Великие кочевники
Иногда в природе случается такое, что не оставляет равнодушным никого. Например, перелёты птиц – одно из самых удивительных явлений природы. Его исследователи порой узнают факты просто поразительные…
Почему им не сидится
Скорее всего, причин перелётов птиц несколько, и все они связаны с тем, что в последние 100 тысяч лет климат на Земле стал более суровым. Из-за этого во многих местах планеты погода зимой и летом сильно отличается. И там, где птицы выводили птенцов летом, зимой выжить оказалось невозможно. Вот и стали они улетать осенью – туда, где можно найти корм и где тепло.
Над Херсонщиной – два коридора
Долгое время исследователи этого не знали – были лишь предположения. Причем взаимоисключающие. Одни считали, что миграции идут по каким-то очень узким путям – так называемым коридорам. Другие утверждали, что каждый год птицы летят по-разному. Как оказалось, пернатые действительно передвигаются по вполне определённым путям, но это не какие-то особо узкие «тропинки», а, скорее, «магистральные шоссе» шириной до сотни километров и более. Хотя слово «коридор» продолжают употреблять.
Таким образом, пути пролёта птиц на самом деле существуют. И в этом смысле Херсонская область имеет особое значение. Потому что по ее территории проходят два миграционных коридора: Днепровский и Азово-Черноморский. Первый идет вдоль русла Днепра и совпадает с основными направлениями миграций: c севера на юг и с юга на север. Второй – по берегам Чёрного и Азовского морей. Птицы огибают Чёрное море и летят далее на юг. А весной по тем же путям – на север, в те места, где они появились на свет.
Причём эти миграционные пути – не рядовые: и Днепровский и Азово-Черноморский коридоры являются одними из самых важных путей перелётов птиц в Европе. Через Днепровский коридор ежегодно пролетают около 3 миллионов пернатых. А через Азово-Черноморский – и того больше!
Кто-то улетает, кто-то остаётся
Птицы не улетают и не прилетают в один день. Поэтому и осенний, и весенний пролёты длятся довольно долго. И это неудивительно – ведь, например, только через территорию Херсонщины пролетают более 300 видов птиц! Это и те, кто гнездятся, и те, кто не гнездятся, но регулярно пересекают территорию во время перелётов, и те, кто залетают случайно. Есть и такие, которые прилетают к нам на зиму. И у каждого вида – свои сроки миграций. Поэтому в Херсонской области так называемая осенняя миграция начинается в июле, а завершается в ноябре. Весенняя длится с февраля по май.
На зиму улетает большая часть тех видов, которые у нас гнездятся. Это, прежде всего, утки, лебеди и почти все мелкие воробьиные птицы. Есть и такие, кто у нас не гнездятся и кого можно встретить только во время перелётов. К ним относятся, например, журавли: серый и степной. А также те, кто гнездятся, но никуда не улетают. Например, воробьи и серые вороны.
О скоростях и расстояниях
У хороших пернатых летунов средняя скорость составляет 50–80 километров в час, а длина перелётов может быть очень большой. Например, полярная крачка из тундр Евразии и Северной Америки летит в Антарктику, а потом возвращается обратно. Таким образом, эти «убежденные полярники» каждый год совершают миграции в 32 тысячи километров!
Что касается максимальной длины перелётов птиц без посадки на землю – тут было много споров. И только использование новых технологий позволило получить точные данные. Да ещё какие – некоторые результаты оказались просто поразительными!
Великий перелёт
Это произошло в Северной Америке несколько лет назад. И хотя об этом не «трубили» газеты, а у главной героини не брали интервью, но её подвиг достоин того, чтобы о нём знали на всех материках и во всех странах.
Итак, Аляска, окончание нежаркого северного лета. Именно здесь группа американских орнитологов проводила работы по изучению перелётов птиц. При этом использовали современные технологии – радиомечение со спутниковым слежением. Технология, в общем-то, достаточно проста: птицу отлавливают и на спину вешают что-то вроде рюкзака. Эта штука действительно похожа на крохотный рюкзак или ранец, который крепится с помощью нескольких лямок. Лямки, понятно, устроены так, чтобы не мешать птице нормально жить. Ну а в «рюкзаке» находится передатчик – радиомаяк. С определённой частотой он посылает сигналы в космос – к спутнику. Спутник их улавливает, обрабатывает, усиливает и передает на Землю. Здесь их тоже улавливают и обрабатывают с помощью компьютера. И таким вот образом можно получить абсолютно точную информацию о том, где птица находится, куда, как и с какой скоростью движется.
Я не знаю, каких именно пернатых и в каком количестве эта группа оснастила радиомаяками в тот год. Но об одной из них кое-что известно. Орнитологам попалась-таки птица, прославившая и их исследовательскую группу, и пернатых всей Земли. Это был малый веретенник – один из видов подотряда куликов. Вид этот вполне обычный. Он населяет тундру и лесотундру – от севера Скандинавского полуострова до Чукотки и Аляски. А вот территории, где он зимует, более разнообразны: Африка, Индонезия, Австралия и Новая Зеландия. Правда, иногда птицы далеко не улетают и зимуют, например, на Британских островах. Кстати, малый веретенник невелик: длина крыла у него 19–22 сантиметра, масса тела 195–275 граммов.
Птица, на которой укрепили радиомаяк, была особью женского пола. Она взлетела и взяла курс на юг–юго-запад. Беспристрастная техника сразу же стала отмечать её путь: спутник улавливал сигналы и передавал их на Землю. Не знаю, на какой день перелёта участники проекта поняли, что это слежение они запомнят надолго. Под отважной и поразительно выносливой птицей был Тихий океан. Великий, огромный, необъятный. Впрочем, во вторую половину этого великого перелёта она летела над его южной частью, над страной десятков тысяч островов – Океанией. И здесь могла бы найти остров, чтобы передохнуть. Но птица продолжала лететь.
Спустя немалое количество времени она прошла такое расстояние, что в реальность происходящего не верили даже опытные орнитологи. Но никакой ошибки быть не могло: полёт отслеживали с помощью спутника. И вот птица долетела до земли. Это оказалась Новая Зеландия. Там начиналась весна, было много безлюдных мест, где можно жить и кормиться. Конечно, птица очень устала – но она была жива. Жизнь продолжалась.
Как выяснилось, во время перелёта подопечная орнитологов-исследователей находилась в воздухе 9 суток. Её средняя скорость полёта составляла 50 километров в час. За это время она пролетела 11,5 тысячи километров!
Вместо эпилога
Конечно, этот пример не просто поразителен – он уникален. И он свидетельствует о том, как немного мы знаем о наших соседях по планете и об их жизни. В том числе – и о перелётах птиц. Да и о самих птицах тоже. Так что давайте беречь наших пернатых соседей (и шерстистых, и чешуйчатых). Они красивы, отважны, их жизнь хранит ещё немало загадок и тайн. К тому же эта планета принадлежит не только нам..