Александр І, внук Екатерины ІІ, в Херсоне
Насколько Екатерина ІІ была равнодушна к сыну Павлу, настолько она любила внука Александра. Венценосная бабушка отдала ему всю свою нерастраченную материнскую любовь и ласку. Будущий император отвечал ей тем же и был в восторге от своей могущественной бабки. Её рассказы о князе Потемкине, о русско-турецких войнах, о завоевании Крыма, освоении и заселении Новороссийского края, основании города-верфи Херсона он слушал с большим интересом, чем своего учителя-швейцарца Лагарпома, который, кстати, дал ему блестящее образование
Александр І (1777-1825 гг.) был самодержцем Российской империи в течение 24 лет. В годы своего правления провёл либеральные реформы внутри государства: восстановил отмененные Павлом І льготы дворянам, право выезда за границу и возможность привозить оттуда книги, разрешил открытие частных типографий, впервые учредил Министерство просвещения, отменил пытки. Во внешней политике лавировал между Англией и Францией. Одержал победу над Наполеоном, вел победные войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). При Александре І к Российской империи были присоединены Грузия (1801 г.), Финляндия (1809 г.), Азербайджан (1813 г.) и княжество Варшавское (1815 г.).
Повзрослев, а затем уже став монархом огромной империи, Александр забыл о далеком, где-то на окраине государства, провинциальном Херсоне. Лишь в 1817 году, когда дипломатическая служба России налаживала контакты с Англией, императору подсказали, что было бы неплохо установить в Херсоне на могиле всемирно известного англичанина Джона Говарда монумент, достойный его памяти. По мнению дипломатов, этот жест России вызовет симпатии англичан к ней. Александр І ухватился за эту мысль и отдал соответствующие распоряжения Кабинету министров. А когда архитектор Василий Стасов представил на утверждение государю огромный планшет с изображением памятника филантропу, у Александра І мелькнула мысль: «А не совместить ли приятное с полезным: воочию увидеть то, чем так восторгалась бабушка, а заодно поклониться праху Григория Потемкина и родного дяди принца Александра-Карла Вюртемберг-Штутгартского. Да и само мое посещение Херсона в связи с увековечиванием памяти их соплеменника англичане воспримут как дань высочайшего уважения к их стране».
7 мая 1818 года, когда солнце уже склонялось к западу, под приветственные залпы крепостных орудий, через Московские ворота херсонской крепости сквозь шпалеры выстроенных полков местного гарнизона въехала кавалькада карет и охраны Александра І. На паперти Екатерининского собора хлебом-солью императора встретили гражданский губернатор граф Карл Францевич Сен-При, высшие офицеры крепости и адмиралтейства, духовенство, дворянство, купечество и прочий люд. По случаю благополучного прибытия самодержца в соборе состоялась торжественная литургия. После богослужения под звон колоколов и многократное «ура» херсонцев Александр І отбыл в резиденцию губернатора.
Граф Сен-При не был толком осведомлен о цели приезда государя в Херсон. Поэтому в преддверии парадного обеда он вкратце доложил Александру І о социально-экономическом состоянии Херсона. Губернатор, в частности, отметил, что в городе проживало на то время 27474 души населения, из которых 15 тысяч состояли на воинской службе. Жизнь горожан могла бы значительно улучшиться, если бы правительство обратило внимание на состояние Днепра в черте города. Его прибрежная часть была заболочена и заросла камышом, а во время летней жары становилась источником заболеваний малярией. Также граф Сен-При сетовал, что херсонская пристань, построенная ещё к приезду царевой бабушки, обветшала и начала рушиться. Это осложняет причаливание малых грузовых судов, не говоря о крупнотоннажных. А это вело Херсон к экономическому упадку. Несмотря на усталость от длительной поездки, император внимательно слушал херсонского губернатора. Под конец Александр І дал распоряжение инженер-генералу Бетанкуру составить смету и проект строительства херсонской набережной. Вскоре грянул марш-полонез и столовый дворецкий зычно провозгласил: «Кушать подано!».
В паузе между сменой блюд Александр І поведал губернатору цель своего визита в Херсон. Граф Сен-При предложил не трогать памятник на могиле Говарда, который был похоронен в нескольких километрах от Херсона — на Степановских хуторах, а воздвигнуть новый на Почтовой улице, напротив Тюремного замка. Доводы губернатора были настолько убедительны, что монарх одобрил его предложения.
8 мая, второй день пребывания царя в Херсоне, был насыщен мероприятиями до предела. Ранним утром Александр І посетил Екатерининский собор, где отдал дань памяти светлейшему, дяде и всем воинам, погибшим при защите Херсона и погребенным в ограде Пантеона крепости. После этого в резиденции губернатора Александр І принял посетителей с их жалобами, прошениями и благодарностями в его адрес.
В полдень император с дворцовой свитой, губернскими и городскими властями в присутствии высших офицеров Херсонского адмиралтейства принял участие в спуске на воду 74-пушечного линейного корабля «Скорый».
«Обмывали» новую единицу Черноморского флота в офицерской столовой правления адмиралтейства. После очередной здравицы в честь государя и черноморцев, которые за всю Отечественную войну 1812 года не имели ни единого поражения, Александр І совершил «гусарский» поступок. Под хлопанье пробок шампанского и рукоплескание присутствующих император снял с пальца перстень, украшенный бриллиантовым вензелем, и вручил его корабельному мастеру «Скорого», инженер-генерал-майору Михаилу Суровцеву.
Пребывание Александра І в Херсоне закончилось. Раздалась команда капитана гребной флотилии: «Весла на воду!». Катер императора взял курс на Алешки. А оттуда в Крым.
Р. S. Свои обещания херсонцам Александр І выполнил. Ровно через два года Почтовую улицу украсил памятник Джону Говарду. Позднее улицу переименовали в Говардовскую, а со временем она стала называться проспект Ушакова.