В Херсоне был стационарный цирк
Цирк был, есть и, наверное, будет одним из самых любимых зрелищных представлений. Александр Куприн так о нем писал: «Там человек, каков он есть на самом деле. Сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его — пение и красота жизни»
Херсон, хотя и был крупным губернским центром, но находился в стороне от дорог, связывавших большие города. И потому циркачи не очень баловали его своими посещениями. Зато когда вереница цирковых фургонов въезжала в город, её от Очаковских ворот крепости до самого Привоза сопровождала радостная толпа херсонской ребятни. А на следующий день на всю площадь гремел духовой оркестр и разукрашенные клоуны-зазывалы приглашали почтеннейшую публику на представление. Но кончался летне-осенний сезон и цирк Шапито покидал Херсон, оставив на Привозной площади кучи грязных опилок, конского навоза и обрывки афиш.
В середине XIX века стационарные цирки в Украине были в четырех городах: Киеве, Харькове, Одессе и Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В середине 1800-х годов архитектор Бергонье спроектировал стационарный деревянный цирк, который вполне был по карману херсонским городским властям. Тем более, что в Херсоне, как конечном пункте сплава леса с верховьев Днепра, находились пять лесопильных заводов: Вайнштейна, Рабиновича, Волохина, Волчка и К0, Немзера и К°. На уплаченные ими налоги в виде пиломатериалов в Херсоне был построен стационарный цирк на месте Павловского парка (район ДКС). Чем же цирк Бергонье (кроме материала, из которого он был построен) отличался от шапито? Планировочная структура цирка определяется прежде всего международным стандартом цирковой арены — диаметр манежа 13 метров. В цирках Шапито манеж и зрительный зал были одной частью, изолированной от вспомогательных служб. Вольеры с животными, конюшни, уборные артистов размещались вне зрительного зала. Это было большим неудобством для артистов и обслуживающего персонала. В построенном в Херсоне цирке цилиндрическая часть манежа и зала органически сочеталась с прямоугольными пристройками подсобных служб, которые составляли единое целое со зрительным залом. К тому же в проекте Бергонье был уже сформирован современный интерьер зрительного зала цирка: многоярусный амфитеатр с сиденьями для зрителей, оркестровая эстрада, размещенная над выходом на манеж артистов. При всех положительных сторонах херсонский цирк имел ряд недостатков: уборные для артистов и комнаты для жилья были малы, отопление и вентиляция отсутствовали, проходы и лестницы в зрительном зале были отделены от главного входа (нарушение правил пожарной безопасности при эвакуации зрителей), плохое освещение и очень крутой подъем лестниц на ярусы зала. Не ведая об этих недостатках, херсонцы были благодарны Городской думе за строительство цирка. Не будь его, вряд ли увидели бы они знаменитые на всю Европу представления Анатолия Дурова и его брата Владимира. Не гнушались завернуть в Херсон и труппы иностранных циркачей.
Просуществовав более четверти века, цирк сгорел при невыясненных пожарными и полицией обстоятельствах.