Знаком он вам? И да, и нет. (Предисловие.)
Второй выпуск журнала «Летопись Причерноморья» посвящен 200 летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Заметим сразу: редакция журнала не ставила себе целью рассказать обо всем жизненном пути или всех сторонах литературной деятельности поэта. Для этого не хватило бы и многих томов. Тысячи книг, исследований, статей опубликовано не только о А.С.Пушкине, но и о его близких, друзьях, любимых женщинах, знакомых; целое направление в литературоведении получило название — Пушкиноведения.
Тысячи памятников установлены в разных городах, тысячи улиц носят его имя. В музеях, архивах, библиотеках,продолжается изучение и исследование грамадного эпистолярного наследия. Периодически выясняются новые факты, отвергаются старые и выдвигаются новые версии того или иного события, становится известными некогда утраченные документы, автографы, письма…
Но все ли мы знаем о Пушкине?
Знаем много. Но очень многого не знаем. Немало «белых пятен» и в событиях из биографии поэта, связанных с его пребыванием на юге Украины.
Для всех поколений прошлого в биографии А.С.Пушкина оставались тайны — пусть они останутся и для поколений будущих.
Если, прочитав «пушкинский номера журнала «Летопись Причерноморья», уважаемые читатели узнают что-то новое, заинтересуются творчеством поэта, обратятся к книгам о Пушкине — мы будем считать, что достигли своей цели.
Прошла любовь, явилась муза
И прояснился темный ум.
Свободен , вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум…
Гравюра эта исполнена замечательно мелким, чистым, отчетливым и блестящим резцом, причем Уткин сделал много отступлений от оригинала, так на гравюре не показано рук, шевелюра и баки выделаны тщательнее, лицо представлено более удлиненным, скулы выступают более натурально, в глазах более выразительности, нос прямее, выступление челюстей и губ показано явственнее. Отличия эти заслуживают внимания, так как Уткин лично знал поэта. Гравюра, по указанию Ефремова, признавалась лицейскими товарищами Пушкина и людьми, знавшими его лично, наиболее схожей из всех портретов поэта.
В.Я.Адарюков, «Указатель прав, и литогр. портретов А.С.Пушкина», М., 1926 г.