в жизни нашего края, знают, пожалуй, все. А иначе люди бы не уделяли им столько внимания — ведь почти у каждого из них есть своё название. Бобровое, Краснюковое, Нижнесолонецкое, Гапка, Лягушачье, Бублица… — это в плавнях. Долгое, Почта (!), Лиман, Оджиголь, Рыбальчанское — в Нижнеднепровких песках и вблизи их. Макортово, Змеево, Мартынячье, Чаплине, Васильково — на Кинбурнском полуострове. Карась, Кучкоём, Аул, Тугай — вблизи морского побережья. Где ж вы, филологи и историки? Здесь и для вас хватит диссертаций! Если о значении озёр рассказывать подробно, то и десяти выпусков газеты будет маловато. Поэтому перечислю лишь основное. В плавнях озёра — это нерестилища: здесь пресноводные рыбы выметывают икру и здесь же появляются мальки. А озёра у моря (те, которые с морем сообщаются) — это места откорма морских рыб. Здесь кормится («нагуливается») молодь рыб — и прежде всего кефали. Некоторые из этих озёр так и называются — кефальные. О лечебном озере Соляное я уже упоминал, да о нем и так знает вся Украина. Как и о солёных озёрах вблизи села Геройское, где добывают соль.
Думаю, в свете всего сказанного ясно, что все (без исключения!) озёра заслуживают внимания и охраны. И никаких особых программ по их сохранению разрабатывать не надо, надо лишь бережно к ним относиться. И «не лезть» лишний раз со своими «преобразованиями». Которые, увы, часто бывают непродуманными и просто бестолковыми. Не перекрывать доступ морской воды к соленым озерам побережья, не опреснять их, не загрязнять. Без предварительного изучения ситуации не чистить. Ведь нередко после такой расчистки (пусть даже проведенной с самыми лучшими намерениями!) озеро перестает быть нерестилищем — нарушается рельеф дна и структура экосистем. Вот, пожалуй, и все «рекомендации».
И помнить, что в нашем (всё-таки, степном!) краю каждое озеро и озерцо имеет особую ценность.