Херсонцы ожидали весну с тревогой…
Что бы ныне ни рассказывали херсонские старожилы об изменении нашего южного климата в последние годы, всё это верно лишь отчасти. Мол, и зимы когда-то были «морознее», и снега обильнее, и летом не случалось нынешней аномальной жары, и прочая, прочая, прочая… К чему тут споры?
Капризы природы
Стоит обратиться к местной периодике, чтобы увидеть, что и прежде, в конце ХІХ – начале ХХ веков, в период, когда уже начали официально фиксировать температурные показатели погоды, патологически холодные зимы порой случались. И даже морозы иногда доходили до -20°, реже до -25°С, но всё же подобное случалось совсем не часто.
В соотношении примерно 1:5.
Благодаря «Бюллетеню метеорологической станции Херсонского земского сельскохозяйственного училища», который некоторое время печатали в местной газете «Родной край», с точностью до часа можно восстановить температурный режим практически любого дня зимы, скажем, 1912 года. Так, самым морозным днем в январе 1912 года было 18-е число. В тот день в Херсоне температура в 7 часов утра опускалась до -10°С, в час пополудни (13:00) – до -9°С, и в 9 часов вечера было -10°С. С 19 января до конца месяца температура колебалась в пределах от
-5 до -10°С. В феврале же весь месяц присутствовали положительные показатели температуры.
О каком же снеге в Херсоне в конце зимы 1912 года могла идти речь? Так, лишь слегка притрусило дороги в январе, обозначив зимнее время года, чтобы уже на следующий день слякотью вернуть городские улицы к их привычному раскисшему состоянию…
Порой, так же редко, как и морозы, на головы херсонских обывателей обрушивались почти сибирские снегопады. Например, в старой прессе сохранились упоминания о том, как однажды после весьма теплой и бесснежной зимы, уже в апреле, когда все уже и думать позабыли о теплой одежде, на Северное Причерноморье обрушился сильнейший снегопад. Причем случилось это вечером, когда городские обыватели предавались отдыху и развлечениям в клубах, трактирах, театрах и биоскопах. Заваливший улицы снег создал серьезные проблемы возвращавшимся поздно вечером домой, так как даже упряжки лошадей были не в состоянии пробиться с колесными экипажами сквозь заносы на городских улицах. И это в весеннем Херсоне! В соседнем Николаеве снега оказалось еще больше…
Снег в Херсоне? Ну насмешили!
Кстати, если рассмотреть повнимательней уникальные фотооткрытки с видами старого дореволюционного Херсона, можно отметить очень малое количество зимних видов города. На тех же, которые есть, лишь 2–3 запечатлели легкий снежок, весьма неравномерно покрывающий мостовые и тротуары городских улиц.
Только на единственной открытке «Херсонъ. Суворовская зимой» можно увидеть украшенные явно недавно выпавшим пушистым снегом деревья, белую улицу и мчащиеся с пассажиром одноконные легкие сани. Весьма любопытно, что эта единственная по-настоящему зимняя фотография сделана в 1908-м, в году, который был отмечен в истории как год наиболее интенсивных наводнений в бывшей Российской империи.
Во Всемирной паутине можно отыскать множество старых фото, запечатлевших знаменитое Московское наводнение 1908 года с впечатляющими видами превратившихся в «венецианские каналы» улиц, с лодками на фоне древних стен Кремля, с жителями, спасавшимися на верхних этажах домов и на крышах. Пик наводнения в Москве пришелся на Пасху, которая в тот год выпала на 23 апреля. В этот день вода в Москва-реке поднялась на целых 9 метров и затопила пятую часть города!
Может быть, чуточку менее интенсивным было наводнение 1908 года в Киеве, где вода повысилась ни много ни мало на 8 метров! А самое сильное наводнение в столице Украины случилось в мае 1931 года, когда уровень воды был зафиксирован на отметке 8,53 метра.
Половодье в Киеве
Зима 1908 года выдалась на редкость снежной, непривычной для наших южных мест. Земледельцы радовались, предвидя обильные запасы влаги в почве, – будем с хлебом! Вот только никто не мог предположить, что весна окажется слишком жаркой и душной. Пригревшее накануне Страстной недели солнце спровоцировало интенсивное таяние снегов. Уже 11–12 апреля из Киева стали поступать беспокойные сообщения о подъеме воды в Днепре.
15 апреля сообщения стали еще тревожней: «Вода в Днепре прибывает. Разлив в Киевском районе грандиозный. Почти весь Труханов остров затоплен. Жители спешно перевезены в город и временно размещены в контрактовом доме». («Контрактовый дом» – грандиозное здание, построенное в 1817 году по проекту английского архитектора Гесте в центре Киева, центр международной коммерческой торговли, где заключались сделки, контракты).
16 апреля спасавшихся от интенсивно надвигавшейся на Киев воды стало еще больше: «Сегодня утром залиты водой улицы Туровская, Введенская, Ярославская, Волошская, Почаевская, Щекавицкая, Еленов-ская и Юрковская. Жителям удалось своевременно переехать в город. Вода подошла к центральной электрической станции. Городу грозит опасность остаться без электричества. Пострадавшим от наводнения организуют помощь».
Вода надвигается на Херсон!
В Херсоне, находящемся в нижнем течении Днепра, на значительном расстоянии от Киева, по-видимому, долгое время надеялись на то, что бедствие пройдет стороной. Иначе как объяснить то, что, несмотря на тревожные сообщения с верховьев реки и известный факт – уже на седьмой день высокая вода доходит до Херсона, только 17 апреля в прессе появилось обращение городской управы к населению города: «Доводит до всеобщего сведения, что предвидится значительный разлив р. Днепра, ввиду чего населению следует заблаговременно принять меры к личной и имущественной безопасности».
Вместе с тем городские власти никак нельзя обвинить в бездействии, ибо некогда обязательным постановлением на берегу реки были учреждены несколько полицейских постов, которые в период наступающего половодья следили за повышением уровня воды и должны были поднять тревогу в случае опасности.
Уже на следующий день после предупреждения в прессе «большая вода» добралась до Херсона. К этому времени в срочном порядке были подняты арестанты и солдаты базировавшегося в городе гарнизона. Они спешно занялись возведением земляной насыпи и укреплением низких болотистых берегов вдоль реки Кошевой. Им помогали рабочие прибрежных предприятий, портовые грузчики и нанятые городской управой безработные. Набережную нарастили камнем, заложили щитами и досками, присыпав со стороны берега глиной, поверх которой уложили деревянные сходни. Впрочем, все прекрасно осознавали, что эта защита скорее от ветра и высоких волн, но никак не от напора поднимавшейся воды.
Меж тем вода прибывала и, несмотря на принятые меры, затопила прибрежные постройки находившихся на берегу предприятий. В частности, мастерские завода Вадона, лесопилки Вайнштейна и низкий Карантинный остров, жители отдаленного угла которого, так называемых Пятихаток, предвидя это, давно уже переселились со своей живностью на чердаки домов.
Продолжавшие поступать из Киева сообщения не радовали: «19 апреля. Вода в Днепре продолжает прибывать. Бедствие неописуемо. Количество жертв наводнения растет. Сильная нужда в пище и одежде. Деятельность гавани совершенно заглохла. Грузчики, ломовые извозчики и носильщики живут впроголодь. Мельницы бездействуют. Цены на мучные продукты повысились. Губернатор совместно с городским головой организуют помощь пострадавшим путем выдачи горячей пищи».
Борьба с водой в Херсоне
В 20-х числах апреля от Карантинного острова в Херсоне осталось всего два-три маленьких незатопленных клочка земли. «Уже вчера многих карантинцев вода выгнала с чердаков. Но многие всё-таки сидят еще на своих чердаках. Впрочем, вчера им некуда было и уходить, так как сильный ветер и волна заставляли выжидать более благоприятной погоды», – рассказывали местные очевидцы.
К тому же сильное течение, от 7 до 10 морских миль в час (18,5 км/час), создавало проблему не только гребным лодкам, но даже катерам и пароходам: «Суда и элеваторы, которые раньше передвигались одним катером, теперь буксируются двумя и даже тремя». Да и бросить свой, пусть скудный, скарб на разграбление любителям поживы многие местные жители не решались.
Несомненно лучшим было положение горожан на «большой земле», так как Херсон располагался всё же на возвышенности, и опасность подтопления жилых участков сохранялась лишь в прибрежной зоне.
Тем не менее… «На херсонском моле вчера перебывали тысячи людей, – сообщал корреспондент газеты “Родной край”, – с грустью смотрящих на прибыль воды. Только и слышно было “еще четверть”!
Пройдем от Русского общества по набережной (от причала РОПиТ, располагавшегося в районе современной набережной на пр. Ушакова, вниз по течению реки в сторону речного вокзала. – Авт.). Возле пристани вода уже вышла до аршинного столба, и здесь поспешно строят запруду, так как в противном случае вода хлынет и затопит лесные склады. Далее к набережной прибито много камыша, который задерживает волнение. На пристани “Надежды” идет спешная переноска клади прямо на мостовую, а близлежащие Алешковская и Голянская пристани уже покрылись водой. Против Волохинского парка идет спешная укладка мешков с землею. Дальше к Соляной набережная выше, но вода заняла почти весь проезд с Кошевого спуска на Забалку. Под первым проездным мостиком уже нет и щелочки. Еще два вершка – и вода покроет мостик. Арестанты спешно окапывают мостовую и землю двумя колымагами сваливают под дома. По Кривой улице все огороды в воде. Во многих местах вода залила Кривую улицу…»
Прошло не менее двух недель, прежде чем в местных газетах появилась первая позитивная информация – вода перестала прибывать. Случилось это днем 3 мая. Вместе с тем раскисшая от воды защитная насыпь на набережной во многих местах дала течь и вновь требовала рабочих рук.
Целый месяц продолжалось это противостояние. А после того как во второй половине мая река уже окончательно вошла в свое русло, начались работы по восстановлению разрушенной набережной, жилых домов на Карантинном и прибрежных предприятий. Впрочем, это был не весь урон, который нанесло большое половодье. «Алешковские слобожане, кардашинцы и голяне», занимавшиеся в основном огородничеством и скотоводством, оказались в безвыходном положении перед стихией. Поздно сошедшая вода не дала возможности засеять огороды, да и выпас скота в плавнях, залитых водой, оказался весьма затруднительным. Что впоследствии сказалось на снабжении Херсона сельскохозяйственными продуктами.
На чрезвычайном положении…
Хорошо еще, что подобные половодья случались не часто. Следующее подобное этому произошло в Херсоне в 1915 году. Тогда также в основном пострадали Карантинный остров, его жители и работавшие на островских предприятиях рабочие: «Площадь, тяготеющая к судостроительному доку Вадона, а также и яхт-клуб очутились в воде». На время половодья предприятия, территория которых оказалась залитой водой, прекратили работу, а рабочие были рассчитаны.
Дореволюционный опыт борьбы с половодьем в Херсоне посредством возведения временной защитной дамбы пригодился и в советском Херсоне. Так, читаем в апрельском номере газеты «Наддніпрянська правда»: «Постанова президії Херсонської М/Ради з 26-го квітня 1932 року. У зв’язку з загрозою затоплення водою набережної частини міста та розташованих на ній підприємств оголосити на час паводі м. Херсон та набережну територію на надзвичайному стані. Доручити Надзвичайній трійці вжити належних заходів забезпечення своєчасної побудови дамби. Секретаріатові Міськради видати обов’язкову постанову про надзвичайний стан міста. Голова Міськради Крічевцов».